Слайд 1Все про устройство государства
Ведет вебинар: БЛИНОВА Наталья Владимировна, кандидат политических
наук, доцент Государственного университета управления
Слайд 4— Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)
«Общественное тело с постоянной организациею, заключающее
в себе полноту положительных прав, или единую верховную власть, называется
государством. Во всяком организме необходимо различаются: 1) организующее начало; 2) система органов или орудий организующего действия и 3) совокупность организуемых элементов. Соответственно этому и в собирательном организме государства различаются: 1) верховная власть; 2) различные её органы, или подчиненные власти, и 3) субстрат государства, т.е. масса населения, состоящая из единичных лиц, семейств и более широких частных союзов, подчиненных государственной власти.»
Слайд 5
суверенитет
наличие территории
система органов публичной власти
исключительное право на насилие, законы
и налоги
государственная символика
Слайд 6Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государство»? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о форме
государства,
и одно предложение, раскрывающее любую из функций государства.
Слайд 7Пример ответа:
1) смысл понятия: особая организация политической власти, распространяющейся на
всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления
и принуждения;
2) одно предложение с информацией о форме государства, например: К форме государства относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим;
3) одно предложение, раскрывающее любую из функций государства, например: Одна из внутренних функций государства — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина
Слайд 9Форма государства
Форма правления
Форма государственного устройства (национально-территориального устройства)
Политический режим
Слайд 10Формы правления в странах мира http://ostranah.ru/_lists/forms_of_government.php
Слайд 11Задание
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма правления»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об
основных формах правления, и одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления.
Слайд 12Пример ответа:
1) смысл понятия, например: элемент формы государства, который определяет
систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки
деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании;
2) предложение об основных формах правления, например: Основные формы правления — республика и монархия;
3) предложение, раскрывающее признаки любой формы правления, например: Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.
Слайд 14Задание
Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.
Слайд 15
Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.
строгое
отделение законодательной власти от исполнительной;
исключается совмещение правительственной должности и места
депутата парламента;
президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;
исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.
Слайд 17Форма государства
Форма правления
Форма государственного устройства (национально-территориального устройства)
Политический режим
Слайд 21Задание
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о
критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного режима.
Слайд 22Пример ответа:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при
помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
2) предложение о
критериях, например: Критерием разделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.
3) особенности тоталитарного режима, например: Особенностью тоталитарного режима является стремление государства к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.
Слайд 23Далее…
Тренируемся на сайте «Решу ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=137)
Пишем эссе на тему: «Демократия
— плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало»
(У. Черчилль)