Слайд 1Влияние семейных отношений на возникновение психосоматических заболеваний у ребёнка
Слайд 2ЗНАКОМСТВО
Львова Наталья,
детский и семейный психолог, клинический психолог, арт-терапевт, МАК-терапевт,
обучающий тренер, член «Ассоциации эстетотерапии»,
руководитель проекта «Психологическая копилка премудростей»
Автор
психологической игры «История болезни моего ребенка»
Слайд 3Разминка
1. Счастливый ребенок…..
2. Ребенок в семье….
3. Родители дают ребенку…
4. Родители
НЕ дают ребенку…
5. Я –ребенок, который..
6. Мой ребенок…
7. Мои родители….
Слайд 4Психосоматика (от гр. psyche - душа, soma - тело) -
изучает влияние психологических факторов на возникновение и последующую динамику развития
психосоматических болезней.
Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматической болезни лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах
Слайд 5К этим болезням относят конверсионные, функциональные болезни и психосоматозы (к
последним –
бронхиальную астму, язвенный колит, есенциальную гипертонию, нейродермит, ревматоидный
артрит, язву двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз).
Слайд 61. Начало заболевания провоцируется психическими факторами такими как, психическая травма,
эмоциональный стресс.
Действие этих факторов может быть кратковременным (смерть близкого
человека, депрессия), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства).
Слайд 72. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но
и любое обострение или рецидив болезни.
3. Течение заболевания в определенной
степени зависит от пола и стадии полового созревания. Например, бронхиальная астма до периода полового созревания в 2 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, в то время как в более зрелом возрасте - чаще у женщин, чем у мужчин.
Слайд 84. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, их обострения в той
или иной степени носят сезонный характер.
5. Психосоматические болезни возникают
у лиц с генетической и конституциональной предрасположенностью. Практическим психологам этот факт хорошо известен.
Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания.
Слайд 9В МКБ-10 психосоматические расстройства могут классифицироваться в разных разделах:
"Органические,
включая симптоматические, психические расстройства" (рубрики F04-F07, соответствующие реакциям экзогенного типа
K. Bonhoffer),
"Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства" (рубрики F44.4-F44.7, соответствующие психогениям,
и F45 - соматоформные расстройства), а также
"Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами" (рубрики F50-F53).
Слайд 10Определенное место в патогенезе психосоматических расстройств занимает такое явление как
алекситимия - недостаточность вербализации, как следствие эмоциональных нарушений.
Слайд 11Детские психосоматические проявления: причины возникновения
- Особенную роль в возникновении психосоматических
расстройств играет само рождение ребенка.
- Ошибки воспитания. Из-за неуверенности, тревожности
требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные.
Слайд 12Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности официально
и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные
пути.
Безвыходная ситуация иногда решается посредством болезни.
Слайд 13Примерно так же выглядит и так называемый школьный невроз, часто
сопровождающий детей, с семьях которых возлагаются повышенные требования к ребенку,
не соответствующие его реальным возможностям.
Слайд 14Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами,
способствуют появлению психосоматических проблем у ребенка.
Решить эти проблемы и,
таким образом, помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений.
Семья - единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его плохое поведение, как правило, является симптомом других семейных болезней.
Слайд 15
В.И. Гарбузов выделил 4 типа неправильного воспитания, которые приводят к
неврозу у ребенка
1. Неприятие, эмоциональное отвержение сочетается с жестким контролем,
регламентацией жизни ребенка, которому навязывают единственно правильный тип поведения.
2. Тревожно-мнительное воспитание, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Слайд 163. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятное
воздействие резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.
4. Неблагоприятные личностные
характеристики родителя, такие, как гиперсоциальность, тревожность в отношениях с детьми.
5. Базисные характеристики воспитания, такие, как забота, любовь родителей к детям, контроль за детьми, обучение, интенсивность воспитательных мероприятий и время, затрачиваемое на воспитание.
Слайд 17Почему врачи и пилюли не помогают?
Обращение с ребенком как с
маленьким неудачником дает ему своеобразное "разрешение" болеть энурезом.
Маленький (это
идет от мамы) может позволить себе недержание мочи, а неудачник (это идет от папы) - не может от этого избавиться.
Энурез ребенка играет "положительную" роль в установлении внутрисемейного равновесия.
