Слайд 1Задание 18 ЕГЭ 2015
Знаки препинания
в сложноподчинённом
предложении
Слайд 2Так звучит это задание в демоверсии ЕГЭ 2015
Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Слайд 3 Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и
одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на
вопросы членов предложения.
Слайд 4 Правило
Как правило, грамматические основы отделяются друг от
друга запятыми.
(Мелиховы выехали на покос], (когда уже на
лугу была чуть не половина хутора).
(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).
Слайд 5 Ловушка №1!
В простых предложениях, входящих в
состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые.
Не ошибись, когда определяешь основы!
[Скоро пять лет], (как я работаю в институте).
Слайд 6 Ловушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри
главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух
сторон!
Слайд 7 Помни!
В сложном предложении есть вводные
конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
Слайд 8
Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
Слайд 10Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3.
Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия,
при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания.
6. Выбрать вариант ответа.
7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Слайд 11 В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание
касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ, поэтому
более подробно рассмотрим этот тип предложений.
Слайд 12 Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному
существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают
на вопросы определений (какой? какая?...).
Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.
Слайд 13Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри
главного:
На пригорке стоит дом, в котором мы живём.
Дом,
стоит на пригорке.
в
котором мы живём,
Слайд 14 В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых
придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего
дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):
Река,
, была неглубокой.
на заросшем берегу которой мы остановились
Слайд 15Обратите внимание!
Никогда не ставится запятая после союзного слова который:
События, свидетелями
которых мы стали, потрясли город.
2. Если союзное слово который является
зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:
Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:
Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам, написаны нашими современниками.
Слайд 16Внимание!!!
Союзное слово «который» может стоять как в начале придаточной части
, так и в середине.
Слайд 17Рассмотрим пример
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вера старалась (1) и не
вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
Слайд 18Шаг первый:
Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1)
и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3)
которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Основы связаны союзным словом которых.
Слайд 19Шаг второй:
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и
не вспоминать тех страшных дней] (ДНЕЙ КАКИХ?)(2) (в течение (3)
которых (4) ей так много пришлось страдать).
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант ответа - 2
Слайд 21Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего
(2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
2
Слайд 22
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Цицерон (1) речи
(2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».
14
Слайд 23
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
На Кольском полуострове
(1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.
2
Слайд 24
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь
в темноте(4) питаем вас.
134
Слайд 25
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вот книга(1) прочитав (2) которую
(3) ты многое для себя откроешь.
13
Слайд 266. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Теплота(1) с которой дочь говорила
о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.
14
Слайд 27
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принесен был к
чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.
12
Слайд 28 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
История научной фантастики
— это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.
13
Слайд 29
123
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Спелеологи при свете
фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.
Слайд 30 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
На высоком (1)
зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.
34
Слайд 31Интернет-ресурсы
http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181362958-ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html (Волкова О.В., Алексеева Я.В.
«ЕГЭ по русскому языку без ошибок»
Издательство:
Deswer)
http://school28.tomsk.ru/files/img/elektron_uchebnik/trening24.htm