Слайд 1Жизненная навигация
Тема 6. С кем вместе я буду идти к
своей мечте?
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Группа, команда и коллектив
2. Роли в команде.
3.
Лидер
4. Переговоры.
Слайд 3Группа – это совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным
признакам. Группы могут более и менее устойчивые, быть случайными или
создаваться специально, отличаться друг от друга и по другим характеристикам, например, по размеру. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями. В качестве примеров малых групп можно рассматривать семью, ученический класс, рабочие коллективы и др.
Слайд 4Коллектив (от лат. собирательный) – группа людей, объединенных общими целями
и задачами, достигшая высокого уровня развития в процессе совместной высоко
социально-значимой деятельности.
Слайд 5В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся:
- высокой сплоченностью
:«Один за всех и все за одного». Сплоченность – это
приверженность к группе ее членов, проявляющаяся во взаимной симпатии членов группы и привлекательности группы ее членам.
- ценностно-ориентационным единством степенью совпадения позиций и оценок у ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом;
- коллективистским самоопределением – избирательным отношением членов группы к воздействиям конкретной социальной общности, при котором они принимают одни из ее влияний и отвергают другие в зависимости от идеалов, целей деятельности, принятых в коллективе социальных ценностей, норм и т. п.,
Слайд 6- коллективистской идентификацией – признанием за членами группы, в частности,
занимающимися совместной деятельностью, равных прав и обязанностей, в том числе
понимание прав каждого из них на содействие и поддержку, необходимости сочувственного отношения к ним,
- социально ценным характером мотивации межличностных выборов,
- высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу. Референтность – качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения.
- объективностью в принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
Слайд 7Одни из самых авторитетных специалистов по вопросам построения и реорганизации
команд Ян Катценбах и Дуглас Смиту определяют команду как небольшое
количество людей с комплиментарными (взаимодополняющими) навыками, которые привержены общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.
Слайд 8Роль – это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или
чем-то в рамках определённого процесса.
Слайд 10Лидер – это неформальный руководитель, который избирается по негласным правилам
самой командой в силу наиболее привлекательных для качеств. С его
управленческими, организаторскими качествами, личностными и другими психологическими особенностями группа связывает надежды на разрешение определенной актуальной проблемы.
Слайд 11Какие качества могут привлечь членов группы? Чаще всего отмечаются:
- целеустремленность;
-
ответственность;
- стремление к личностному росту;
- саморегуляция и организованность;
- умение общаться.
Слайд 12Зачастую бывает так, что нам необходимо обращаться к другим людям
и вступать в переговоры. Переговоры – это обмен информацией между
сторонами для достижения взаимоприемлемого соглашения относительно предмета переговоров.
Слайд 15Для успешности переговоров можно использовать технологию эффективного общения. По мнению
отечественного психолога С.М. Емельянова положительно скажется на итогах переговоров следующие
правила общения:
- концентрация внимания на говорящем, его сообщении;
- уточнение правильности понимания содержания сообщаемой информации;
- сообщение другой стороне в перефразированной форме смысла принятой информации;
- не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать, подводить итог, отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения;
Слайд 16- необходимо добиваться того, чтобы вас услышали и поняли. Для
этого надо соблюдать последовательность сообщения информации, убедиться в точности понимания
партнером принятой информации;
- поддержание атмосферы доверия, взаимного уважения, проявляться эмпатию к собеседнику;
- использование невербальных средств коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
Слайд 17В процессе общения человек по зависящим и независящим от него
причинам может сталкиваться с различными «барьерами». Барьеры в общении –
это препятствия во взаимопонимании партнеров по общению. Барьеры могут возникать на разных уровнях:
фонетическом (звуковом);
семантическом (многозначность слов, жаргоны, профессионализмы);
Слайд 18стилистическом (синтаксическом – несоответствие формы и содержания сообщения);
логическом (неприятие
логики другого).
Слайд 19В процессе общения партнерами нередко используются манипуляции (А.Я.Кибанов, В.Г.Коновалова). Манипуляция
– осознанное психологическое воздействие на человека с целью изменения у
него отношения к чему-либо.