Слайд 1В.М. Шукшин
Особенности героев-«чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критик». Человеческая открытость
миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.
Слайд 2Василий Макарович Шукшин
(1929-1974)
Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929
в крестьянской семье.
Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был
арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости.
Слайд 3Жизнь и творчество
В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение
ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).
В 1956 году
состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме
С.Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Слайд 4Жизнь и творчество
Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году
Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме Хуциева
«Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину».
Слайд 5Творческое наследие
В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет,
но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером,
актером. Фильмы с его участием, созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.
Слайд 6Герои Шукшина
Словарная работа
Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого
вызывают недоумение, удивление у окружающих.
Чудик (прост.) – то же, что
и чудак.
(по словарю С. И. Ожегова)
Слайд 7Читая рассказы Шукшина, удивляешься чудачеству героев, но веришь «правде человеческих
характеров, испытываешь радость общения с живым человеком». Автор не идеализирует
деревенских жителей, но ищет в характерах людей из деревни светлые, здоровые стороны. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искажённое бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. Но, несмотря на это, каждый него «чудик» был для него родным, да и для читателя тоже.
Слайд 8Рассказ «Критики» (1964)
Запишите синонимы к слову
«критик»
Слайд 9Словарная работа
Критики (критик), -а,м.
1. Человек, занимающийся критикой (в 1
знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к.
2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Слайд 10Анализ рассказа
Кто герои рассказа?
Как вы думаете, почему так называется рассказ?
Что
объединяло Петьку и дедушку?
О чем говорит дружба Петьки и деда?
В
чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
(Дед жаждал правды, он борется за правду.)
Случались ли разногласия в их оценке фильма?
В чем? Почему?
Слайд 11Вопросы
Почему так ведет себя дед?
Как поступают взрослые? Муж тети?
Как
поступает тетя?
Как поступает отец Петьки?
Почему же деда так
обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
Слайд 12Своеобразие шукшинских рассказов
Отражение жизни в движении.
Деловитость, собранность.
Начало простое, уверенное, динамичное.
Почти
отсутствуют портретные и пейзажные описания.
Характеры героев раскрываются через речь,
в диалогах, поступках.
Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
Концовка рассказа открыта (открытый финал).
Слайд 13Практическое задание
Найдите в тексте просторечные слова.
В рассказе немало смешного.
Приведите примеры.
Слайд 14Практическое задание
Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?
Слайд 15Выводы
Домашнее задание
1.Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
2.Почему
рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом
в подушку?
3.Какие чувства вызвал у вас рассказ?
4.Почему же рассказ называется «Критики»?
5.Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?