Разделы презентаций


Задания 9,16 СОПОСТАВЛЕНИЕ

Содержание

Задания 9, 16Краткий ответ на вопрос – дать ДВА произведения и назвать ДВУХ авторов. 1-е сопоставление (сходство и/или различие первого произведения с данным). Аргументация.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Задания 9,16 СОПОСТАВЛЕНИЕ
Что сближает
Чем отличаются
ТЕМАТИЧЕСКИ
СЮЖЕТНО
КОМПОЗИЦИОННО
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Задания 9,16 СОПОСТАВЛЕНИЕЧто сближаетЧем отличаютсяТЕМАТИЧЕСКИСЮЖЕТНОКОМПОЗИЦИОННОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРСКОГО

Слайд 2Задания 9, 16
Краткий ответ на вопрос – дать ДВА произведения

и назвать ДВУХ авторов.
1-е сопоставление

(сходство и/или различие первого произведения с данным). Аргументация.
2-е сопоставление (сходство и/или различие второго произведения с данным). Аргументация.
Задания 9, 16Краткий ответ на вопрос – дать ДВА произведения и назвать ДВУХ авторов.

Слайд 3ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-10 предложений)
Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса
Аргументация текстом

ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-10 предложений)Истолкование, разворачивание, объяснение тезисаАргументация текстом

Слайд 4Сравнительно-сопоставительная характеристика. Слова-помощники
Оба автора (лирических героя)…, в обоих стихотворениях…; как

первый, так и второй…
Образы … схожи, потому что…
Так же

как в произведении …
…напоминает…, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный
И… и… ; ни тот, ни другой; то же самое; почти одинаково;
и в том, и в другом пр-нии повторяется (мотив, мысль)

Однако… Между тем… Тем не менее… При этом…Очевидно и различие…
Разница между ними очевидна; различаются;
…не похож на…; в этом они не сходны
В отличие от…; по сравнению с…; если… то;
первый… , тогда как второй…
Противоположную точку зрения на… предлагает…
В противоположность…; по-иному; совершенно иначе
Сравнительно-сопоставительная характеристика. Слова-помощникиОба автора (лирических героя)…, в обоих стихотворениях…; как первый, так и второй… Образы … схожи,

Слайд 5      Сатирически изображали горожан такие писатели как  ...

в произведении...  и ... в произведении... .

 Гоголь использует сатирические приемы,  показывая  жительниц города NN  - ...(кого именно?). Писатель, так же, как и Булгаков, наделяет женщин чертами ... (какими?  - точечная цитата). Однако, в отличие от москвичек ХХ века, которые... (что?), гоголевские дамы ... (что?).      В центре внимания Маяковского  - ...  (что и кто?). Эти герои, так же , как и булгаковские москвичи... (что делают? показаны какими?- точечная цитата). Однако, в отличие от  авторского отношения к зрителям театра "Варьете", которое ... (какое?), отношение Маяковского к изображенным обывателям..... (какое? в каких словах оно выражено?  - точечная цитата).    

9. Кто еще из русских писателей сатирически изображал горожан и в чем сходство их сатиры с  булгаковской?  

      Сатирически изображали горожан такие писатели как  ... в произведении...  и ... в произведении... .

Слайд 6Первое стихотворение
Данное стихотворение
ТЕМА
СЮЖЕТ

Пафос


.
Хронотоп

Образы

Субъектная форма
Сюжет
Детали

Первое стихотворениеДанное стихотворениеТЕМАСЮЖЕТПафос .  Хронотоп   ОбразыСубъектная формаСюжет Детали

Слайд 7Второе стихотворение
Данное стихотворение
ТЕМА
СЮЖЕТ

Пафос


.
Хронотоп

Образы

Субъектная форма
Сюжет
Детали

Второе стихотворениеДанное стихотворениеТЕМАСЮЖЕТПафос .  Хронотоп   ОбразыСубъектная формаСюжет Детали

Слайд 8 1. К этой теме обращались

… такие поэты, как  ... в произведении ...  и ...

в произведении... . 2.   … (первый) использует … приемы,  показывая  ...(кого?что?).  Этот поэт, так же, как и имярек, изображает … (что? каким образом? - точечная цитата). Однако, в отличие от имярека, который... (что?), первый (что делает?). 3. В центре внимания … (второго) - ...  (что и кто?). Его лирический герой, так же , как и герой имярека (что делает? показан каким?- точечная цитата). 
Но по сравнению с авторским настроением имярека, которое ... (какое?), эмоции второго ..... (какие? в каких словах они выражены?  - точечная цитата).  (4.  Итак, все три автора ... (что делают?) , используя  (что? как?).  Но ... (кто?) выделяется из названных поэтов ( чем? почему?))
1.  К этой теме обращались … такие поэты, как  ... в произведении

Слайд 9 Два поэта-философа
(см. презентацию о Тютчеве

и Фете)

Два поэта-философа (см. презентацию о Тютчеве и Фете)

Слайд 10 ЧИТАЕМ ДВЕ ВЕСНЫ и ДВЕ

НОЧИ

ЧИТАЕМ  ДВЕ ВЕСНЫ и ДВЕ НОЧИ

Слайд 11Две весны
Главной темой и первого, и второго стихотворений

является описание того, как наступление весны преображает мир и человека.

Оба поэта отразили переходное состояние природы, что подчёркнуто синтаксически: анафоры "Ещё...Ещё...Ещё..." в первых строфах каждого стихотворения говорят о зимнем состоянии природы, а противительные союзы "Но..." акцентируют внимание на сигналах, по которым предугадывается приход иной поры (у Тютчева природа "прослышала весну" и улыбнулась ей, а у Фета журавли несут "возрожденья весть живую").
Оба лирических героя взволнованы приходом весны, в обоих стихотворениях говорится о пробуждении человеческих чувств, вызванном весенним обновлением природы, что воплощено в мотивах женской любви (у Тютчева) и женской красоты (у Фета).

Две весны  Главной темой и первого, и второго стихотворений является описание того, как наступление весны преображает

Слайд 12Две весны
Однако очевидно и различие: тютчевское стихотворение более

философское, тогда как фетовское скорее относится к пейзажной лирике.

Стихотворение Тютчева композиционно делится строго на две части, задавая параллелизм мира природы и души человека, вся вторая строфа посвящена "весне" в просыпающейся душе, природные реалии символизируют пробуждение страстей. Фетовское же стихотворение отличает сюжетно-композиционная целостность, оно даёт зримую детализированную пейзажную картину, мотив любви дан не прямо, а косвенно, намёком, через образ "красавицы степной".

Две весны  Однако очевидно и различие: тютчевское стихотворение более философское, тогда как фетовское скорее относится к

Слайд 13ДВЕ НОЧИ

Главной темой каждого из стихотворений является описание

того, как наступление ночи преображает мир. Оба поэта выражают возвышенное

и мистическое отношение к таинству ночи, оба используют приём олицетворения (ночь "пришла" и "отбрасывает ткань..." в первом стихотворении - и обращение "твой лик, о ночь..." во втором).
ДВЕ НОЧИ  Главной темой каждого из стихотворений является описание того, как наступление ночи преображает мир. Оба

Слайд 14ДВЕ НОЧИ

Однако если у Фета образ весенней

ночи символизирует жизнь, то у Тютчева ночь - гибельная стихия,

она напоминает смерть. Один поэт очарован, восторженно воспевает звёзды, соловьиное пение и дрожание "новобрачных" берёз, используя эпитеты "тепло", "кротко", "застенчиво", нежный. Другой же с ужасом вглядывается в то, что открывает ему ночь, о чем свидетельствует словесный ряд: страхи, мгла, бездна.
Фетовская ночь несёт гармонию: "На всём какая нега!", рождает "невольную песню" лирического героя, в отличие от тютчевской ночи, которая разрушает гармонию, срывает "ткань благодатную покрова...".
Ночь Фета светла и прекрасна, это состояние земли, природы на земле, а не космическое начало, обнажающее тайну бытия, как у Тютчева.
 
