Темы сочинений1906 года:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
Сборник тем и планов для сочинений. СПб., 1906 (http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.html)
Сочинение – «самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему».
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. http://efremova.info/word/sochinenie.html#.UwXgOfiGjrc
«Было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения».
Карен Шахназаров (http://www.moeobrazovanie.ru/vypusknoe_sochinenie_po_literature.html)
«Экзамен по литературе должен быть обязательным для поступления во все вузы страны… Проводиться это испытание должно не в форме теста, а в форме полноценного сочинения». Алексей Варламов (http://www.moeobrazovanie.ru/vypusknoe_sochinenie_po_literature.html)
«ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».
Александр Проханов (http://www.vesti.ru/doc.html?id=1157582&1157582)
«Не так уж важно, о чем школьники будут писать сочинения – на свободную тему или по литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно, чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни».
Борис Тарасов (http://filologi2012.ucoz.ru/news/sochinenie_mozhet_vernutsja_v_shkolu_kak_vypusknoj_ehkzamen/2013-11-23-104)
новая форма промежуточной аттестации, которая станет допуском к ЕГЭ;
изменение формы сочинения в самом ЕГЭ по русскому языку или литературе;
защита индивидуального проекта в форме сочинения: ученики 11 класса выполняют индивидуальный проект по теме, связанной с русским языком и литературой, оформляют его результаты в виде сочинения и проходят его публичную защиту» (http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)
К. М. Поливанов, учитель русской литературы гуманитарного факультета лицея №1525 «Воробьевы горы», доцент факультета филологии НИУ ВШЭ: «Сейчас в ЕГЭ есть часть С, которая представляет собой сочинение. Она не идеальная, но зачем вводить новое сочинение, я не понимаю… Разумнее было бы совершенствовать критерии оценки части С» (http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)
Л. И. Соболев, заведующий кафедрой словесности гимназии №1567: «Было бы идеально, если бы школьникам предоставили выбор между тестом и сочинением. Если же выпускников заставят писать сочинение, то всё будет зависеть от того, как их учили и кто это сочинение будет проверять…» (http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)
В. В. Луховицкий, учитель русского языка школы-интерната «Интеллектуал» : «Объективно оценить какую-либо творческую работу по русскому языку и литературе практически невозможно. Если взять трёх экспертов, то они одно и то же сочинение могут оценить совершенно по-разному. Поэтому нарушится главный принцип, что ЕГЭ создан для объективной оценки реального уровня знаний» http://www.gazeta.ru/social/2013/11/27/5772397.shtml)
Мнения московских учителей
Противоречия, мешающие реализации этого постановления
Необходимо обеспечение однозначной оценки школьных сочинений разными и независимыми экспертами,
этому мешает субъективизм в проверке творческих работ и дефицит учителей, готовых быть объективными экспертами
но
содержание курса литературы в старшей школе перегружено, время уходит на знакомство с новыми писателями, а не на развитие умений создавать свои тексты.
Выпускникам придётся писать сочинение на литературную или свободную тему,
но
они читают крайне мало, и почти все свободное время у них уходит на общение с электронными устройствами.
Школьников более 10 лет готовили к ЕГЭ, то есть к написанию текстов с кратким ответом (5—10 предложений) или письменному ответу на проблемный вопрос (в объеме 200 слов),
проверить уровень предметных и речевых умений может только «полноценное сочинение», писать которое не учили.
но
В школе необходимо систематическое обучение написанию сочинений,
но
Создание полноценного сочинения – это сложный и трудоемкий процесс,
но
в условиях информационной среды можно «скачать» работу из Интернета даже на экзамене.
но
выпускники школ беспрепятственно становятся студентами по результатам ЕГЭ, катастрофически не зная отечественной истории и литературы, демонстрируя вопиющую культурную безграмотность и слабое речевое развитие.
NB! Принимая во внимание тесную взаимосвязь языка и мышления, можно сделать вывод, что если человек плохо владеет речью, неспособен к устным и письменным высказываниям, то он так же и мыслит.
Предложение 1 (рабочая группа МОН РФ, http://sochinenie.wikivote.ru/)
Отмена обязательного экзамена по литературе (каким было раньше выпускное сочинение) изменила само отношение к этому предмету в школе, привело к ослаблению контроля за литературным образованием, что значительно снизило интерес школьников к чтению русской классики с её сложнейшими нравственно-философскими вопросами.
Возврат сочинения как проблема школьного литературного образования
Пониманию литературного произведения как «сложно построенного смысла» мешают слаборазвитые читательские умения, что отражается в сочинениях части С.5 ЕГЭ по литературе. Восприятие литературного произведения часто происходит на бытовом уровне, а непонимание образной и родо-жанровой природы, условности отражения жизни в литературе ведёт к переводу художественных обобщений в факты житейского плана, к упрощению понимания школьниками вершинных произведений русской и мировой классики и, как следствие, к негативному отношению к ним.
Возврат сочинения как проблема школьного литературного образования
Итоги
Возможные формы итогового контроля на этапе «школа—вуз»
Для выявления начитанности школьников и их допуска к выпускным экзаменам нужен обязательный зачет на знание содержания основных произведений школьного курса; «судить о литературном произведении нельзя, не зная, что в нём заключается: поэтому первым актом разбора будет знакомство с его содержанием, которое ученик должен уметь излагать устно и письменно» (Журнал Министерства народного просвещения. 1872. №7. С. 51–85.)
при поступлении на гуманитарные специальности вузов необходимо обязательное устное собеседование или устный экзамен по словесности, потому что только живое общение с абитуриентом дает возможность понять, каков уровень его личностной зрелости и филологической подготовки, умения мыслить и развития речи.
18 марта 2014 года. Очередное заседание рабочей группы по возвращению сочинения при МОН РФ.
Итоги обсуждения:
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть