Слайд 1Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. Что я знаю
о «малых голландцах».
Слайд 3Родиной бытового жанра принято считать Голландию.
«Малые голландцы» обобщенное название голландских
художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное
своеобразие национальной живописи этого времени. Термин получил распространение во французской литературе об искусстве.
Слайд 4Новаторские достижения «малых голландцев» - обращение к отображению в картинах
реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал.
Творчество
художников в основном соответствует трем основным этапам развития искусства:
1. 1620-е гг.- утверждение реализма в национальной школе.
2. 1640-60-е гг.- расцвет художественной школы.
3.1670-е г.- начало 18 века- упадок искусства Голландии.
Слайд 5На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором
являлось влияние Ф. Халса.
Бытовой жанр- самое яркое и самобытное
явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни человека. Сложился в 1720-30-х гг. сразу в двух разновидностях- крестьянский и бюргерский(городской) жанр. Первый развивал и А. ван Остаде и его школа.: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт.
Слайд 7« Драка»
Ранние работы А. Остаде ( изображались игры в карты
. Ссоры, драки в трактире) отличает динамичный характер.в середине 17
в. он пишет картины более ирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке. Дома, в кругу семьи. На ярмарке. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень.
Слайд 11 Бюргерский жанр
На первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из
жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или
гостиных за игрой триктрак., домашними концертами.( Д. Хальс, Ю. Лейстер, П. Кодде и др.)
Слайд 12Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача
Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье.
Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
Слайд 13«Банкет офицеров стрелковой роты.»
Слайд 14В творчестве Хальса воплотились жизнерадостность и демократизм.
Цыганка.
Слайд 16Регентши госпиталя св. Елизаветы в Харламе.
Слайд 17На втором этапе центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающих художников
из других городов, Актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.
Слайд 18Рембрандт – голландский художник 17 века. Он написал свыше 90
своих портретов. А свой самый известный автопортрет написал в 1640
году, уже, будучи известным и признанным художником. Рембрандт прославился как портретист. Среди других известных автопортретов,...
Рембрандт – голландский художник 17 века. Он написал свыше 90 своих портретов. А свой самый известный автопортрет написал в 1640 году, уже, будучи известным и признанным художником. Рембрандт прославился как портретист. Среди других известных автопортретов,...
Слайд 19Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt
ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр,
великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Слайд 20Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только
одному этому мастеру свойственных технических приемов, произведения Рембрандта отличаются гениальной
композицией. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте.
Слайд 21« Ночной дозор».
На картине изображён момент, при котором капитан Кок
отдаёт приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбургу. Можно увидеть, как старается
барабанщик выбивает дробь, а на него пытается лаять собака и прапорщик заворачивает знамя. На картине, в движении даже детали одежды у стрелков. Надвигается момент построения.На переднем плане изображена девочка в золотистом платье, окружённая символами, относящимися к мушкетёрам. На поясе у неё петух и пистолет, а в левой руке она держит рог для вина. Какую роль она играет? Данная картина является групповым портретом.Яркие лучи высвечивают фигуры, кружева, лица , парчовые одежды и многие другие детали. Все в ожидании построения и разными делами: кто размахивает копьём, кто занят зарядкой мушкета, кто стучит в барабан, кто смотрит по сторонам.
Все ждут команду, им не терпится выступить общим боевым строем, гордо прошагав перед знакомыми и родными. Ведь они — защитники города!
Слайд 22« Возвращение блудного сына».
Созданная в 1668-69 годах картина великого художника
Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском
сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовного и плотского, божественного, небесного...
Слайд 26Еврейская невеста»
«Еврейская невеста» — полотно, что принадлежит известной эпохи
Барокко. Это полотно одно из самых последних и загадочных художника
Рембрандта. Он писал не только в стандартном стиле, но и иногда был творцом, поэтом.
Слайд 27Ян Вермер и делфтская школа живописи.
Слайд 28Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины 17 века
играл Делфт- небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и
декоративных тканей.
Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675гг.)
Его отец занимался шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позже стал владельцем гостиницы. Торговлю картинами и гостиницу он передал по наследству сыну. Художник написал около 40 картин.
Слайд 29« Девушка с письмом»
В композиции « Девушка с письмом» художник
изобразил свет весеннего дня, льющийся из открытого окна в глубине
композиции, девушка серьезна и строга. Почти неуловимое движение ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий ,точеный профиль девушки особенно красив в потоках света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие перламутровые тени.
Слайд 30« Служанка с кувшином молока»
На картине «Служанка с кувшином молока!(около
1658г.) молодая женщина с непримечательным, свежим лицом не единственная героиня.
Густое молоко сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плетеной корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой выразительностью.
Слайд 31« Любовное письмо»
Полотно « Любовное письмо» сложной композиции.(1667г.)на первом плане
в полутьме стоят домашние туфли и половая щетка, а действие
разворачивается на втором плане: в освещенной комнате заплаканная дама с мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную , улыбчивую служанку ,подавшую ей письмо .На стене висит изображение Амура, божества любви. Управляющего кораблем среди бурного моря,- аллегория трагических превратностей отношений между любящими.