Разделы презентаций


ЗАНЯТИЕ № 3. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ

Содержание

К ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ ОТНОСЯТСЯ:- произведения писателей-классиков;-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;- публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление, выявленное по результатамлингвистических исследований.ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ:- НОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ: «строить – построить»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗАНЯТИЕ № 3.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ

НОРМЫ

ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМАТИВНЫМ, ЕСЛИ ОНО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
ТАКИМИ ПРИЗНАКАМИ, КАК:
-

соответствие структуре языка (языковым законам – оглушение, ассимиляция);
- регулярная воспроизводимость в речевой деятельности высокообразованных людей;
общественное одобрение и признание.
Языковые нормы НЕ ПРИДУМАНЫ ФИЛОЛОГАМИ, они отражают определённый этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом − они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.


ЯЗЫКОВАЯ НОРМА – это ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

ЗАНЯТИЕ № 3.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМАТИВНЫМ, ЕСЛИ ОНО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

Слайд 2К ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ ОТНОСЯТСЯ:
- произведения писателей-классиков;
-произведения современных писателей,

продолжающих классические традиции;
- публикации средств массовой информации;
общепринятое современное употребление,

выявленное по результатам
лингвистических исследований.

ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ:
- НОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ: «строить – построить» можно, а «ложить − положить» − запрещено. Эти нормы не поддаются логическому объяснению, их нужно заучивать, они конвенциональны.
- НОРМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКОНАМИ (ПРИНЦИПАМИ) ЯЗЫКА: идти, а не итти или ийти, т.к. от иду.

Морфологический принцип (в отличие от фонетического) требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. 

К ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ ОТНОСЯТСЯ:- произведения писателей-классиков;-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;- публикации средств массовой информации;

Слайд 3СТЕПЕНИ НОРМАТИВНОСТИ
Норма 1-й степени — строгая, жесткая, НЕ ДОПУСКАЮЩАЯ ВАРИАНТОВ.

Например: категорически нельзя: более худшее, машына, нельзя нарушать правила спряжения,

склонения, согласования, управления и пр.

Норма 2-й степени — нейтральная, ДОПУСКАЕТ РАВНОЗНАЧНЫЕ ВАРИАНТЫ. Например: орфоэпические варианты (будни[ш]ний и будни[ч']ный), варианты грамматических форм (каплет и капает), синтаксические варианты (исполненный чувств и исполненный чувствами, жду письмо и жду письма).

Норма 3-й степени — более подвижная, ДОПУСКАЕТ НЕРАВНОЗНАЧНЫЕ ВАРИАНТЫ. Например: дЕньгами, кофе (ср. род), по срЕдам.
СТЕПЕНИ НОРМАТИВНОСТИНорма 1-й степени — строгая, жесткая, НЕ ДОПУСКАЮЩАЯ ВАРИАНТОВ. Например: категорически нельзя: более худшее, машына, нельзя

Слайд 4ЯЗЫКОВАЯ НОРМА ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Обеспечивает устойчивость и стабильность языка

на протяжении длительного времени.
2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения правил.


3. Динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи. Норма может быть императивной (т. е. строго обязательной) и диспозитивной (т. е. не строго обязательной). Императивная норма не допускает вариантности в выражении языковой единицы, регламентируя только один способ ее выражения. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком (НАПРИМЕР, ОШИБКИ В СКЛОНЕНИИ ИЛИ СПРЯЖЕНИИ, ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СЛОВА И ДР.). Диспозитивная норма допускает вариантность, регламентируя несколько способов выражения языковой единицы (НАПРИМЕР, ЧАШКА ЧАЯ И ЧАШКА ЧАЮ, ТВОРОГ И ТВОРОГ И Т. Д.).
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ1. Обеспечивает устойчивость и стабильность языка на протяжении длительного времени. 2. Общераспространенность и

Слайд 5В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ УРОВНЯМИ ЯЗЫКА И СФЕРАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ

СРЕДСТВ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ:
1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ (произносительные), связанные

со звуковой стороной литературной речи, ее произношением.
2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.
3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ нормы, которые подразделяются на два вида:
морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова;
синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций.
В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ УРОВНЯМИ ЯЗЫКА И СФЕРАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ: 1.

Слайд 6ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпические (греч. orthos – правильный + греч. epos

– речь) нормы – нормы произношения и ударения
1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ

ЧН. Наличие вариантов произношения слов с чн связано с утратой правил старого московского произношения, диктующих произносить чн как шн, и появлением тенденции к сближению звучания с написанием. Проявлением побуквенного произношения становится фиксация современными орфоэпическими словарями обоих вариантов в качестве нормативных. Произношение [шн] требуется сохранять в следующих случаях:
а) женских отчествах – Савви[шн]а, Фомини[шн]на, Ильини[шн]а, Кузьмини[шн]а;
б) отдельных словах: горчи[шн]ик, деви[шн]ик, коне[шн]о, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица, було[шн]ая;
в) некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о; будни[ш]ний и будни[ч']ный.
г) в отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫОрфоэпические (греч. orthos – правильный + греч. epos – речь) нормы – нормы произношения и

