Слайд 1Воспитательная система К.И. Мая.
Подготовила студентка 2 курса
факультета педагогики
психологии
и коммуникативистики
КУБГУ специальность
«Педагогика и психология
девиантного поведения»
29 группа
Христенко Евгения
Слайд 2
Карл Иванович Май родился в Петербурге 29 октября 1820г. Из-за
материального положения в 14 лет ему пришлось давать платные вспомогательные
уроки. Уже тогда он проявил свои педагогические способности. После школы К.И.Май занимался частными уроками.
Слайд 3 К.И.Май поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения
образования, он стал преподавателем Андрея Дашкова, сына министра юстиции. Все
свое свободное время К.И.Май отдавал самообразованию. После того, как его воспитанник подрос, Карл Иванович устроился преподавателем в Лесной институт.
Слайд 4
Давая согласие открыть собственную школу, К.И. Май чувствовал потребность применить
теоретические вопросы педагогики на практике, некоторые опыты, произведенные при одиночном
обучении, произвести в более широких размерах.
Слайд 5К моменту первого официального признания школа состояла из 5 классов
(83 ученика).
Слайд 6В 1860г. К.И.Май обратился с прошением об официальном признании основанного
им учебного заведения. При утверждении оно получило следующее название: «Реальное
училище на степени гимназии».
Слайд 7Педагогические законы, по которым жила школа.
Главная цель средней школы -
воспитание.
Образование должно быть подчинено воспитанию.
Слайд 8Воспитание – это в первую очередь прививка нравственности, развитие всех
способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному
индивиду.
Слайд 9
Уважение к личности ученика, индивидуальный подход к каждому, стремление
оказать поддержку ученику, развивая его способности .
Демократичный стиль жизни школы
во всём
Стабильность педагогического коллектива, соответствие его действий педагогическим принципам школы.
Слайд 10Структура школы.
Учебный день: 9 утра- 16 вечера.
По средам
и субботам – с 8 до 12.
Урок длился 53 минуты,
перемена 7 минут.
Большая перемена с 12 до 13 часов.
Слайд 11В начальных 4 классах программа для всех была общей. С
5-го класса – по выбору родителей или по желанию учеников
Образовались 2 категории учеников – гимназисты и реалисты. Немного позже было создано коммерческое отделение
Слайд 12С самого начала при школе был организован пансион и полупансион.
Слайд 13Первые учебные программы К.И.Май разработал сам. В программах для начальных
классов Карл Иванович принял за основу метод наглядного преподавания.
В
обучении первых классов Май был сторонником и последователем немецкого педагога Фридриха Фребеля, считавшего основной целью воспитания гармоничное развитие всех сил и природных данных человека.
Много времени отводилось естественным наукам.
Слайд 14 Учебный материал должен быть доступным пониманию детей и учитывать
индивидуальные особенности детей, поэтому необходимо постоянно совершенствовать методику преподавания.
Метод преподавания
всегда стоял предметом первейшей заботы К.И.Мая.
Слайд 15Каждый день воспитанников начинался со встречи с директором. С провинившимися
Карл Иванович беседовал без свидетелей, чтобы не задеть самолюбие ученика.
Он считал, что от юного существа всего можно добиться, высказывая к нему доверие.
Наказания в школе были редки и носили гуманный характер
Слайд 16Выпускники отмечали, что отношения К.И.Мая определялись серьезной требовательностью без поблажек
и снисхождений. Одно из многих превосходных качеств К.И.Мая - строгое
чувство долга. Этим чувством он определял каждый свой поступок.
Слайд 17 У учеников не было одинаковой гимназической формы. Они собирались
на общую молитву в рекреационном зале, независимо от национальности.
К.Май сам нередко вел уроки. Он не был простым исполнителем, а постоянно стремился совершенствовать методику проведения уроков на базе методических принципов
Слайд 18Карл Иванович вел географию, арифметику, всеобщую историю.
Слайд 19 Главная задача наставника – приготовить юношу к труду, полезному
для общества. К.И. Май отмечал необходимость заботы о физическом состоянии
детей. Он поощрял любую подвижность во время перемен.
Слайд 20 Система ведения уроков требовала от учеников постоянной годовой готовности,
а не поурочной. К.И.Май особо поддерживал в школе дух товарищества,
внешним признаком которого, был обычай всех учеников говорить друг другу «ты». Доносы на товарищей не поощрялись никогда. Важной чертой К.И.Мая как воспитателя был беспристрастный подход к разным ученикам. В своём отношении он был одинаков и справедлив.
Слайд 21Оценка производилась по пятибальной системе, в четвертях выставлялся средний бал
с точностью до сотых. Оценивались отдельно успехи и прилежание. Из
класса в класс ученики переводились на основании среднегодовых оценок (не ниже 3). Экзамены как таковые не проводились. В конце года неожиданно на урок приходил Май и вместе с учителем опрашивал учеников по темам программы.
Когда уроки заканчивались, все учащиеся опять поочередно совершали процедуру прощания с рукопожатием.
К.И. Май был требователен как к ученикам, так и к педагогам.
Слайд 22 Важную роль играли школьные праздники.
К.И.Май интересовался и внешкольной жизнью
воспитанников, т.к. считал, что воспитание невозможно без взаимосвязи школы и
семьи.
Во время каникул К.И.Май совершал с воспитанниками 2-3-х дневные пешие путешествия в окрестностях Петербурга.
Слайд 237 марта 1882г. школе были присвоены права гимназии.
До экзамена в
казенных гимназиях, К.Май проводил свою проверку, чтобы приучить учеников к
обстановке и выявить пробелы в знаниях.
В 1890г. К.И.Май ушел в отставку. Но он продолжал преподавать географию и заботиться о школе.
Слайд 24После Карла Ивановича управление пришло к Василию Александровичу Кракау, затем
Александру Лаврентьевичу Липовскому.
Скончался К.И.Май в ночь на 20 марта
1895г.
Слайд 25Спасибо за внимание!
«Сперва любить — потом учить»
Слайд 26Список литературы:
Альманах «Русский меценат»: Полеты майского жука: советская история одной
Петербургской гимназии.//статья.-2008.-с.76-85.//URL: http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/may_gymn.htm (дата обращения: 26.03.2016г.).
Лихачев Д.С. Школа на Васильевском:
кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. – Совместно с Н.В. Благово и Е.Б. Белодубровским