Слайд 2Марш
(от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один
из самых древних жанров.
Сложился в инструментальной музыке в связи
с задачей синхронизации движения большого числа людей
(в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.
Слайд 3Характерные черты марша:
- строгая размеренность ритма
двухдольный размер. -
обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, и 6/8
- всегда
квадратная структура построений
- аккордовое сопровождение
- в основе чаще всего лежит две или три темы
- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии
значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе
Слайд 4Марш является прикладным жанром.
Бывает:
· военно-строевой, походный - когда марширует
войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"
·
спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш»
· траурный - «Похоронный марш» Ф.Шопен
· сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».
· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев
· игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
· детский - из "Детской музыки" Прокофьева
· песня-марш - "Вместе весело шагать"
Слайд 5Военный марш.
Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных
жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять
в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша:
- строевой,
- походный
- встречный марш
Слайд 6Прощание Славянки!
Утренний, пустынный, недружелюбный, невыспавшйся вокзал, невыспавшиеся же,
кривящиеся, зыбкие рожи лопоухих касатиков, с трудом скрывающие страдание и
страх, сапоги, ремни, армяки, шинели, плачущие мамки и суровые папки с дрожащими бровями — за суровостью таятся все те же рыдания — сокрушенные прелести провожающих подружек, добрая половина которых, конечно же, не дождется, но провожать приходят все, перекошенная пасть офицера с каменной мордой, застывшая на мгновение в начальственном крике — встревоженный рекрутский мозг фиксирует каждое мгновение отдельно от другого, он разрывается на части от избытка запечатляемых мгновений, ни одно из них не прекрасно, как у Фауста, но запечатляются все, одно за другим…
Хочется встряхнуться, сбросить с себя кошмарный сон и и посмотреть на небо, но оно такое же зелено-серое, как офицерская шинель. Вонючий, пыхтящий поезд, концлагерно-сиротские вагоны, до отказу набиваемые бледной, грязно-зеленой массой, стойкий оловянный запах портянок, страха и махорки, неловкие шутки и жалобные матюки, безжалостно обритые короткие головы — представьте себе, что вы попали в ведро с картошкой, которую сейчас будут чистить, и что картошка эта — мыслящая, живущая, отчаянно осознающая свой удел, — картошка в мундире…
И вот уже поезд трогается, что-то страшно стукается в груди и между вагонами, — и обрывается! Растрепанные, осиротевшие мамы бегут за вагонами, они все еще стучат в стекло, но поезд неумолимо набирает ход, обдавая их столбами вонючего дыма!..
И над всем этим человеческим, слишком человеческим, нестерпимым безумием и ужасом раздаются вдруг медные, горькие и философские звуки:
Трам-пам-пам-там-парам-парам-парам!
Слайд 7СПОРТИВНЫЙ МАРШ
Из кинофильма "Вратарь",
Музыка И. Дунаевского
Cлова В. Лебедева-Кумача
Ну-ка,
солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ! Больше жизни!
Поспевай, не задерживай,
шагай!
Припев:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
Физкульт-ура!
Физкульт-ура-ура-ура! Будь готов!
Когда настанет час бить врагов,
От всех границ ты их отбивай!
Левый край! Правый край! Не зевай!
Ну-ка, ветер, гладь нам кожу,
Освежай нашу голову и грудь!
Каждый может стать моложе,
Если ветра веселого хлебнуть!
Ну-ка, дождик, теплой влагой
Ты умой нас огромною рукой,
Напои нас всех отвагой,
А не в меру горячих успокой!
Эй, вратарь, готовься к бою, -
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!
Слайд 8Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш.
Он обладает своими особенностями.
Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется:
-
особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций),
- фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении),
- его крайние части пишутся в минорной тональности,
- в остальных видах марша преобладают мажорные тональности.
Слайд 9«Не смерть одного лишь героя оплакивается здесь... пало целое поколение»,
—
писал об этом «Похоронном марше»
Ференц Лист.
Слайд 10Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул
на дощечке на дубовоей.
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море
на самом дне,
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садко: во синем море
Стоит палата белокаменная.
Заходил Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
- Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.