Слайд 72. ПЕРЕХОД УДАРНОГО Е В О: правильное произношение [е] или

[о] после мягких согласных под ударением (на письме — е

и ё) часто вызывает затруднение у говорящих.
- произносится с гласным [е]: афера, бытие, житие, зев, местоименный, опека, приведший, забредший;
- произносится с гласным [ё]: берёста, жёлоб, заём, жёрдочка, манёвры, новорождённый, одноимённый, никчёмный, осуждённый, приобретённый, принесённый, смётка, остриё, шёрстка, затёкший, принёсший, привёзший;
допустимы оба варианта: белесый и белёсый, блеклый и блёклый, желчь и жёлчь, решетчатый и решётчатый;
иногда выбор [е] или [о] после мягких согласных дифференцирует разные слова: небо и нёбо, все и всё, истекший (о времени) и истёкший (о жидкостях).

2. ПЕРЕХОД УДАРНОГО Е В О: правильное произношение [е] или [о] после мягких согласных под ударением (на

Слайд 83. НЕРАВНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ Е В ЗАИМСТВОВАННЫХ

СЛОВАХ
ОТСУТСТВУЕТ СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД Е В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВАХ:
ад[э]кватный,

ад[э]ноиды, альт[э]рнатива, ан[э]ст[э]зия, ант[э]нна, аст[э]роид, ат[э]изм, ат[э]лье, бут[э]рброд, ват[э]рлиния, ват[э]рполо, вунд[э]ркинд, галиф[э], гант[э]ль, ген[э]тика, геод[э]зия, грот[э]ск, д[э]баркад[э]р, деликат[э]с, д[э]льта, д[э]марш, д[э]мпинг, д[э]нди, д[э]т[э]ктив, д[э]-факто, д[э]-юре, диспанс[э]р, ид[э]нтичный, инд[э]кс, инт[э]рвидение, инт[э]рвью, инт[э]рнат, инт[э]рпретация, инт[э]рьер, кабар[э], кап[э]лла, кар[э], каф[э], кафет[э]рий, кашн[э], код[э]кс, компьют[э]р, котт[э]дж, корт[э]ж, куп[э], лаз[э]р, мод[э]ль, мот[э]ль, н[э]с[э]сс[э]р, от[э]ль, пант[э]он, парт[э]р, пенсн[э], полон[э]з, пот[э]нциальный, поэт[э]сса, прот[э]кция, про[э]кт, р[э]квием, р[э]ном[э], свит[э]р, сент[э]нция, с[э]псис, синт[э]з, сон[э]т, спринт[э]р, ст[э]нд, стр[э]сс, т[э]зис, т[э]мбр, т[э]мп, т[э]нд[э]нция, т[э]нд[э]р, т[э]ннис, т[э]нт, т[э]рмос, тир[э], тунн[э]ль, турн[э], фарват[э]р, фон[э]тика, форт[э]пиано, цитад[э]ль, шед[э]вр, шосс[э], шт[э]мпель, шт[э]псель, экст[э]рн, эн[э]ргия.
СМЯГЧАЮТСЯ СОГЛАСНЫЕ ПЕРЕД Е В СЛЕДУЮЩИХ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ:
академия, акварель, аккордеон, бассейн, бенефис, газета, герцог, девиз, декларация, демагог, демократия, деспот, истерия, кегли, крем, леди, миллионер, молекула, музей, нервы, одеколон, пакет, патент, патефон, пионер, пресса, претендент, ректор, ремарка, рента, секция, сенат, серия, схема, теорема, теория, термин, термометр, территория, техника, факультет, фанера, федерация, шинель.

ОБА ВАРИАНТА ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИЗНАЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ:
агрессия, декан, декада, демонтаж, депо, дефис, диета, крейсер, конгресс, либретто, претензия, прогресс, сейф, сессия, терапевт, террор, кредо, фланель, форель, экспресс.

3. НЕРАВНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ Е В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХОТСУТСТВУЕТ СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД  Е

Слайд 9 РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ассимиляция (уподобление): лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт –

брандс[б]ойт;
диссимиляция (расподобление): трамвай – тра[н]вай; легкий – ле[х]кий;
Процесс

ассимиляции происходит в интересах говорящего: похожие или одинаковые звуки (те, которые были уподоблены друг другу) легче произносить. Процесс диссимиляции происходит в интересах слушателя: разные звуки (те, которые расподобились относительно друг друга) произносить тяжелее, но слово становится более выразительным, звуки произносятся ЧЕТЧЕ (не сливаются) и его легче воспринимать на слух.
диереза (выкидка, выпадение): вм. времяпрепровождение – время[Ø]провождение; грустный – грус[Ø]ный.
эпентеза (вставка): я[в]ства вместо ЯСТВА, психиат[о]р вместо психиатр.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИассимиляция (уподобление): лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт; диссимиляция (расподобление): трамвай – тра[н]вай; легкий

Слайд 11ПРАВИЛЬНО СТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ
1. ЗвонИт, включИт, красИвее, премирУю, премировАть, тОрты,

бАнты, срЕдства, квартАл, деньгАми, дело возбужденО, прикрЕпит, некролОг.