 

ДВЕ НОЧИ   Однако если у Фета образ весенней ночи символизирует жизнь, то у Тютчева ночь

Слайд 159. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в

которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с

приведенным

В некоторых произведениях русской литературы встречаются сцены, в которых семья собирается за столом. Например, это роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая же семейная идилия, как и у Кирсановых в эпилоге романа «Отцы и дети».
Во время сцены семейного ужина в «Капитанской дочке», только что прибывший в Белогорскую крепость Петр Гринев ближе знакомится с семьей Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в «Отцах и детях». Ужин проходит душевно и спокойно, все герои рады друг другу: «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома». И.С.Тургенев в своем романе пишет: « вчем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо». Подобная неловкость прослеживается и в сцене из произведения А.С.Пушкина, это отражает описание Маши: её уши «так и горела», при упоминании о приданом «она вся покраснела, и даже слезы капнули на её тарелку». Однако, это не повлияло на состояние героев.
Л.Н.Толстой описывает именины Наташи как обширное семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идилия. Приезд уважаемой всеми графини Марьи Дмитриевны нисколько не омрачает эту сцену, потому что даже её охватывает эиоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод напрямую пересекается с застольем из романа «Отцы и дети», потому что в нем мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей в жизни.

9. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как

Слайд 16В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых

семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным

отр.?
В чем особенности психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Какие русские писатели-классики обращались так или иначе к проблемам «отцов и детей»?
В каких произведениях русской литературы встречаются образы, подобные Ситникову, и в чем их можно сопоставить с этим персонажем И.С.Тургенева?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Гоголь использует в поэме «Мертвые души» и кто из русских писателей XIX- XX веков является продолжателем его традиций?
С какой целью герои романа «Обломов» проходят «испытание любовью» и в каких еще пр-ниях русской литературы встречается подобный мотив?
Какое продолжение в произведениях отечественной литературы нашла тема «униженных и оскорбленных», звучащая в романе Достоевского?


В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они

Слайд 17С4. В каких еще стихотворениях встречаются образы деревьев и как

они перекликаются со стихотворением А.А.Фета «Учись у них…»?
Образы деревьев встречаются

в таких стихотворениях, как «Отговорила роща золотая» Есенина и «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова.
В стихотворении Лермонтова сосна – главное действующее лицо. Как деревья у Фета, так и сосна в данном стихотворении олицетворена («дремлет, качаясь»). В ее мечтах о далекой прекрасной пальме звучит одиночество. Оно сопоставимо с человеческой тоской. Страдания человека отражаются в природе и в стихотворении Фета: у лирического героя «скорбит душа», и в природе – зима, «жестокая пора». Оба стихотворения связывает параллель «природа – душа человека».
В стихотворении «Отговорила роща золотая» лирический герой – немолодой человек, размышляющий о прожитых годах. Поэт создает выразительную метафору«костёр рябины красной». Как и герой в «Учись у них – у дуба, у березы», лирический герой Есенина сравнивает свое состояние души с окружающей его осенней природой: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова».
С4. В каких еще стихотворениях встречаются образы деревьев и как они перекликаются со стихотворением А.А.Фета «Учись у

Слайд 18 Взаимоотношения представителей разных поколений русской классике отображены в

поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и

мир». Аркадий Кирсанов, несмотря на то, что идеи нигилизма породили пропасть между ним и отцом, все же отказался от них и, последовав примеру Николая Петровича, стал рьяным хозяином в имении. Именно преемственность взглядов, уважение традиций разных поколений и сближает эти произведения.
В поэме «Мертвые души» отец учит Чичикова тому, что, по его мнению, пригодится человеку в жизни: угождать начальнику, не заводить дружбу, беречь и копить копейку. Эти слова «заронились глубоко в его душу» и, впоследствии, сформировали характер Чичикова: лживость, ханжество, лицемерие – все это помогает герою не только извлекать личную выгоду из своей авантюры, но и развить такие качества, как целеустремленность и изобретательный ум.
В романе-эпопее «Война и мир» примером взаимоотношений между поколениями могут послужить образы Андрея и Николая Болконских. В сцене прощания с отцом перед отъездом в армию князь Андрей попросил старого князя заботиться о сыне, питая к отцу глубокое уважение и восхищаясь его прямодушием и умом. В свою очередь Николай Болконский произносит некий завет: «Коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» - призыв не уронить достоинства перед лицом опасности, в любой ситуации оставаться Человеком, быть верным своему долгу, что и делает князь Андрей в Аустерлицком сражении, свято соблюдая наставления отца.
Таким образом, произведения Гоголя и Толстого с романом «Отцы и дети» сближает переимчивость молодого поколений зрелых убеждений и мировоззрения старшего, в отрицательном ключе, как это можно увидеть в «Мертвых душах», и в положительном, как в эпизоде «Войны и мира». (Семилеткина Татьяна)

9.  В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Взаимоотношения представителей разных поколений русской классике отображены в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе-эпопее

Слайд 19Тематическая таблица лирики

Тематическая таблица лирики

Слайд 2017.1 Можно ли создание образа Евгения в поэме А.

С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа

«маленького человека» в русской литературе?
17.2 В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
17.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману«Белая гвардия» или«Мастер и Маргарита».)
17.4 Герои-чудики в рассказах В.М.Шукшина.

ЕГЭ ЧАСТЬ 3

17.1  Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых

Слайд 2117.1 Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»?
17.2 Что

дало основание современникам Ф.И.Тютчева называть его поэзию "мыслящая лира"?
17.3 Можно

ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?
17.4 В каких произведениях новейшей русской литературы поднимаются философские проблемы?


Большие сочинения (4 темы на выбор)

17.1 Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»?17.2 Что дало основание современникам Ф.И.Тютчева называть его поэзию

Слайд 22 Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части

(в виде перефразированного вопроса)
Основная часть:
1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Переход к аргументации (Рассмотрим

систему персонажей пьесы. Обратимся к тексту)
2. Аргументация-1.
3. Аргументация-2.
4. Аргументация-3.
ВЫВОД (возвращение к тезису на новом уровне, обобщение, перефразирование тезиса,)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ - Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса)Основная часть:1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Переход

Слайд 23 Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в

виде перефразированного вопроса)
Основная часть:
1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
2. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
3. ТЕЗИС-ОТВЕТ.

Аргументация
ВЫВОД (обобщение всех трех тезисов)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ВТОРАЯ МОДЕЛЬ - Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»? - Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? - Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса) Основная часть:1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.2.

Слайд 24  «Маленький человек» - это условное название ряда героев,

занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью

некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».
В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!».
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
 

17-1. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?

 	  «Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии

Слайд 25 Что такое «мыслящая лира»? Это, прежде всего,

выражение философских размышлений в стихах, это поиск ответов на вопросы

о смысле жизни и смерти, о человеческом предназначении, взаимоотношения человека с природой, противоречий хаоса и гармонии во вселенной и человеке. Большая часть стихотворений Ф.И. Тютчева посвящена именно этим проблемам.
В стихотворении «День и ночь» особенно виден конфликт между гармонией и хаосом. В стихотворении «О чем ты воешь ветр ночной» аналогичный конфликт, где мы видим описание таинственной бездны. И хотя в первом стихотворении говорится о том, что нам страшна эта бездна, хаос, а в другом поэт пишет, что «древний хаос» - «родимый», вот именно из-за этого создается ощущение, что, одновременно, мы его страшимся, но и осознаем, что мы как будто вышли из него, родились в нем.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой?

Что такое «мыслящая лира»? Это, прежде всего, выражение философских размышлений в стихах, это поиск

Слайд 26 У Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений. Каждая картина

природы рисуется поэтом для сопоставления ее с человеком, его душой.

Например, если взять стихотворение «Певучесть есть в морских волнах», то мы видим, что автор пытается показать, что если сравнить природу с человеком, который является перед нами в образе «мыслящего тростника», можно увидеть, что у природы есть и «певучесть» и «гармония», а в душе человека «разлад», она «не то поет, что море». Да и вообще, как заметно в стихотворении « С поляны коршун поднялся», человек беспомощен и несвободен, а порождение «природы-матери» - коршун – свободен и беспечен.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

У Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений. Каждая картина природы рисуется поэтом для сопоставления ее с

Слайд 27Обращая внимание на любовную лирику поэта, нужно увидеть, что понимание

этого чувства Тютчевым совершенно иное, чем у его предшественников. Если

для них любовь это есть жизнь, счастье и спасение, то для него это та же самая бездна, что находится в описании выше, из которой нет пути назад. Это хорошо заметно в стихотворении «О, как убийственно мы любим», где поэт употребляет слова, совершенно не подходящие к этому светлому чувству: «убийственно», «роковая», «страдание», «мучение», «ужасный приговор», «слепость страстей». Все это больше похоже на описание ада, чем чувства любви.
Однако, даже через несчастную, мучительную любовь, по мнению Тютчева, душа зреет и закаляется. Это можно увидеть в таких строчках: «Душа, увы, не выстрадает счастье, но может выстрадать себя». К тому же, страдание – это путь к воскрешению души, потому что тех, кто страдает Господь благословляет и спасает.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

Обращая внимание на любовную лирику поэта, нужно увидеть, что понимание этого чувства Тютчевым совершенно иное, чем у

Слайд 28Есть и еще одна философская тема Тютчева, которая связана с

проблемой выражения мысли. В стихотворении «Silentium» поэт пытается предостеречь нас

от выражения мыслей и чувств в речевой форме, поскольку «мысль изреченная есть ложь». Важно обратить внимание на два отчаянных риторических вопроса: «Как сердцу выразить себя?» и «Другому как понять тебя?». Разъясним их. В первом случае, при выражении своих мыслей мы засоряем их неподходящими словами, недаром поэт сравнивает мысли с «ключами», которые, при выходе наружу, мутнеют и теряют свой первоначальный облик. А во втором случае, собеседник, который услышит «изреченную» мысль, может не так понять ее, что несомненно покоробит чувство говорящего, и он пожалеет, что произнес то, что у него на душе. Стоит подметить, что и другое тютчевское стихотворение «Нам не дано предугадать» тоже о возможном непонимании мысли человека.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (продолжение)

Есть и еще одна философская тема Тютчева, которая связана с проблемой выражения мысли. В стихотворении «Silentium» поэт

Слайд 29Да и сам синтаксис его стихотворений «мыслящий» - выглядит как

вопросно-ответная форма рассуждений: «Откуда, как разлад возник?» (о человеческой душе),

«Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя метет?» (о мысли), «Сорвался ль он с вершины сам собой, иль был низвергнут волею чужой?» (о камне)
Проанализировав все вышесказанное можно дать еще одно определение «мыслящей лиры»- она мыслящая, потому что, во-первых, наводит нас на великие, раньше не досягаемые до нашего сознания идеи, мысли и предположения, а во-вторых, стихотворения Тютчева начинают жить собственной жизнью, они сами мыслят вслух, будоража в нас неподдельный страх и восхищение своими точными философскими высказываниями.

Что давало основание современникам Тютчева называть его поэзию "мыслящей лирой? (окончание)

Да и сам синтаксис его стихотворений «мыслящий» - выглядит как вопросно-ответная форма рассуждений: «Откуда, как разлад возник?»

Слайд 301.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
1.5 Авторский замысел и

его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Литературные направления и течения: классицизм,

сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

Теория литературы требования кодификатора

1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика1.6 Литературные направления

Слайд 311.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое.

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос,

восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

Теория литературы (требования кодификатора)

1.9 Деталь. Символ. Подтекст1.10 Психологизм. Народность. Историзм1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск1.12 Язык художественного

Слайд 32 Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в

виде перефразированного вопроса)
Основная часть:
1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
2. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.
3. ТЕЗИС-ОТВЕТ.

Аргументация
ВЫВОД (обобщение всех трех тезисов)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ВТОРАЯ МОДЕЛЬ - Каким вы видите автора «Слова о полку Игореве»? - Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? - Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса) Основная часть:1. ТЕЗИС-ОТВЕТ. Аргументация.2.

