Разделы презентаций


ЯЗЫК

Содержание

ЯЗЫКнеоднородное, гетерогенное образованиетерриториальное, социальное, индивидуальное варьированиебиологическая и психологическая природасоциальная природа…

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЯЗЫК
РЕЧЬ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЯЗЫКРЕЧЬРЕЧЕВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 2ЯЗЫК
неоднородное, гетерогенное образование
территориальное, социальное, индивидуальное варьирование
биологическая и психологическая природа
социальная природа




ЯЗЫКнеоднородное, гетерогенное образованиетерриториальное, социальное, индивидуальное варьированиебиологическая и психологическая природасоциальная природа…

Слайд 3В. фон ГУМБОЛЬДТ (1767-1835)
О различии в строении человеческих языков и

о его влиянии на духовное развитие человечества


В. фон ГУМБОЛЬДТ (1767-1835)	О различии в строении человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества

Слайд 4В. фон ГУМБОЛЬДТ
«Язык и духовные силы функционируют не раздельно

друг от друга и не последовательно один вслед за другим,

но составляют нераздельную деятельность разума»

СИСТЕМА АНТИНОМИЙ
деятельности и продукта деятельности
социального и индивидуального
субъективного и объективного
языка и речи






В. фон ГУМБОЛЬДТ	 «Язык и духовные силы функционируют не раздельно друг от друга и не последовательно один

Слайд 5ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (energia) – ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ergon)
«Язык следует рассматривать не как

мертвый продукт, но как созидающий процесс».

«Язык есть нечто постоянное и

вместе с тем в каждый данный момент преходящее».

«Язык есть не продукт (ergon), а деятельность (energia)… язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».

«…В подлинном и действительном смысле в качестве языка можно рассматривать только всю совокупность актов речевой деятельности».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (energia) –  ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ergon)«Язык следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс».«Язык

Слайд 6СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
говорят только отдельные люди  язык создание индивида;
языки

как творения народов всегда предшествуют языкам отдельных лиц.
«Так как каждый

язык наследует свой материал из недоступных нам периодов доистории, то духовная деятельность, направленная на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом: она не создает, а преобразует».
«Речевая деятельность даже в самых своих простейших формах есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека».
СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕговорят только отдельные люди  язык создание индивида;языки как творения народов всегда предшествуют языкам отдельных

Слайд 7СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
«Эта деятельность (духовная) осуществляется постоянным и однородным образом.

Это происходит потому, что она обусловливается духовной силой, различия которой

не могут переступать определенные и притом не очень широкие границы, так как указанная деятельность имеет своей задачей взаимное общение. Никто не должен говорить с другим иначе, чем этот другой говорил бы при равных условиях. Кроме того, унаследованный материал не только одинаков, но, так как он имеет единый источник, он оказывается близким и общему умонастроению…»
СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ	«Эта деятельность (духовная) осуществляется постоянным и однородным образом. Это происходит потому, что она обусловливается духовной

Слайд 8СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
«В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со

всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит

на одном языке и что каждый человек обладает своим языком».
СОЦИАЛЬНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ	«В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь

Слайд 9СУБЪЕКТИВНОЕ - ОБЪЕКТИВНОЕ
«…Человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что

его слова понятны также и другим. Когда мы слышим образованное

нами слово в устах других, объективность его увеличивается, а субъективность при этом не испытывает никакого ущерба, так как все люди ощущают себя как единство. Более того, субъективность тоже усиливается, так как преобразованное в слово представление перестает быть исключительной принадлежностью лишь одного субъекта. Переходя к другим, оно становится общим достоянием всего человеческого рода; в этом общем достоянии каждый человек обладает своей модификацией, которая однако, всегда нивелируется и совершенствуется индивидуальными модификациями других людей».
СУБЪЕКТИВНОЕ - ОБЪЕКТИВНОЕ	«…Человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим. Когда

Слайд 10ЯЗЫК – РЕЧЬ
«Язык как масса всего произведенного живой речью

– не одно и то же, что сама эта речь

в устах народа».
«Реальный язык проявляется только в речи».
ЯЗЫК – РЕЧЬ «Язык как масса всего произведенного живой речью – не одно и то же, что

Слайд 11И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ (1845-1929)
единство психического (индивидуального) и социального

«Так как

язык возможен только в человеческом обществе, то кроме психической стороны

мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную».

И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ (1845-1929)	единство психического (индивидуального) и социального		«Так как язык возможен только в человеческом обществе, то

Слайд 12И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ
«…Обращу внимание… на различение языка как определенного

комплекса составных частей и категорий, существующего только in potentia и

в собрании всех индивидуальных оттенков, от языка как беспрерывного процесса, основывающегося на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам ему подобным, то есть, другим людям
(язык – речь – слово человеческое)».
И.А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ	«…Обращу внимание… на различение языка как определенного комплекса составных частей и категорий, существующего только

Слайд 13Ф. де СОССЮР (1857-1913)
«Курс общей лингвистики» читал в Женевском университете
1906-1907,

1908-1909, 1910-1911

Книга вышла в 1916 г.

Ф. де СОССЮР (1857-1913)«Курс общей лингвистики» читал в Женевском университете1906-1907, 1908-1909, 1910-1911Книга вышла в 1916 г.