2. КаталОг, впилАсь,

развилАсь, фенОмЕн, обеспЕчение, шкАфом, киломЕтр, рожЕница, ракУшка, щавЕль, Искра, свЁкла, ходАтайство.

3. СлИвовый, грУшевый, овсЯное печенье, овсянОе поле, кУхонный, Иконопись, облегчИть, ободрИть, нормИровАть, нефтепровОд.

ПРАВИЛЬНО СТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ 1. ЗвонИт, включИт, красИвее, премирУю, премировАть, тОрты, бАнты, срЕдства, квартАл, деньгАми, дело возбужденО, прикрЕпит,

Слайд 124. УглубИть, углублЁнный, баловАть, завИдно, чЕрпать, оптОвый, пАмятуя, предвосхИтить, столЯр,

украИнский, валовОй, устАвный.

5. ДебитОр, крЕдИт, начАть (но нАчат), мАркетинг, диспансЕр,

экспЕрт, пОнял, прИбылей, нет сирОт, Отраслей, мОщностей, по средАм (допустимо по срЕдам).

6. ХристианИн, кОлледж, бАрмен, мастерскИ, мИзерный, прОдал (но продалА), пЕредАл, пЕня, на похоронаАх, бряцАть, намЕрения, откУпорить, лАтте, глясЕ.

7. ФалАфель, тартАр, шампУры, мантЫ, пиццЕрия (и пиццерИя), духовЕнство, верховЕнство, гЕнезис, асимметрИя, до скОльких?, он сорИт, строчнАя буква.

4. УглубИть, углублЁнный, баловАть, завИдно, чЕрпать, оптОвый, пАмятуя, предвосхИтить, столЯр, украИнский, валовОй, устАвный.5. ДебитОр, крЕдИт, начАть (но

Слайд 13ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лексические нормы – это нормы правильного словоупотребления, учитывающие

правильность выбора слова, а также уместность применения его в общеизвестном

значении и в общепринятых сочетаниях.
НЕТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
А) Использование совершенно неподходящего слова, например: В душе Андрея накапливалось противоречие к войне.
Б) Подмена понятий, возникающая вследствие недостаточно четкой их дифференциации: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
В) Смешение паронимов: Заглавную роль в кинофильме «Воскресенье» сыграла Татьяна Самойлова.
Г) Неточное употребление синонимов, например: черный конь, часы торопятся, нарядный китель.
Д) Не устраненная контекстом многозначность слова, например: Мы прослушали все ваши замечания.
Е) Алогизм (сопоставление несопоставимого): Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫЛексические нормы – это нормы правильного словоупотребления, учитывающие правильность выбора слова, а также уместность применения

Слайд 14Ж) Неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых

и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно

надаивать по 12 кг молока. В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку.
З) Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий: Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества.
И) Несоответствие посылки и следствия: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба.
2. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ СЛОВ ДРУГ С ДРУГОМ
А) Нарушение лексической сочетаемости: Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего. Котловина производила уютное впечатление.
Б) Нарушением предметно-логических связей слов: большая половина, облокотиться плечом.
В) Несоответствием слова стилистической окраске текста: а) слишком низких для данного текста слов (разговорных, просторечных, жаргонных и т.д.); б) слишком высоких для данного текста слов (научных, архаичных, официально-деловых – так называемых канцеляризмов и др.), которые оказываются высокопарными и претенциозными.
Г) Нарушением хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой (анахронизм): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

Ж) Неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от

Слайд 153. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: На стене висели разные писатели. Вяжем варежки

из шерсти заказчика.
4. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ
А. ЛЯПАЛИССИАДЫ, т.е. абсурдная, иногда

комичная речевая избыточность. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Б. ПЛЕОНАЗМ (от гр. pleonasmos — излишество) − употребление в речи близких по смыслу и потому излишних разнокоренных слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов (расцеловал и облобызал; долгий и продолжительный; мужественный и смелый; только лишь; тем не менее, однако; так, например).

В. ТАВТОЛОГИЯ (из гр. tauto — то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.

3. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: На стене висели разные писатели. Вяжем варежки из шерсти заказчика. 4. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬА. ЛЯПАЛИССИАДЫ,

Слайд 165. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
А) Немотивированное изменение

состава фразеологизма: со всех своих длинных ног она кинулась бежать;

тренер сделал хорошую мину.
Б) Искажение лексического состава фразеологизма: хоть кол на голове чеши; провести вокруг пальца.
В) Обновление грамматических форм: дети заморили червячков и развеселились; семи пядей на лбу.
Г) Контаминация (т.е. смешение) элементов разных фразеологизмов: предпринять меры, играть главную скрипку.

5. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ А) Немотивированное изменение состава фразеологизма: со всех своих длинных ног

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика