Слайд 1Военная кафедра при ЕНУ
имени Л.Н. Гумилёва
Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ
Әскери кафедрасы
Тема:
«Предмет и задачи тактики»
Слайд 2
- Правила боевого применения Сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Казахстан.,
часть третья (взвод, отделение, танк).
- Тактика отделения, танка, мотострелкового и
танкового взвода., кн.1., Астана., 2002 г.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 3
1. Тактика – основная часть военного искусства.
2. Значение тактики в
подготовке офицеров и обучении войск.
3. Требования МО РК, Председателя комитета
начальников штабов по тактической подготовке подразделений и подготовке офицеров.
Учебные вопросы
Слайд 4Тактика – основная часть военного искусства
Военное искусство как научная теория
разделяется на три составные части - стратегию, оперативное искусство и
тактику.
Стратегия - составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и Вооруженных Сил к войне, планирование и ведение войны и стратегических операций.
Слайд 5Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и
практику подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций (боевых действий)
объединениями видов Вооруженных Сил. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой. Оперативное искусство определяет задачи и направления развития тактики.
Слайд 6Тактика (от греческого слова taktika — искусство построения войск, tasso
- строю войска) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию
и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями различных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил) и специальных войск.
М.Н. Тухачевский говорил, что тактика изучает природу боя и участия в нем войск в целом, а организатором боя выступает командир.
Слайд 7Тактика – основная часть военного искусства
Тактика зародилась с появлением армий.
В войнах раннего периода рабовладельческих государств она сводилась к прямолинейному
движению войск на поле боя и рукопашной схватке воинов.
Развитие тактики в этот период шло в направлении совершенствования боевых порядков и маневрирования ими на поле боя.
Слайд 8Военными начальниками в этот период были – главы государств, и
в их лице соединялась вся власть.
Рамзес II – фараон древнего
Египта – XIV – середина XIII в. до н. э.
Дарий I – 522 – 486 г. г. до н. э.
Кир младший – 401 – 406 г. г. до н. э.
Кир II – Великий 539 – 545 г. г. до н. э.
Более позднее время рабовладельческой эпохи:
- Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь наиболее полно понимали зависимость военной стратегии от политики.
Слайд 9Александр Македонский рассматривал:
- заботу об устойчивости тыла и коммуникаций;
- стремление
к разгрому главных сил противника;
- настойчивость и последовательность выполнения своего
стратегического плана;
- использование слабых сторон противника;
- завоевание превосходства на море и др.
Слайд 10Фаланга тяжелой пехоты – составляла центр и основу боевого порядка
армии.
Правый фланг – сильная тяжелая конница и средняя пехота –
для нанесения главного удара.
Остальная конница и легкая пехота – прикрытие (флангов) другого фланга и завязывание сражения.
Слайд 11Чингисхан (Темуджин, Темучин) – основатель единого Монгольского государства.
Для стратегии и
тактики Чингисхана характерны:
- тщательная разведка;
- внезапность нападения;
- стремление расчленить силы
противника;
- устройство засад с использованием специальных отрядов для заманивания неприятеля;
- маневрирование крупными силами конницы и др.
Слайд 12Основоположники:
В Европе - Австрийские маршалы Монтекукколи, Ласси;
Прусский король Фридрих
II, маршал Мориц Саксонский.
В России – Петр I, фельдмаршалы: П.
А. Румянцев, М. И. Кутузов, генералиссимус А. В. Суворов.
Развитие тактики в эпоху капитализма
(XVI – XIX в.в.)
Слайд 13Суворов – наступательная стратегия
Использование различных боевых порядков:
- линии, каре, колонны
(полковые, батальонные, ротные и др.);
- применение боев ночью;
- высокая маневренность
войск;
- увеличение патронов до 100 штук на солдата;
- требование – вести прицельный огонь;
- вера в талант своих учеников: Кутузова, Багратиона, Платова, Милорадовича и др.
Слайд 14Переворот в тактике произошел в 17 веке в связи с
внедрением в армии огнестрельного оружия.
Глубокое построение боевых порядков сменилось линейной
тактикой.
б) С 17 – 18 веков – появление колонн и рассыпного строя (Пример: Бородинское сражение 1812 г.).
в) В Крымской войне 1853 – 1856 г.г. – тактика стрелковых целей (Утвердилась 1900 – 1905 г.г. в войне с Японией)
г) Война 1914 –1918 г.г. – массовым применением пулеметов, скорострельной артиллерии, новых средств борьбы – авиации и танков, ОВ.
Слайд 15В годы Гражданской войны – переход к ударным группировкам с
сосредоточением сил и средств на главных направлениях.
В годы Великой
Отечественной войны характеризовалась:
- гибкостью, своевременным изменением боевых порядков войск;
- способов их действий с учетом превосходящих изменений в оснащении оружием и техникой своих войск.
Слайд 16Теория тактики исследует закономерности, характер и содержание боя, разрабатывает способы
его подготовки и ведения, изучает боевые свойства и возможности подразделений,
частей и соединений.
Практика тактики охватывает деятельность командиров, штабов и войск по подготовке и ведению боя.
Слайд 17Она включает:
- постоянное уточнение данных обстановки; принятие решений и
доведение боевых задач до подчиненных;
- планирование и подготовку боя;
- ведение боевых действий и управление подразделениями и частями;
- обеспечение боевых действий.
Слайд 18 В настоящее время тактика подразделяется на общую тактику, тактику видов
Вооруженных Сил РК, тактику родов войск (сил флота) и тактику
специальных войск. Основу общей тактики составляет тактика Сухопутных войск.
Тактика изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения общевойскового боя.
Слайд 19Значение тактики в подготовке
офицеров и обучении войск
Тактическая подготовка
является основной дисциплиной обучения. Она наиболее полно обеспечивает подготовку офицеров
к практическим действиям в современном бою и их высокую полевую выучку.
Главная ее задача - научить офицеров основам организации и ведения боя.
Слайд 20В основу тактической подготовки должно быть положено обучение организации боя
и управлению подразделениями в бою, практическим действиям на местности с
использованием вооружения и боевой техники как при использовании противником обычных средств поражения, так и при применении им оружия массового поражения.
Слайд 21Требования Министра обороны РК,
начальника Генерального штаба
по тактической подготовке
подразделений
и подготовке офицеров
Министр Обороны Республики Казахстан в своем
приказе на новый учебный год по вопросам боевой и мобилизационной готовности требует, не снижая напряженности боевой учебы, главные усилия направить:
Слайд 22 на повышение качества показателей боевой подготовки Вооруженных Сил,
на изучение
в проверку эффективности новых видов оружия и боевой техники,
отработку
боевых действий в сложных условиях обстановки,
совершенствование управления войсками и всех видов обеспечения.
Слайд 23При подготовке офицеров и подразделений - тактической подготовке уделяется особое
внимание.
В Директивах МО РК, приказах и других документах Председателя
комитета начальников штабов (Начальника Генерального штаба) на новый учебный год по организации учебы в войсках, в Программе боевой подготовки и других установочных документах, акцентируется внимание на тактической подготовленности командиров и подразделений.