Слайд 1ЯЗЫК
РЕЧЬ
РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 2ЯЗЫК
неоднородное, гетерогенное образование
территориальное, социальное, индивидуальное варьирование
биологическая и психологическая природа
социальная природа
…
Слайд 3В. фон ГУМБОЛЬДТ (1767-1835)
О различии в строении человеческих языков и
о его влиянии на духовное развитие человечества
Слайд 4В. фон ГУМБОЛЬДТ
«Язык и духовные силы функционируют не раздельно
друг от друга и не последовательно один вслед за другим,
но составляют нераздельную деятельность разума»
СИСТЕМА АНТИНОМИЙ
деятельности и продукта деятельности
социального и индивидуального
субъективного и объективного
языка и речи
Слайд 5ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (energia) –
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ergon)
«Язык следует рассматривать не как
мертвый продукт, но как созидающий процесс».
«Язык есть нечто постоянное и
вместе с тем в каждый данный момент преходящее».
«Язык есть не продукт (ergon), а деятельность (energia)… язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».
«…В подлинном и действительном смысле в качестве языка можно рассматривать только всю совокупность актов речевой деятельности».
Слайд 6СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
говорят только отдельные люди язык создание индивида;
языки
как творения народов всегда предшествуют языкам отдельных лиц.
«Так как каждый
язык наследует свой материал из недоступных нам периодов доистории, то духовная деятельность, направленная на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом: она не создает, а преобразует».
«Речевая деятельность даже в самых своих простейших формах есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека».
Слайд 7СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
«Эта деятельность (духовная) осуществляется постоянным и однородным образом.
Это происходит потому, что она обусловливается духовной силой, различия которой
не могут переступать определенные и притом не очень широкие границы, так как указанная деятельность имеет своей задачей взаимное общение. Никто не должен говорить с другим иначе, чем этот другой говорил бы при равных условиях. Кроме того, унаследованный материал не только одинаков, но, так как он имеет единый источник, он оказывается близким и общему умонастроению…»
Слайд 8СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
«В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со
всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит
на одном языке и что каждый человек обладает своим языком».
Слайд 9СУБЪЕКТИВНОЕ - ОБЪЕКТИВНОЕ
«…Человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что
его слова понятны также и другим. Когда мы слышим образованное
нами слово в устах других, объективность его увеличивается, а субъективность при этом не испытывает никакого ущерба, так как все люди ощущают себя как единство. Более того, субъективность тоже усиливается, так как преобразованное в слово представление перестает быть исключительной принадлежностью лишь одного субъекта. Переходя к другим, оно становится общим достоянием всего человеческого рода; в этом общем достоянии каждый человек обладает своей модификацией, которая однако, всегда нивелируется и совершенствуется индивидуальными модификациями других людей».
Слайд 10ЯЗЫК – РЕЧЬ
«Язык как масса всего произведенного живой речью
– не одно и то же, что сама эта речь
в устах народа».
«Реальный язык проявляется только в речи».
Слайд 11И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ (1845-1929)
единство психического (индивидуального) и социального
«Так как
язык возможен только в человеческом обществе, то кроме психической стороны
мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную».
Слайд 12И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ
«…Обращу внимание… на различение языка как определенного
комплекса составных частей и категорий, существующего только in potentia и
в собрании всех индивидуальных оттенков, от языка как беспрерывного процесса, основывающегося на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам ему подобным, то есть, другим людям
(язык – речь – слово человеческое)».
Слайд 13Ф. де СОССЮР (1857-1913)
«Курс общей лингвистики» читал в Женевском университете
1906-1907,
1908-1909, 1910-1911
Книга вышла в 1916 г.
Слайд 14Ф. де СОССЮР
РД – совокупность РА
РА можно рассматривать с разных
сторон:
внешнее и внутреннее
звуковые колебания все остальное
психическое и непсихическое
физиологические и физические явления
активное
и пассивное
все, что идет от все, что идет от
ассоциирующего центра ушей слушающего к
говорящего к ушам к его ассоциирующему
слушающего (П→O) центру (О →П)
Слайд 15Ф. де СОССЮР
Внешняя и активная часть – РЕЧЬ – всегда
индивидуальна.
Язык – база и основа
Я = РД –
Р
«Язык – это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, это грамматическая система виртуально существующая у каждого в мозгу, точнее сказать, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в коллективе»
Слайд 16Ф. де СОССЮР
ЯЗЫК
социален
пассивен
потенциален
существенен
абстрактен
идеален
устойчив
системен (однороден)
РЕЧЬ
индивидуальна
активна
реальна
случайна
конкретна
материальна
изменчива
асистемна (разнородна)
Слайд 17Ф. де СОССЮР
«Язык существует как совокупность отпечатков, имеющаяся у каждого
в голове, наподобие словаря, экземпляры которого, вполне тождественные, находились бы
в пользовании многих лиц. Это, таким образом, нечто имеющееся у каждого, вместе с тем общее всем и находящееся вне воли тех, кто им обладает».
«Речь – сумма всего того, что говорят люди… В речи нет ничего коллективного: проявления ее индивидуальны и мгновенны».
Слайд 18Л.В. ЩЕРБА (1880-1944)
О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте
в языкознании, 1931
ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
речевая деятельность + речевая организация индивида
языковая система
языковой
материал (тексты)
Слайд 19Л.В. ЩЕРБА
РД – процессы говорения и понимания
активны!
Речевая психофизиологическая организация индивида
– результат переработки речевого социального (!) опыта
Слайд 20Л.В. ЩЕРБА
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА – результат обобщения речевой деятельности коллектива, т.е.
СЛОВАРЬ и ГРАММАТИКА, выведенные на основе всех актов говорения и
восприятия
Слайд 21Л.В. ЩЕРБА
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ – совокупность всего говоримого и понимаемого в
определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной
общественной группы
Слайд 22Л.В. ЩЕРБА
«Само собой разумеется, что все это – несколько
искусственные разграничения, так как очевидно, что языковая система и языковой
материал – это лишь разные аспекты единственно данной в опыте речевой деятельности, и так как не менее очевидно, что языковой материал вне процессов понимания будет мертвым, само же понимание вне как-то организованного языкового материала (т.е. языковой системы) невозможно».
Слайд 23СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ по Л.В. ЩЕРБЕ
Языковая система объективно заложена в
языковом материале и проявляется в индивидуальных речевых системах, возникающих под
влиянием этого языкового материала.
Языковой материал – источник единства языка внутри данной общественной группы.
Слайд 24А.А. ЛЕОНТЬЕВ (1936-2004)
Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
РД = Р
Речь – индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка
как социальной системы
РД – потенциальна, а Р – ее реализация
Язык Соссюра – абстрактная надындивидуальная система
и
Языковая способность – функция индивида
Слайд 25А.А. ЛЕОНТЬЕВ
РД – частный вид деятельности
Необходимо учитывать объективные и субъективные
факторы, определяющие поведение носителя языка
В РД можно выделить
мотивацию,
цель,
исполнение
Речь
– не просто манифестация языка, а имеет свою структуру