Слайд 33  В любом художественном произведении автор, так или иначе, выражает свою

позицию. Она может быть выражена прямо, и тогда мы явно

представляем создателя произведения, а может быть скрыта. В «Слове о полку Игореве» автор безымянен, но через некоторые детали возможно представить его образ.
Прежде всего, писатель «Слова о полку Игореве» - патриот своей страны. Во-первых, сама идея произведения о необходимости единения русских князей перед лицом внешней опасности носит национальный характер. Во-вторых, он искренне переживает об исходе похода князя. Когда Игорь принимает решение идти на половцев, автор тревожится о губительности этого решения для русской земли и свою тревогу выражает в словах «А Игорь к Дону войско ведет!» Также трижды рефреном повторяется «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В-третьих, писатель заботится не только о князе, но и обо всей его дружине, не забывая в конце «Слова» воздать им хвалу.
Невозможно не заметить тесную связь автора с природой. Её описания помогают передать настроение сражения. Такие эпитеты, как «кровавые», «черные», «червленными» передают ощущение опасности. Природные явления также являются грозными предзнаменованиями. Например, солнечное затмение перед выступлением князя Игоря в поход. Они же помогают героям. Неслучайно, князь новгород-северский бежит из плена после плача Ярославны, обращенного к ветру, солнцу и Днепру.
Во время прочтения «Слова» складывается впечатление, что создатель произведения – талантливый поэт. Для создания достоверной картины происходящего им используются разные жанры. Поход Игоря – это воинская повесть, а «Золотое слово» Святослава представляет собой искусство ораторского красноречия. Использование метафор, эпитетов и олицетворений придает тексту ярко выраженную эмоциональную окраску. К примеру, «черные тучи с моря идут», «храброе сердце». Наконец, об искусстве мастера свидетельствует стройная композиция, где уже во вступлении оговаривается использованный создателем поэтический метод.
Таким образом, в «Слове о полку Игореве» автор, используя искусство поэтического слова, предстает талантливым поэтом, человеком, тонко чувствующим природу и настоящим патриотом своей Родины. (Яна И., 290 слов)
 	В любом художественном произведении автор, так или иначе, выражает свою позицию. Она может быть выражена прямо, и

Слайд 3417-1. Какие нравственные вопросы решает в своем произведении автор «Слова».

«Слово о полку Игореве» можно считать памятником

древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году, но поднятые в нем нравственные вопросы актуальны и в наши дни. Первым и самым главным из поднятых вопросов является проблема отношения к Родине. Призыв к единству Русской земли четко проявляется в «золотом слове» Святослава. С большим чувством призывает старый киевский князь подняться на борьбу «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!». Князь показан мудрым и смелым правителем, недаром автор «Слова…» славит его победу над половцами. Святослав убеждает князей забыть распри и прекратить усобицы, ведь только вместе они способны будут защитить от «поганых» родную землю. Все произведение наполнено духом патриотизма и любви к Родине.
17-1. Какие нравственные вопросы решает в своем произведении автор «Слова».    «Слово о полку Игореве»

Слайд 3517-1. Какие нравственные вопросы …
Во-вторых, автор показывает, к чему приводят

гордость и самонадеянность. Игорь и Всеволод начали войну, без которой

можно было обойтись. Молодых князей погубила горячность, о чем сокрушается Святослав: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим». Он не одобряет поступка Игоря и Всеволода, принесшего Русской земле и русскому народу страдания и боль.
17-1. Какие нравственные вопросы … Во-вторых, автор показывает, к чему приводят гордость и самонадеянность. Игорь и Всеволод

Слайд 3617-1. Какие нравственные вопросы…
Еще одним поднятым вопросом можно считать

вопрос о любви и верности. В подтверждение этого достаточно вспомнить

плач Ярославны. Она представляет собой образ русской женщины, оплакивающей любимого мужа, не вернувшегося с поля битвы. Кроме того, в ней автор изображает образ самой Руси, уставшей и страдающей от набегов половцев. «Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?». Таким образом, автор «Слова о полку Игореве» решает в своем произведении такие важные нравственные вопросы, как любовь к Родине, вопросы чести, долга, верности, показывает, что единство и сила духа способны помочь справиться с любым испытанием.
(Горчакова Лиза, 220 слов)

17-1. Какие нравственные вопросы…  Еще одним поднятым вопросом можно считать вопрос о любви и верности. В

Слайд 37МОДЕЛЬ большого сочинения. ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ - Достиг Обломов своего идеала на

Выборгской стороне или нет?
- Сострадает Гоголь Башмачкину или смеётся над

ним?
- Каково авторское отношение к князю Игорю?

Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса)
Основная часть
С одной стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.
2. С другой стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.

ВЫВОД (о неоднозначности, противоречивости, двойственности авторского отношения)

МОДЕЛЬ большого сочинения. ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ - Достиг Обломов своего идеала на Выборгской стороне или нет?- Сострадает Гоголь

Слайд 38 Своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заключается в

том, что составляющие его главы различаются в жанровом отношении: «Бэла»

- это романтическая новелла, «Максим Максимыч» - психологическая, а «Княжна Мери» - дневник. Но, несмотря на сочетание разных жанров, критики называют роман социально-психологическим. Попробуем разобраться почему.
С одной стороны, «Герой нашего времени» изначально задумывался как психологическое исследование человека. Об этом говорится в предисловии к роману: «история души человеческой.. едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Все его части подчинены раскрытию общего замысла: всесторонне и глубоко изобразить образ Печорина, проследить историю его жизни. В главе «Максим Максимыч» представлен психологический портрет героя. Рассказчик, странствующий офицер, замечает, что черные глаза Печорина контрастировали со светлыми волосами, а «глаза его не смеялись, когда он смеялся». Данное описание внешности иллюстрирует противоречивость характера Григория Александровича. Но по-настоящему полно натура героя раскрывается в «Журнале Печорина», в котором он беспристрастно рассказывают свою душу. Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..». Действительно, основная черта характера героя – рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли и желания, но эти думы делают несчастным и самого Григория, и тех, с кем сводит его судьба.
С другой стороны, само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность Печорина в контексте общества и эпохи. Общество оказало огромное влияние на духовное и нравственное развитие Григория Александровича. Одна часть души его «высохла, испарилась» под воздействием современников. Они «неспособны более к высоким жертвам», переходят «от сомнения к сомнению». У них нет чувств, веры, четких убеждений и моральных принципов. Таков и Печорин, этот «нравственный калека» и один из представителей поколения: «лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Наконец, окружающие Григория герои помогают читателям лучше понять отдельные черты его характера. Так, женские образы романа раскрывают Печорина в любви, его неспособность искренне полюбить. Он нарочно влюбляет в себя Мери, делая ее игрушкой в своих руках; становится причиной гибели Бэлы и несчастья Веры. Его отличает эгоизм, бессердечие и стремление к неограниченной власти над людьми. «Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!», - цинично замечает Печорин.
Итак, «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова, в центре изображения которого – «история души» представителя поколения 19 века.

17-1. Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?

Своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заключается в том, что составляющие его главы различаются в

Слайд 39Учебники литературы под ред. И. Н. Сухих

Учебники литературы под ред. И. Н. Сухих

Слайд 41Русская литература XIX-XX веков. Уч. пособие для поступающих в вузы.

Изд-во МГУ

Русская литература XIX-XX веков. Уч. пособие для поступающих в вузы. Изд-во МГУ

Слайд 42В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.

· 

В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. · 

Слайд 43Миронова Ю. Литература в схемах и таблицах Изд-во «ТРИГОН»

Миронова Ю. Литература в схемах и таблицах Изд-во «ТРИГОН»

Слайд 44Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Слайд 45Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Интернет-ресурс http://www.gramma.ru

Слайд 46Интернет-ресурс http://www.gramma.ru/LIT/
УРОК В ФОРМАТЕ А4
www.a4format.ru


Интернет-ресурс http://www.gramma.ru/LIT/УРОК В ФОРМАТЕ А4www.a4format.ru

Слайд 47http://www.literaturus.ru/


http://www.literaturus.ru/

Слайд 48Интернет-ресурс
УРОК В ФОРМАТЕ А4
www.a4format.ru


Интернет-ресурсУРОК В ФОРМАТЕ А4www.a4format.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика