Разделы презентаций


Введение в Отечественную историю

Содержание

История как наукаHistoria - рассказ о прошедшем, об узнанном. “Отцом истории” считается древнегреческий историк Геродот, который дал первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших на в период VI в. до н.э.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение в Отечественную историю

Введение в Отечественную историю

Слайд 2История как наука
Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном. “Отцом

истории” считается древнегреческий историк Геродот, который дал первое систематическое описание

скифов, древних племен, проживавших на в период VI в. до н.э. - III на территории Северного Причерноморья.
История как наукаHistoria - рассказ о прошедшем, об узнанном. “Отцом истории” считается древнегреческий историк Геродот, который дал

Слайд 3История России – наука, изучающая процесс развития нашего Отечества, его

многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
Предметом изучения истории

России является изучение прошлого России как единого сложного и противоречивого процесса, закономерностей политического и социально-экономического развития Российского государства и общества.
В отличии от других общественных наук
( философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и в политике.
История России – наука, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных

Слайд 4История – многоотраслевая наука
Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей

исторического знания (истории экономической, политической, социальной, военной, государства и права,

религии и др.)
К историческим наукам относятся: археология – изучает древнейший период истории России по вещественным источникам( орудиям труда, домашней утвари, украшениям, по поселениям и могильникам, кладам);
этнография – наука, изучающая быт и культуру народов.
История – многоотраслевая наукаОна слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания (истории экономической, политической, социальной, военной,

Слайд 5Вспомогательные исторические дисциплины
Имеют достаточно узкий предмет исследования, но являются очень

важными, так как позволяют углубить отдельные аспекты исторического знания.
К ним

относятся: генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств;
геральдика – наука о гербах; нумизматика – наука о монетах и их чеканке; хронология – наука, изучающая системы летоисчисления и календари; палеография – наука, исследующая рукописи и старинное письмо;
Фалеристика -
Вспомогательные исторические дисциплиныИмеют достаточно узкий предмет исследования, но являются очень важными, так как позволяют углубить отдельные аспекты

Слайд 6Социальные функции Отечественной истории

Социальные функции Отечественной истории

Слайд 7Познавательная, интеллектуально- развивающая функция
Исходит из теоретического обобщения исторических фактов, выявления

главных тенденций общественного развития.
В курсе истории России нас будут

интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории.

Познавательная, интеллектуально- развивающая функцияИсходит из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В курсе истории

Слайд 8Практическо-политическая функция
состоит в том, что история как наука, выявляя

на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает

глубоко осмысливать политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера.
Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности

Слайд 9Мировоззренческая функция
определяет формирование научного мировоззрения. История дает документально точные

данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Знание истории

вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.
Мировоззренческая функция определяет формирование научного мировоззрения. История дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные

Слайд 10Воспитательная функция
Изучение истории России, как и истории любой другой

страны, воспитывает у народа нравственные качества, активно формирует такие гражданские

ценности, как патриотизм и интернационализм; позволяет понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, в ошибках политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.
Изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать это на конкретных примерах общественно-политических явлений.
Воспитательная функция Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, активно

Слайд 11
В исторической науке существуют различные подходы в изучении истории:

В исторической науке существуют различные подходы в изучении истории:

Слайд 12Религиозный (теологический, провиденциальный)
Объяснение исторических процессов божественной волей (

Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Фиолетов);
Естественно-научный:
Географический детерминизм - когда

природная среда рассматривается как главный фактор исторического развития ( Ш. Монтескье, Л.И. Мечников);
Демографический – решающее значение в истории имеет народонаселение
( Т. Мальтус);
Этногенетический – различающий социальную и этническую историю ( концепция пассионарности Л.Н. Гумилева)


Религиозный (теологический, провиденциальный)  Объяснение исторических процессов божественной волей ( Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Фиолетов);Естественно-научный: Географический

Слайд 13Формационный ( социально- экономический) подход –
Человечество в процессе исторического

развития проходит ряд стадий
( формаций)- первобытно-общинную, рабовладельческую,

феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Формации различаются между собой способом производства, который определяет особенности социально-политической организации общества.
( К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, историки марксистского направления)
Формационный ( социально- экономический) подход – Человечество в процессе исторического развития проходит ряд стадий  ( формаций)-

Слайд 14Культурно-исторический
(культурно-цивилизационный) –
А)приоритетное значение придает развитию духовной

сферы, признанию единства исторического процесса, вере в разумный характер исторического

процесса ( Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Гегель);
Б) концепция локальных цивилизаций
( О. Шпенглер, А.Тойнби,
Н.Я. Данилевский);

Культурно-исторический  (культурно-цивилизационный) – А)приоритетное значение придает развитию духовной сферы, признанию единства исторического процесса, вере в разумный

Слайд 15Методология истории России
это система научных принципов и методов исторического исследования,

основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.
Принципы — это главные, основополагающие

положения науки.
Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты; способ извлечения из фактов новых знаний.
Методология истории Россииэто система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.Принципы —

Слайд 16В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического

исследования:
Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать

историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий исследователя.
Принцип историзма – все факты, явления и события истории изучаются в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: Принцип объективности является одним из принципов,

Слайд 17принцип социального подхода:
предполагает изучение истории с учетом определенных социальных

интересов;
При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к

политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.
принцип социального подхода: предполагает изучение истории с учетом определенных социальных интересов; При этом следует подчеркнуть, что принцип

Слайд 18Принцип антропоцентризма
в изучении истории подразумевает,
что человек

должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования.

Принцип антропоцентризма  в изучении истории подразумевает,  что человек должен занять место в центре исторического исследования

Слайд 19Принцип альтернативности
определяет степень вероятности осуществления того или иного

события, явления, процесса на основе объективных реальностей и возможностей. Признание

исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Принцип альтернативности  определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе объективных реальностей

Слайд 20Методы исторических исследований

хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются

строго во временном (хронологическом) порядке;
проблемно-аналитический, предусматривающий анализ истории России по конкретным

проблемам;
синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России;
сравнительно-исторический (имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным историческим процессам и явлениям; выявить происшедшие изменения на пути общественного развития );

Методы исторических исследованийхронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;проблемно-аналитический, предусматривающий

Слайд 21

ретроспективный (метод моделирования) - позволяет восстановить процесс по выявленным ранее

типологическим особенностям;
системно-структурный – позволяет представить развитие общества в определенные

исторические периоды как сложную систему социально-экономических, политических, культурных институтов и структур;
статистический – позволяет анализировать отдельные стороны исторического развития на основе накопления и обработки количественных показателей, отражающих динамику исторических процессов;
социологический - этот метод историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности;
герменевтический – метод прочтения исторических текстов, их понимания и интерпретации;
Биографо-генеалогический – метод изучения истории через биографии исторических деятелей, родословные великих князей и царей.
ретроспективный (метод моделирования) - позволяет восстановить процесс по выявленным ранее типологическим особенностям; системно-структурный – позволяет представить развитие

Слайд 22Источники изучения истории России
Многообразны:
археологические материалы;
Летописи ( «Повесть временных

лет»;общерусские ( например, Фотиев свод, Николаевская летопись) и местные (например,

Новгородская летопись и др.);
Государственные правовые документы («Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649, жалованные грамоты дворянству и др.);
Памятники литературы («Слово о полку Игореве» и др.);
Периодическая печать ( газеты и журналы разного времени и различной идеологической и политической направленности);
Документы политических партий и общественных организаций;
Экономические и хозяйственные документы ;
Эпистолярное наследие (воспоминания, дневники, письма исторических деятелей и современников событий);
Кино и фотодокументы
Видимые знаки отличия (ордена, медали, служебные знаки и значки)




Источники изучения истории РоссииМногообразны: археологические материалы; Летописи ( «Повесть временных лет»;общерусские ( например, Фотиев свод, Николаевская летопись)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика