Слайд 1Земли сельскохозяйственного назначения
Эксперт центра поддержки предпринимательства
Овсянникова Лариса
Слайд 2Способы получения земель с/х назначения.
На праве собственности у муниципалитета
На
праве аренды у муниципалитета
На праве безвозмездного пользования у муниципалитета
На праве
собственности, аренды, ином праве у частных лиц
Путем выдела земельной доли в натуре
Слайд 3Продажа земельных участков, находящихся в гос.или мун. собственности без торгов
Регулируется
ст. 39.3 Земельного кодекса РФ
КФХ или с/х организации в случаях,
установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, передается КФХ или с/х организации, фактически использующим такой участок;
Из права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения;
КФХ для осуществления его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса;
По истечении 3-х лет надлежащего использования участка по договору аренды.
Слайд 4Предоставление зем.участков в аренду без торгов
Регулируется ст. 39.6 Земельного кодекса
РФ
КФХ для осуществления его деятельности в соответствии со статьей
39.18 Земельного Кодекса;
КФХ или с/х организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
Арендатору, ненадлежащим образом исполнявшим свои обязательства по договору аренды;
Получателю гос.поддержки на срок до 5 лет (если нет других заявителей).
Слайд 5Предоставление участка в безвозмездное пользование
Регулируется ст. 39.10 Земельного кодекса РФ
Земельные
участки предоставляются КФХ на срок до 6 лет для осуществления
его деятельности в определенных муниципальных образованиях.
Перечень 30 районов установлен законом «Об обороте земель с/х назначения в Пермском крае».
Слайд 6Стоимость земельного ресурса
Слайд 7Особенности оборота земель с/х назначения
Ст. 78 ЗК РФ определяет, что
земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
для ведения сельскохозяйственного производства,
для создания защитных
лесных насаждений,
для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
для целей аквакультуры (рыбоводства).
Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены гл. II Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Слайд 8Принципы оборота земель с/х назначения
Сохранение целевого использования земельных участков;
Установление
максимального размера общей площади с/х угодий, которые расположены на территории
одного муниципального образования и могут находится в собственности одного гражданина или одного ЮЛ – 50 % от всех с/х угодий района;
Установление минимального размера вновь образуемого земельного участка - 0,25 га;
Преимущественное право субъекта федерации на приобретение земельного участка в случае его продажи за исключением продажи с публичных торгов;
Преимущественное право покупки других участников долевой собственности на земельный участок в том случае, когда он находится в общей собственности сособственниками либо с/х предприятиями, либо членами крестьянского хозяйства;
Установление особенностей предоставления земельных участков иностранным лицам, лицам без гражданства и совместным предприятиям.
Слайд 9Ответственность в сфере земельных правоотношений
Согласно гл. 13 (ст. ст. 74
- 76) ЗК РФ за правонарушения в области охраны и
использования земель установлена:
имущественная,
дисциплинарная,
административная,
уголовная ответственность.
Слайд 10Административная ответственность
Ст. 8.6 КоАП РФ. Порча земли
Административно наказуемым правонарушением
является порча земли, под которой понимается самовольное снятие или перемещение
плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Слайд 11Административная ответственность
Ст. 8.7 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель,
обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Административно наказуемым правонарушением
является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Слайд 12Административная ответственность
Ст. 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по
целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению
Административно наказуемым правонарушением является неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Слайд 13Изъятие неиспользуемых земель
Уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Пермского края
Первый этап: выявление, документирование фактов ненадлежащего использования
земельного участка и привлечение к ответственности за совершенное земельное правонарушение.
Второй этап: составление предписания об устранении выявленных нарушений и информирование уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Третий этап: принятие решения о прекращении прав на землю и обращение в суд с требованием об изъятии земельных участков.
Четвертый этап: публичные торги.
Слайд 14Перевод земель сельхозназначения в другую категорию
Согласно закону N 172-ФЗ «О
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,
перевод земель сельхозназначения в другую категорию осуществляется в исключительных случаях:
при их консервации;
при создании заповедников, заказников, курортов, природных парков, включая дендрологические, ботанических садов и др;
при установлении или изменении границ населенных пунктов;
при размещении промышленных объектов на сельхозземлях, кадастровая стоимость которых меньше ее среднего уровня по муниципальному образованию;
если сельхозучастки, непригодные для сельхозпроизводства, включаются в состав лесов или водоемов, а также земель в запасе;
когда на них строятся линейные объекты;
при выполнении РФ ее внешних обязательств, а также при строительстве на этих землях оборонных объектов;
при начале добычи на этих участках полезных ископаемых;
при размещении на них различных объектов для удовлетворения потребностей граждан (социальных, культурных и т. д).
Слайд 15
Овсянникова Лариса Александровна
Эксперт Пермского центра поддержки предпринимательства,
Консультант по корпоративным и
правовым вопросам,
Практикующий юрист
+7 902 83 81 752
+7 963 878
64 63
ovs-larisa@yandex.ru