Слайд 1Введение в Отечественную историю
Слайд 2История как наука
Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном. “Отцом
истории” считается древнегреческий историк Геродот, который дал первое систематическое описание
скифов, древних племен, проживавших на в период VI в. до н.э. - III на территории Северного Причерноморья.
Слайд 3История России – наука, изучающая процесс развития нашего Отечества, его
многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
Предметом изучения истории
России является изучение прошлого России как единого сложного и противоречивого процесса, закономерностей политического и социально-экономического развития Российского государства и общества.
В отличии от других общественных наук
( философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и в политике.
Слайд 4История – многоотраслевая наука
Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей
исторического знания (истории экономической, политической, социальной, военной, государства и права,
религии и др.)
К историческим наукам относятся: археология – изучает древнейший период истории России по вещественным источникам( орудиям труда, домашней утвари, украшениям, по поселениям и могильникам, кладам);
этнография – наука, изучающая быт и культуру народов.
Слайд 5Вспомогательные исторические дисциплины
Имеют достаточно узкий предмет исследования, но являются очень
важными, так как позволяют углубить отдельные аспекты исторического знания.
К ним
относятся: генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств;
геральдика – наука о гербах; нумизматика – наука о монетах и их чеканке; хронология – наука, изучающая системы летоисчисления и календари; палеография – наука, исследующая рукописи и старинное письмо;
Фалеристика -
Слайд 6Социальные функции Отечественной истории
Слайд 7Познавательная, интеллектуально- развивающая функция
Исходит из теоретического обобщения исторических фактов, выявления
главных тенденций общественного развития.
В курсе истории России нас будут
интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории.
Слайд 8Практическо-политическая функция
состоит в том, что история как наука, выявляя
на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает
глубоко осмысливать политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера.
Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
Слайд 9Мировоззренческая функция
определяет формирование научного мировоззрения. История дает документально точные
данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Знание истории
вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.
Слайд 10Воспитательная функция
Изучение истории России, как и истории любой другой
страны, воспитывает у народа нравственные качества, активно формирует такие гражданские
ценности, как патриотизм и интернационализм; позволяет понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, в ошибках политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.
Изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать это на конкретных примерах общественно-политических явлений.
Слайд 11
В исторической науке существуют различные подходы в изучении истории:
Слайд 12Религиозный (теологический, провиденциальный)
Объяснение исторических процессов божественной волей (
Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Фиолетов);
Естественно-научный:
Географический детерминизм - когда
природная среда рассматривается как главный фактор исторического развития ( Ш. Монтескье, Л.И. Мечников);
Демографический – решающее значение в истории имеет народонаселение
( Т. Мальтус);
Этногенетический – различающий социальную и этническую историю ( концепция пассионарности Л.Н. Гумилева)
Слайд 13Формационный ( социально- экономический) подход –
Человечество в процессе исторического
развития проходит ряд стадий
( формаций)- первобытно-общинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Формации различаются между собой способом производства, который определяет особенности социально-политической организации общества.
( К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, историки марксистского направления)
Слайд 14Культурно-исторический
(культурно-цивилизационный) –
А)приоритетное значение придает развитию духовной
сферы, признанию единства исторического процесса, вере в разумный характер исторического
процесса ( Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Гегель);
Б) концепция локальных цивилизаций
( О. Шпенглер, А.Тойнби,
Н.Я. Данилевский);
Слайд 15Методология истории России
это система научных принципов и методов исторического исследования,
основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.
Принципы — это главные, основополагающие
положения науки.
Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты; способ извлечения из фактов новых знаний.
Слайд 16В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического
исследования:
Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать
историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий исследователя.
Принцип историзма – все факты, явления и события истории изучаются в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Слайд 17принцип социального подхода:
предполагает изучение истории с учетом определенных социальных
интересов;
При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к
политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.
Слайд 18Принцип антропоцентризма
в изучении истории подразумевает,
что человек
должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования.
Слайд 19Принцип альтернативности
определяет степень вероятности осуществления того или иного
события, явления, процесса на основе объективных реальностей и возможностей. Признание
исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Слайд 20Методы исторических исследований
хронологический, суть которого состоит в том, что
явления излагаются
строго во временном (хронологическом) порядке;
проблемно-аналитический, предусматривающий
анализ истории России по конкретным
проблемам;
синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между
явлениями и процессами, протекающими в одно и то же
время в разных местах России;
сравнительно-исторический (имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным историческим процессам и явлениям; выявить происшедшие изменения на пути общественного развития );
Слайд 21
ретроспективный (метод моделирования) - позволяет восстановить процесс по выявленным ранее
типологическим особенностям;
системно-структурный – позволяет представить развитие общества в определенные
исторические периоды как сложную систему социально-экономических, политических, культурных институтов и структур;
статистический – позволяет анализировать отдельные стороны исторического развития на основе накопления и обработки количественных показателей, отражающих динамику исторических процессов;
социологический - этот метод историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности;
герменевтический – метод прочтения исторических текстов, их понимания и интерпретации;
Биографо-генеалогический – метод изучения истории через биографии исторических деятелей, родословные великих князей и царей.
Слайд 22Источники изучения истории России
Многообразны:
археологические материалы;
Летописи ( «Повесть временных
лет»;общерусские ( например, Фотиев свод, Николаевская летопись) и местные (например,
Новгородская летопись и др.);
Государственные правовые документы («Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649, жалованные грамоты дворянству и др.);
Памятники литературы («Слово о полку Игореве» и др.);
Периодическая печать ( газеты и журналы разного времени и различной идеологической и политической направленности);
Документы политических партий и общественных организаций;
Экономические и хозяйственные документы ;
Эпистолярное наследие (воспоминания, дневники, письма исторических деятелей и современников событий);
Кино и фотодокументы
Видимые знаки отличия (ордена, медали, служебные знаки и значки)