Слайд 2Возрастная психология
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования
психики и психической деятельности человека и групп людей.
Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая
психологические изменения человека по мере взросления.
Слайд 3Возрастная психология
1. Пре – и перинатальная психология
Отрасли:
2. Детская психология
3. Геронтопсихология
Прената́льная
и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической
жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной)
Слайд 4Возрастная психология
Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста.
Формирование, как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века.
Возраст - категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития.
Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический.
Слайд 5Возрастная психология
Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.
Биологическое - это созревание анатомо-физиологических
структур
Психическое - закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных
и качественных преобразованиях.
Личностное - формирование личности в результате социализации и воспитания.
Слайд 6Периодизация психического развития - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе,
основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов).
Возрастная психология
Онтогене́з (от др.-греч. «ὤν», on, gen. «ὄντος»,
ontos — сущий и «γένεσις», genesis — зарождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.
Слайд 7Возрастная психология
Первыми, кто предложил возрастную периодизацию
развития, были
Пифагор, Гиппократ и Аристотель.
Пифагор (VI в. до
н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет.
Слайд 8Возрастная психология
Гиппократ в ходе
всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов,
а Аристотель делил
детство и отрочество
на три стадии:
первая – от рождения до 7 лет;
вторая – от 7 до 14 лет и
третья – от 14 до 21 года.
Слайд 9Возрастная психология
Периодизация развития основана на смене ведущих типов деятельности. (Д.Б.Эльконин)
Младенчество
(2-12 мес.) – непосредственное эмоциональное общение с мамой.
Раннее детство (1-3 мес.) – предметная
деятельность.
Дошкольный возраст (3-6(7)) – игра.
Младший школьный возраст (6(7)-10(11)) – учебная
Подростковый возраст (10(11)-15(16)) – интимно-личностная, общественно-полезная.
Юношество (15(16)-18) – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Слайд 10Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования.
При
смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.
Возрастная психология
Взрыв социальной ситуации
развития - сущность любого кризиса
Слайд 11Младенчество
(от рождения до 1 года)
Слайд 12 В возрасте от 0 до
10-ти дней ребёнка принято называть «новорожденный». В эти дни он
приспосабливается к новому для него способу дыхания и обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ему очень трудно (то есть он очень трудится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители и близкие люди помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой.
Слайд 13 С 10 дней до 2-3-х месяцев –
время младенчества. К этому возрасту младенец уже освоился с обилием
новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает происходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» - приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доброжелательное отношение и общение с ним взрослых людей, старших братьев и сестёр.
Слайд 14 С 2-3-х месяцев до 1-го года
- время, в которое общепринято называть младенца «грудным». Грудное молоко
матери является основным видом питания ребёнка в это время, а нахождение рядом с грудью матери – наиболее приятное и безопасное для него место. Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сначала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым человеком по поводу предметов и игрушек. Это время развития понимаемой речи малыша, да и сам ребёнок начинает использовать в общении сначала гуление, потом – лепет, а затем – и отдельные слова, короткие предложения.
Слайд 15Ведущий вид деятельности: непосредственно эмоциональное общение со взрослыми.
Социальная ситуация развития:
ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация "МЫ".
Слайд 17
Развитие речи
Гуление обычно возникает в возрасте 1-2 месяцев и
сопровождает ребенка в 1 полгода жизни. Обычно это различные вариации
звуков.
На смену гулению приходит лепет, это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги сначала однократно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще.
Первые слова: на этом этапе (11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.
Слайд 18Кризис 1 года
- это переходный период между младенчеством и ранним
детством. Он связан со всплеском самостоятельности.
Главное приобретение переходного периода
– своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
Слайд 19Раннее детство
(от 1 года до 3 лет)
Слайд 20
Социальная ситуация развития: познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со
взрослым.
Ведущий вид деятельности: предметно – манипулятивная деятельность.
Слайд 21
Развитие речи:
Быстрый переход на уровень речевого развития возможен только при
полноценном общении ребенка со взрослым;
Быстро растет пассивный словарь – количество
понимаемых слов;
Растет активный словарь (1500слов), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым.
Слайд 22Развитие мышления:
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным;
Мышление основывается
на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком;
Мышление первоначально проявляется в самом
процессе практической деятельности.
Слайд 23Кризис 3-х лет
- это граница между ранним и дошкольным возрастом.
Это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению
к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей.
Слайд 24Дошкольный возраст
(от 3 до 7 лет)
Слайд 25- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых
людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношений между ними.
Игра как ведущая деятельность
Слайд 26Этапы дошкольного периода:
Младший дошкольный возраст (3-4 года): дети этого возраста
чаще всего играют одни. Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм.
Средний
дошкольный возраст (4-5 лет): дети в играх объединяются в группы, распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет): формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления.
Слайд 27
Развитие речи
Завершается долгий и сложный процесс овладения речью;
Язык становится средством
общения
и мышления ребенка;
Развивается звуковая сторона речи;
Интенсивно растет словарный состав речи(2500-3000 слов);
Развивается грамматический строй речи;
Ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым.
Слайд 28Развитие
мышления
Основная линия развития мышления- переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
и в конце периода- к словесному мышлению.
Основным видом мышления
тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях).
Слайд 29Младший школьный возраст
(7-11 лет)
Слайд 30Кризис
7 лет
Происходит переоценка ценностей, то, что было значимо раньше
становится второстепенным;
Все, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается ценным,
то, что связано с игрой- менее важным;
Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости.
Слайд 31Основные характеристики
Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Происходит смена
образа и стиля жизни.
В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Слайд 32Ведущий вид деятельности
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная
деятельность.
Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываются именно
в первые годы обучения.
Слайд 33Центральные новообразования
1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения
и деятельности;
2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий;
3. Развитие нового познавательного
отношения к действительности;
4. Ориентация на группу сверстников.
Слайд 34Мотивы учения:
• познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний,
приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
• социальные (ответственность,
понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
• узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу.
Слайд 35 дети 7-8 лет
Подвижные
Любознательные
Конкретность мышления
Большая впечатлительность, подражательность
Неумение долго концентрировать свое
внимание
Слайд 36Дети 9-10 лет
Большая жизнерадостность
Внутренняя уравновешенность
Стремление к активной практической
деятельности
Эмоции, им подчиненно поведение
Увлекает совместная коллективная
деятельность
Любят определенные обязанности
Ценят физическую силу, ловкость,
смелость, находчивость, верность
Охотно принимают руководство вожатого
Готовы соревноваться буквально во всем
Слайд 37Подростковый возраст
(11-15 лет)
Слайд 38Подростковый возраст
— стадия сложного развития между детством и взрослостью, которая
характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во
взрослую жизнь.
В этот период человек имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.
Слайд 39Ведущий вид деятельности: подростка является общение со сверстниками.
Подростковый возраст
Социальная
ситуация развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной
взрослости.
Слайд 40Пубертатный
кризис
Он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.
Границы этого периода достаточно не определены, поэтому подростковый возраст иногда
называют затянувшимся кризисом. Появляются вторичные половые признаки полового созревания. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Формируется новый образ физического «Я».
Слайд 41Подростки 11-12 лет
Резко возрастает значение
коллектива
Стремиться завоевать авторитет
Стремление к самостоятельности и
независимости
Интерес к собственной личности
Формируется самооценка,
абстрактное мышление
Любят игры с волевыми качествами
Тянет к романтике
Слайд 42Подростки 13-15 лет
Складываются собственные
моральные установки и
требования
Способность противостоять
влиянию окружающих
Сознательно добиваются
поставленной цели
Готовы к сложной деятельности, включающую и малоинтересную подготовительную работу
Больше нет естественного авторитета взрослого
Ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений
Слайд 43Старший школьный возраст
(15 – 17 лет)
Юность 1 период
Слайд 44Социальная ситуация развития: первоначальный выбор жизненного пути.
Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная
деятельность.
Центральные новообразования: самоопределение.
(15 – 17 лет)
Слайд 45
Самооценка старшеклассника:
Самооценка ребят достаточно стабильна, отличаются высоким уровнем и
сравнительной
устойчивостью, оптимистично настроены, верят в собственные способности и возможности.
Слайд 46Кризис 17 лет
возникает точно на рубеже привычной школьной и новой
взрослой жизни. Для тех, кто переживает кризис 17 лет, характерны
различные страхи: ответственность перед собой, реальные достижения в это время, страх перед новой жизнью, перед армией.
Слайд 48Для юности (17-21 лет) характерны три основные варианты
жизненного пути:
1. Обучение в ВУЗе
2. Поиски
работы
3. Служба в
армии
Слайд 49Обучение после школы
Многие выпускники школ продолжают обучение. Кто-то нашел свое
призвание, кто-то следует желанию родителей или поступает в уч.заведение за
компанию с другом. Преимущества и недостатки обучения: ВУЗ дает необходимые знания и умения, попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком».
Слайд 50
Поиски работы
Выпускники школ, решившие работать или не поступившие в ВУЗ,
сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать
определенную деятельность.
Найти работу, добиться, чтобы приняли туда, куда есть желание пойти, обойти конкурентов – значит, согласиться и на определенную оплату труда.
Слайд 51 Армия
Служба в армии – это еще
одна резкая смена образа жизни. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно – становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии «деда», агрессивного и мстительного.
Слайд 52Молодость или
Зрелый возраст 1 период
(от 21 до 35 лет)
Слайд 53Молодость охватывает период жизни от окончания юности до примерно 30
лет, когда человек «более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Молодость
– это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии.
Слайд 54Любовь и семья
Молодость часто называют возрастом любви. В этот период
подавляющее большинство людей заключают браки, это обычно возраст половой активности,
время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка.
Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости.
Слайд 55Профессиональная деятельность
это вторая сторона ситуации развития в этом период.
В
молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство.
В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии: знания, умения, навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества.
Слайд 56Кризис 30 лет
Это состояние выражается в изменении представлений о своей
жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше
было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Кризис 30 лет возникает в следствие нереализованности жизненного замысла, его также называют кризисом смысла жизни.
Слайд 57Зрелость 2 период (от 35 до 60 лет) или Взрослость
Слайд 58Зрелость – это один из самых длительных периодов жизни человека.
Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных
и профессиональных качеств.
Слайд 59Кризис 35-45 лет или кризис среднего возраста
Кризис среднего возраста —
долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем
возрасте (35-45 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком.
Слайд 60Основная его черта – чувство пустоты и потеря смысла в
жизни. Мы вдруг обнаруживаем, что не знаем, куда двигаться дальше,
к чему стремиться. Иногда это ощущается как скука, которая появляется все чаще, когда мы остаемся наедине с собой.
Кризис 37-45 лет или кризис среднего возраста
Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью переосмыслить свою жизнь, найти новые ориентиры, цели, смыслы, так как старые уже устарели и никак не соответствуют нашей жизни.
Слайд 61Т.е, кризис середины жизни – это возможность подумать о себе
и своей жизни, подвести какие-то промежуточные итоги, оценить уже с
высоты своего собственного опыта, что удалось, чем можешь гордиться, а что хочется улучшить, исправить, изменить, пока ещё есть время и ресурсы.
Кризис 37-45 лет или кризис среднего возраста
Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью переосмыслить свою жизнь, найти новые ориентиры, цели, смыслы, так как старые уже устарели и никак не соответствуют нашей жизни.
Слайд 62 Кто переживает особенно остро кризис среднего возраста?
Женщины, у которых
нет детей.
Женщины, безвременно потерявшие детей или мужа.
Самокритичные, требовательные к себе
люди.
Одинокие люди, т.к. смысл своей жизни мы находим через других людей.
Те из нас, кто поздно отделился от родителей, поздно пережил подростковый кризис и не успел реализовать собственные цели и мечты.
Слайд 63Можно ли избежать кризиса?
Нет, кризис – естественный процесс перехода из
одного возраста и состояния в другой возраст и другое состояние.
Лучше использовать кризис, чтобы извлечь из него наибольшую для себя пользу. Например, используйте кризис среднего возраста, чтобы наиболее наполнено и осмысленно прожить вторую половину своей жизни.
Слайд 64Как помочь себе,
если ты в кризисе?
Не требуй от себя
многого сейчас.
Не суди себя строго.
Относись к кризису, как к
важному шансу изменить свою жизнь.
Не замыкайся в себе, разговаривай о своих переживаниях с другими людьми, особенно с теми, кто старше.
Слайд 65Пожилой возраст 60-75 лет
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители 90 - …
лет
Слайд 66Старение – это биологический процесс, который характерен для всего живого.
В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций:
замедляется процесс мышления, познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика.
Физическое состояние человека ухудшается.
Пожилой возраст 60-75 лет
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители 90 - … лет
Слайд 67Проблема одиночества старости:
Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими.
Причины переживания:
Слабое состояние
здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры
Отсутствие семьи и близких людей
Очень ограниченный круг общения
Чувствуя себя одиноким, человек ощущает свою бесполезность, не нужность. Истощаясь эмоционально и физически ощущает себя ослабленным, что приводит его к постепенному разрушению как личности.
Слайд 68Перешагнув 60 летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом
движим все еще теми же потребностями, что и в более
молодом возрасте. Потребность в самореализации, передача наследства (духовного/
материального),
активное участие в
жизни общества,
ощущение полезности
и значимости для него.
Пожилой возраст 60-75 лет
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители 90 - … лет
Слайд 69После 70 лет на передний план выходит другая потребность- поддержание
физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес
к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, т.е. к тому, что называется хобби, у пожилых людей не ослабевает.
Слайд 70Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть
из них переживает «счастливую старость».
У многих к концу жизни
вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг.
Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполнена ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.
Пожилой возраст 60-75 лет
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители 90 - … лет