Слайд 14Ф. де СОССЮР
РД – совокупность РА
РА можно рассматривать с разных

сторон:
внешнее и внутреннее
звуковые колебания все остальное
психическое и непсихическое
физиологические и физические явления
активное

и пассивное
все, что идет от все, что идет от
ассоциирующего центра ушей слушающего к
говорящего к ушам к его ассоциирующему
слушающего (П→O) центру (О →П)

Ф. де СОССЮРРД – совокупность РАРА можно рассматривать с разных сторон:внешнее 		и 		внутреннее	звуковые колебания			все остальноепсихическое 	и 		непсихическое					физиологические

Слайд 15Ф. де СОССЮР
Внешняя и активная часть – РЕЧЬ – всегда

индивидуальна.
Язык – база и основа
Я = РД –

Р
«Язык – это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, это грамматическая система виртуально существующая у каждого в мозгу, точнее сказать, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в коллективе»
Ф. де СОССЮРВнешняя и активная часть – РЕЧЬ – всегда индивидуальна. Язык – база и основа Я

Слайд 16Ф. де СОССЮР
ЯЗЫК
социален
пассивен
потенциален
существенен
абстрактен
идеален
устойчив
системен (однороден)

РЕЧЬ
индивидуальна
активна
реальна
случайна
конкретна
материальна
изменчива
асистемна (разнородна)

Ф. де СОССЮР   ЯЗЫКсоциаленпассивенпотенциаленсуществененабстрактенидеаленустойчивсистемен (однороден)    РЕЧЬиндивидуальнаактивнареальна случайнаконкретнаматериальнаизменчиваасистемна (разнородна)

Слайд 17Ф. де СОССЮР
«Язык существует как совокупность отпечатков, имеющаяся у каждого

в голове, наподобие словаря, экземпляры которого, вполне тождественные, находились бы

в пользовании многих лиц. Это, таким образом, нечто имеющееся у каждого, вместе с тем общее всем и находящееся вне воли тех, кто им обладает».
«Речь – сумма всего того, что говорят люди… В речи нет ничего коллективного: проявления ее индивидуальны и мгновенны».


Ф. де СОССЮР	«Язык существует как совокупность отпечатков, имеющаяся у каждого в голове, наподобие словаря, экземпляры которого, вполне

Слайд 18Л.В. ЩЕРБА (1880-1944)
О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте

в языкознании, 1931

ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
речевая деятельность + речевая организация индивида
языковая система
языковой

материал (тексты)

Л.В. ЩЕРБА (1880-1944)	О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании, 1931ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯречевая деятельность + речевая

Слайд 19Л.В. ЩЕРБА
РД – процессы говорения и понимания
активны!
Речевая психофизиологическая организация индивида

– результат переработки речевого социального (!) опыта

Л.В. ЩЕРБАРД – процессы говорения и понимания	активны!Речевая психофизиологическая организация индивида – результат переработки речевого социального (!) опыта

Слайд 20Л.В. ЩЕРБА
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА – результат обобщения речевой деятельности коллектива, т.е.


СЛОВАРЬ и ГРАММАТИКА, выведенные на основе всех актов говорения и

восприятия
Л.В. ЩЕРБАЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА – результат обобщения речевой деятельности коллектива, т.е. 	СЛОВАРЬ и ГРАММАТИКА, выведенные на основе всех

Слайд 21Л.В. ЩЕРБА
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ – совокупность всего говоримого и понимаемого в

определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной

общественной группы
Л.В. ЩЕРБАЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ – совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую

Слайд 22Л.В. ЩЕРБА
«Само собой разумеется, что все это – несколько

искусственные разграничения, так как очевидно, что языковая система и языковой

материал – это лишь разные аспекты единственно данной в опыте речевой деятельности, и так как не менее очевидно, что языковой материал вне процессов понимания будет мертвым, само же понимание вне как-то организованного языкового материала (т.е. языковой системы) невозможно».
Л.В. ЩЕРБА 	«Само собой разумеется, что все это – несколько искусственные разграничения, так как очевидно, что языковая

Слайд 23СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ по Л.В. ЩЕРБЕ
Языковая система объективно заложена в

языковом материале и проявляется в индивидуальных речевых системах, возникающих под

влиянием этого языкового материала.
 Языковой материал – источник единства языка внутри данной общественной группы.
СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ по Л.В. ЩЕРБЕ	Языковая система объективно заложена в языковом материале и проявляется в индивидуальных речевых

Слайд 24А.А. ЛЕОНТЬЕВ (1936-2004)
Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

РД = Р



Речь – индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка

как социальной системы
РД – потенциальна, а Р – ее реализация


Язык Соссюра – абстрактная надындивидуальная система
и
Языковая способность – функция индивида

А.А. ЛЕОНТЬЕВ (1936-2004)	Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.		РД = Р 	Речь – индивидуальный акт, реализующий языковую способность

Слайд 25А.А. ЛЕОНТЬЕВ
РД – частный вид деятельности
Необходимо учитывать объективные и субъективные

факторы, определяющие поведение носителя языка
В РД можно выделить
мотивацию,
цель,
исполнение

Речь

– не просто манифестация языка, а имеет свою структуру

А.А. ЛЕОНТЬЕВ	РД – частный вид деятельности	Необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, определяющие поведение носителя языка	В РД можно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика