Слайд 1Журналист и его герой
навязчивый герой
https://cyberpedia.su/12xf94c.html
Слайд 2существует несколько не общепринятых, но вполне обоснованных требованиями профессионализма правил.
В частности, не следует:
«прикидываться», то есть представляться работником другой профессии
(кроме использования включенного наблюдения);
запугивать собеседника;
советовать, давать рекомендации;
обещать «разобраться» и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов);
допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих;
идти на сближение ни с «положительными», ни с «отрицательными» персонажами;
принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;
производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника (напротив, необходимо убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения); в то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает;
Особо внимательно надо отнестись к интервьюируемым, когда они произносят: «Это не для печати».
И последнее: не наследи! После тебя здесь будут другие журналисты, и в соответствии с впечатлением, которое ты оставил у людей, они могут попросту отказаться с ними разговаривать.
Слайд 3Охраняются честь, достоинство и репутация героев публикаций. Считаются этической аномалией
намеки на расу, цвет кожи, физические недостатки человека, если это
не связано напрямую с содержанием сообщения. Международная Комиссия по политике радио и телевидения (известная как комиссия Дж. Картера и Э. Сагалаева), изучавшая освещение этнических вопросов в журналистике стран СНГ, в своих выводах особо рекомендовала «избегать стереотипизации групп и лиц, представляющих меньшинства..
Этические правила строго оберегают от необоснованного вторжения в частную жизнь человека. Кроме этого общего положения в зарубежных кодексах внимание концентрируется на тактичном отношении к жертвам преступлений, свидетелям и близким пострадавших (а также самих преступников), на предельно деликатном освещении фактов самоубийства, на гуманном подходе к юным нарушителям закона, даже если они официально признаны виновными. Не рекомендуется без острой общественной необходимости раскрывать имена и публиковать фотографии этих людей, как, впрочем, и подсудимых. Как видим, всеми возможными средствами закрепляется уважение к личности человека, волею обстоятельств ставшего объектом интереса СМИ.
Слайд 4Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально-нравственных норм
данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:
• заботиться о непредвзятости
своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;
• уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
• уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес
• быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя, помня, что это— лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует в глазах этого окружения автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
• воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей внешности; от упоминания о нем как преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.
Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал — прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке.
Слайд 5 «прежде всего не навреди».
В большинстве случаев с этической точки
зрения недопустимо в качестве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных
и близких, друзей или людей, с которыми журналиста связывают личные отношения (учитель, начальник и др.).
Если какие-то трудные с точки зрения этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает все-таки нужным ввести в произведение, ему приходится решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.
Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Кино- и фотожурналисты знают, что «крупный план», снятый в моменты острых переживаний или трудового напряжения, порой оказывается малопригодным для публикации именно из этических соображений. И уж совершенно недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».