Слайд 18Родительская гиперопека может приводить к развитию у ребенка обсессивно-компульсивного или
фобического невроза.
Сверхкритичный родитель редко или никогда не удовлетворен детским
поведением или качеством выполнения им какой-либо деятельности.
Ребенка редко хвалят и поощряют за какую-либо деятельность, и он отвечает родительским ожиданиям. Ребенок боится совершить ошибку, сделать что-то неверно. Постоянное оттормаживание своих реакций ведет к развитию у ребенка обсессивно-компульсивного расстройства.
Слайд 19Тесная связь между родителями (чаще всего матерью) и ребенком может
стать причиной школьной фобии.
Симбиотические отношения с матерью не дают
ребенку возможности свободно развиваться и отделиться от матери.
Чрезмерная опека, запрет на критику ребенка даже для самой себя, часто испытываемое чувство вины - характерные черты таких матерей. Нередко ребенок более значим для женщины, чем муж, который часто играет пассивную роль в семье и мало занимается вопросами воспитания.
Слайд 20 Главный патогенный аспект отношения родителей - непроизвольное использование детей
для разрешения своих личностных проблем и кризисных ситуаций в семье.
В результате невроз как болезненно-защитная форма реагирования на аффективно переживаемые и неразрешимые проблемы развития, выражения и признания своего "я" снижает творческий, эмпатический потенциал личности, осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет дальнейшее принятие ролей.
Слайд 21Родительские установки, формирующие развитие психосоматозов у ребенка
Слайд 22Ребенка можно научить только тому, что умеешь и имеешь сам.
Слайд 23Родительские директивы могут быть не только в виде многократных повторений
определенных установок, но и в виде неясного поведения или выражения
мыслей, однако с четким намерением дать понять ребенку, что в случае их невыполнения последует наказание.
Слайд 24Иногда подразумевается не явное наказание (ругань, порка), а косвенное —
например, ребенок будет виноват в происходящем, причем родители помогут ему
осознать, что все произошло именно из-за него.
Слайд 25Установки, навязываемые детям и влияющие на метафизику детских болезней
- «не
живи»
- «не будь ребенком»
- «не верь себе»
-
«будь самым лучшим»
- «не чувствуй»
- «нельзя никому верить»
- «не делай»
Слайд 26Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются
всевозможными назиданиями и предостережениями, которые оседают в подсознании ребенка
Слайд 27Также среди причин психосоматических детских заболеваний выделяют непоследовательное воспитание. Родители
то разрешают, то запрещают, то удерживают рядом, то не желают
слушать.
Детям сложно понять таких родителей, которые могут отреагировать на них самым неожиданным образом.
Это приводит к тому, что дети перестают им доверять и скрывают свои эмоции. Ребенок не может сам выйти из сложившейся ситуации так, чтобы сохранить самоуважение, и начинает болеть.
Слайд 28Направления психологической коррекции и терапии детских психосоматозов
Слайд 291.Семейная психотерапия. Гармонизация детско-родительских отношений. Терапия родителя.
2. Поведенческая психотерапия.
3. Телесно-центрированные
методики;
4. Суггестивные и упражняющие методики;
5. Арт-терапия (изотерапия, сказкотерапия, песочная
терапия, цветотерапия, музыкотерапия, тканевая терапия)
6. Символдрама.
7. Стационарная психотерапия;
8. Группы самопомощи.
Слайд 30Гармонизация детско-родительских отношений – основа терапии детских психосоматозов: практические упражнения
Слайд 31Метод незаконченных предложений + МАК
«Я, как родитель, должен (должна)...»;
«Когда я
сердит (а) на своего ребенка, я...»;
«Я выражаю любовь тем, что...»;
«Моя
значимость в семье состоит в том, что...»;
«Если бы я набрался смелости, я бы...»;
- «Если бы меня знали, вы бы...»;
«Тот человек, которого я люблю должен...»;
«Когда мой ребенок болеет, я чувствую…»
«Болезнью мой ребенок хочет сообщить….»
Слайд 32Я, как родитель, должна (должен)…..
Слайд 33
Моя значимость в семье состоит в том, что...
Слайд 34
Когда мой ребенок болеет, я чувствую…
Слайд 35Болезнью мой ребенок хочет сообщить…
Слайд 36Человек, которого я люблю, должен...
Слайд 37Упражнение
«Настроение моего дома»
Цель: гармонизировать взаимоотношения между детьми и родителями.
Материалы:
бумага формата А3, кисти, краски, вода в миске.
Родитель и ребёнок
на мокрой бумаге вместе молча рисуют настроение своего дома, потом надо дать название рисунку, придумать девиз и вместе произнести.
Слайд 38Техника
«Мой особенный малыш»
(Львова Н.)
Цель:
- содействие в принятии особенностей
ребенка
- выход на ресурсное состояние
Рекомендованные колоды: любые портретные, «Из сундука
прошлого», «Хабитат» и др.
Слайд 391. ВО из портретных колод выбрать образ своего ребенка. Подробно
обсудить.
2. Проговорить его «особенности». Чем он отличается от других детей?
3.
ВС 3-5 карт «Что я не принимаю в своем ребенке»?
Подробно обсудить.
Слайд 404. ВЗ 3-5 карт «В чем нуждается мой ребенок?»
5. ВЗ
3-5 карт «Качества, которые делают моего ребенка ОСОБЕННЫМ» (качества со
знаком +, которые будут считаться ресурсными).
6. Рефлексия.
Слайд 41Техника работы с манкой (песком) «Остров прощения»
Цель: гармонизировать взаимоотношения между
детьми и родителями.
Материалы: манная крупа (песок), ватман.
Участники создают из манной
крупы острова (для маленьких детей манку надо сразу разделить на кучки).
Даётся следующая инструкция: создай свой остров и построй мосты прощения к другому человеку.
Слайд 43Упражнение «Прощение себя за то, что я не идеален»
«Истинное умение
прощать - это мост, пройдя по которому мы освобождаемся от
чувства вины и страха и, который позволяет нам испытать рай на земле»
( Геральд Ямпольский)
Слайд 44Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными.
Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях.
Слайд 45«Представьте, что вы идете по проселочной дороге. Вокруг цветочный луг.
Дорога разделяет огромное поле, осыпанное прекрасными полевыми цветами. Вы слышите
жужжание насекомых, пение жаворонок в высоком небе. Вам дышится легко и спокойно. Вы не спеша двигаетесь по дороге.
Теперь Вы начинаете замечать, что Вам навстречу движется человек. Вы понимаете, что это и есть Вы.
Слайд 46Человек, который стоит перед вами, становится трехлетним малышом. Вы берете
его на ручки, прижимаете к себе, говорите: «Ты же знаешь,
я люблю тебя, я очень сильно люблю тебя. Я тебя прощаю».
Этот чудесный ребенок становится совсем маленьким, он помещается на вашей ладошке. Вы помещаете его в свое сердце, в свою душу, в свой внутренний мир.
Теперь ваш внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый вместе с вами. Эти части помогают вам жить и действовать эффективно.
Слайд 47Вы снова идете по проселочной дороге. Вам дышится легко и
свободно. У вас спокойно на душе. И теперь в вашей
жизни все будет по-другому, потому что вы другой. Вы наполнены любовью к себе и ваши части гармоничны. Сделайте глубокий вдох и выдох и откройте глаза».
Главное помните, что когда человек прощает, он освобождает место для созидательных мыслей, наполненных любовью.
Слайд 49Упражнение
«Мои ресурсы здоровья».
Автор – Львова Н.
Цель – наделить
ребенка ресурсами для исцеления, дать возможность поверить в свои силы,
возможность визуализировать здоровое будущее.
Слайд 50Ход упражнения:
1. На листе бумаги А-4, разделенном на 6-8 частей,
просим нарисовать ребенка (в каждой части) что-то, что по его
мнению поможет ему выздоравливать или наделять силами к исцелению.
Это могут быть реальные вещи (любовь, солнце, доктор, друзья и т.п.), а также волшебные (сила мощного Света, волшебная Живая вода и пр).
Слайд 512. После обсуждения, просим каждый рисунок вырезать, или аккуратно отделить
руками от фона и поместить в песочницу (на лист ватмана,
большой цветной бумаги).
3. Расположить ресурсы так, как ему нравится. Дополнить до целой картины, украсить, выбрать фигурку себя и поместить, где комфортно.
4. Сочинить и инсценировать сказку.