Слайд 1Жиль Делёз
Презентация подготовлена студенткой:
Шубиной А.А.
Юридический факультет
ТД–О–18/1
Преподаватель:
Козина О.А.
Слайд 2Биография
Французский философ, художественный критик; один из ведущих представителей постструктурализма.
Родился
философ 18 января 1925г. в семье из среднего класса, в Париже и провел в
этом городе большую часть своей жизни.
Смерть: 4 ноября 1995 года он выбросился из окна. Похоронен был на кладбище в Лимузене.
Слайд 3Основные философские работы
«Ницше и философия» (1962)
«Критическая философия Канта» (1963)
«Бергсонизм» (1966)
«Спиноза и проблема выражения» (1968)
«Различие и повторение» (1968)
«Логика смысла» (1969).
Слайд 4Вклад в философию
Жиль Делез внес большой вклад в разработку постмодернистской
философии, работая с такими понятиями, как различие и повторение, симулякр,
введя понятия шизоанализ, ризома и многие другие, поспособствовав формированию современной постмодернистской парадигмы в целом.
Слайд 5Тезаурус
Совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари, ввёл понятия ризома и
шизоанализ в работе «Кафка» (1975г.). Этот термин заимствован из ботаники,
где он означает определенный способ роста растений, где нет единого или пучкообразного корня, а своего рода сетка корней.
Слайд 6Ризома – это способ беспорядочного роста без превалирующего направления, рост
во все стороны, вверх, вниз, без регулярности. Для него ризома
олицетворяет собой «движение желания». Это метафора современной культуре, в которой «все дозволено». В результате такого видения мира исчезает всякий универсализм, системность. Наука дезинтегрируется, распадается на многочисленные «понимания» и «осмысления».
Слайд 7Все понятия культуры Делёз распределял между двумя полюсами – шизофренией
и паранойей, которые образуют два противостоящих способа мышления (причём первый
–воплощает позитивные, а второй – негативные черты культуры). Свою философскую концепцию он назвал «генеалогия», как мышление «посередине» без истоков и начал, как плюралистическую интерпретацию. Сила философствования – в сопротивлении власти во всех её ипостасях.
Слайд 8Позиция Делёза
Философ может занимать, по Делёзу, две
позиции:
либо резонировать по поводу уже поставленного диагноза, либо самому
отважиться на опыт интеллектуальной диагностики. Делёз однозначно решает в пользу второго: необходимо взять на себя риск творца, и тогда появится возможность мыслить его опытом, войти в совершающееся событие, а не делать его объектом «незаинтересованного» созерцания, которое опыт разрушает.
Слайд 9Интересные факты
Еще со времен своего преподавания в лицее Делез привык
одеваться в классическом стиле. Он всегда носил шляпу, которая стала
частью его образа. На некоторых фото его можно увидеть в любимом стиле.
Слайд 10Делёз любил кинематограф. Вместе с семьей он часто ходил на
фильмы Феллини, Годара и других режиссеров. С 1974 года философ
начал создавать статьи о кинематографе. В это же время он ежегодно стал посещать кинофестиваль неформального кино. При этом не любил участвовать в конференция по философии.
Слайд 11Соавторство с Феликсом Гваттари принесло свои плоды. Вместе они написали
значимые произведения. Но авторы работали совершенно в разных ритмах. Делез
- дисциплинировано, а Гваттари в этом плане был анархистом.
Слайд 12Идейные связи
Жиль Делез относится к философии, получившей название континентальной. Она
отличается от аналитической тем, что помещает рассматриваемые вопросы в контекст
истории, используя более синтетическую терминологию. Ряд исследователей рассматривал отдельные аспекты делезовской философии:
В. Берген изучал творчество. Ф. Зурабишвили,
Д. Уильямс – событие, время и силу.
Д. Олковски – репрезентацию.
Т. Мэй – индивидуацию и этику.
Слайд 13Ален Бадью — один из самых известных критиков Делёза, посвятивший философу
книгу «Делёз. Шум бытия» (1997). Бадью утверждает, что, вопреки распространённому
мнению, Делёз — философ Единого, а не множественного мнения.
Сегодня Делеза рассматривают как одного из предшественников спекулятивного реализма. Его влияние испытали многие направления, например, акторно-сетевая теория, постколониализм, квир-теория и многие другие.
Бадьюанская критика
Слайд 14Согласно Бадью, во-первых, делёзовская философия глубоко аристократична, поскольку существует только
в пространстве иерархии. Далее, это не философия жизни, а философия
смерти. В-третьих, немногочисленные концептуальные инструменты Делёза однообразны и воспроизводятся во всех работах. В-четвёртых, Делёз неправомерно приравнивает онтологию к философии. Наконец, его проект есть «платонизм виртуального»: Делёз провозглашал преодоление Платона и Гегеля, но не сумел далеко от них уйти.
Слайд 15Жиль Делез, книги которого имели большой успех еще при его
жизни, стал одним из влиятельнейших мыслителей мира уже в новом
столетии. На Делеза опираются не только в вопросах философии, на него ссылаются и представители социальных и гуманитарных наук. Его цитируют в социологии, культурологии, урбанистике, киноведении, литературоведении, географии и многих других областях.
Слайд 16Список использованных источников
http://www.вокабула.рф/энциклопедии/новая-философская-энциклопедия/делёз-жиль
http://fb.ru/article/263757/jil-delez-biografiya-i-tvorchestvo-logika-smyisla-kratkoe-soderjanie
Маркова Л. А. Наука и логика
смысла Ж. Делёза // Философия науки. — М.: ИФ РАН, 2000. — № 6.
Соч.: Nietzsche
et la philosophie. P., 1969; Logique du sens. P., 1969. M. K. PbiKJum