Слайд 1МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.»
Выполнила: учитель
английского языка
МОУ Можаров-Майданской СОШ
Мошкова Альбина Сергеевна.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из
таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает
важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Данной проблемой занимались следующие ученые: Тимофеева В.Г., Вильнер А.Б., Пассов Е.И., Скалкин В.П., Гальперин П.Я., Brumfit C.J., Johnson K. и др.
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЕННОЙ
РАЗРАБОТКИ
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимися
возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать свою точку зрения, активизировать познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Слайд 4КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ «ГРАМАТИКА»
По данному
разделу существует много различной психолого-педагогической и методической литературы. Вот только
некоторые из них:
«Английский язык в начальной школе: 2-4 класс». Книга для учителя. Основное внимание уделено содержанию и структуре учебника по английскому языку для 2-4 класса.
«Грамматика в стихах» С.В. Фурсенко. В книге содержится много занимательного материала, который можно применять в работе над темой «Граматика».
«Игровые технологии. Английский язык 2-4 классы.» Г.В.Пукина. Упражнения, данные в этом пособии помогают школьникам в занимательной форме знакомиться с новым материалом, запоминать правила.
«Тесты. 2-4 класс» Учебно-методическое пособие. Тесты помогают учителю выявить то, что дети усвоили на данном этапе и то, над чем придётся ещё поработать.
Слайд 5ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА:
Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся
грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения,
аудирования, чтения и письма.
грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
Элементарная коммуникативная компетентность представляет собой, умение и готовность учащихся младших классов осуществлять межличностное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в определённых типичных ситуациях, которые доступны учащимся младшего школьного возраста. Отсюда следует, что при обучении иностранному языку, следует ставить следующие цели:
Познавательная цель:
формирование представлений: о том, как строятся грамматические высказывания, о роли каждой грамматической структуры;
Развивающая цель:
Развитие грамматической зоркости, языковой интуиции; развитие мышления и речи учащихся, расширение и обогащение словарного запаса учащихся; развитие умения работать с источником информации; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.
Воспитательная цель:
воспитывать чувство товарищества, уважения, взаимопомощи, внимания, доброго отношения друг к другу; воспитывать культуру речи, любовь к слову, иностранному языку; воспитывать интерес к учению.
Слайд 6ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ
С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.
Слайд 7Младший школьный возраст – это возраст поступления ребёнка в школу,
возраст перемен в психическом и физическом развитии ребенка. Поступивший в
школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанныес учебной деятельностью.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Слайд 8ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
В результате обучения
английскому языку в начальной школе ученик должен: знать / понимать:
уметь:
в
области аудирования:
• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;
в области говорения:
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему? Какой?, больше, меньше, моложе, старше), и отвечать на них;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
Уметь сравнивать предметы
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
в области грамматики:
Учащиеся должны уметь употреблять и распознавать в речи качественные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, в том числе и исключения.
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
в области письма и письменной речи:
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
писать краткое поздравление с опорой на образец.
Слайд 9Личностные результаты:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание
английского языка, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром
зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметные результаты:
Овладение начальными представлениям о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических);
Умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
В коммуникативной сфере (т.е. в овладении английским языком как средством общения).
Слайд 10ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО
РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время необходимо шагать в ногу со временем, поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учащихся. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка , нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке .
Слайд 11В младших классах большой интерес вызывает задание c инсценировкой диалогов, создание мини-проектов: во втором
классе – сборный алфавит, в четвертом классе – реклама своего
бизнеса. Темы проектов всегда направлены на выполнение определенной задачи – при изучении прилагательных в рекламе необходимо употребить как можно больше прилагательных. Красочные слайды, музыкальное оформление диалогов, возможность каждого ученика принять участие в работе группы существенно повышает заинтересованность ученика, способствует раскрытию его индивидуальных особенностей.
Кроме основного учебника я использую дополнительные пособия. Например, при изучении степеней сравнения прилагательных в четвертом классе, предлагаю вниманию учащихся аутентичный материал – пословицы, которые иллюстрируют степени сравнения прилагательных:
Actions speak louder than words. He по словам судят, а по делам.
The highest tree has the greatest fall. Кто слишком летает, тот низко падает.
Half a loaf is better than no bread. Ha безрыбье и рак рыба.
Дети рисуют картинку, иллюстрирующую пословицу. Создание благоприятного психологического климата, положительной атмосферы крайне важно.
В своей работе я использую нестандартные формы урока
Слайд 12Я использую такие технологии, как «обучение в сотрудничестве» и проектная методика. Для использования и
варьирования индивидуальных и дифференцированных форм обучения я выявляю те области знания,
в которых у каждого ученика имеются пробелы, а затем с помощью опроса выясняю, какие виды работ вызывают у учащихся наибольший интерес, а, следовательно, более эффективно помогут ликвидировать эти пробелы. После этого я приступаю к ликвидации пробелов с помощью серии подобранных заданий и упражнений.
Поскольку у учащихся существуют различия в уровне обученности, я стремлюсь, с одной стороны, подтянуть отстающих, с другой стороны - стимулировать дальнейшее продвижение сильных учащихся. Для этого я даю индивидуализированные задания, организую парную работу с целью взаимообучения, групповую работу, работу с разделением функций: например, один учащийся отмечает в тексте требуемую грамматическую видовременную форму и зачитывает ее, другой фиксирует пример с ней на карточке, третий формулирует правило и т.п.
Создание благоприятного психологического климата, положительной атмосферы крайне важно. Для этого я выбираю адекватный стиль общения, не бросаюсь в крайности, то есть не допускаю ни панибратства ни авторитарности. С первых минут урока приучаю учащихся активировать внимание на изучаемой теме, стараюсь выдерживать заданный темп в течение урока . Благожелательная атмосфера создается не только с помощью выбора адекватного стиля преподавания, но и совокупностью всех спроектированных компонентов образовательной среды. В том случае, когда все компоненты образовательной среды задействованы, имеют адекватное ситуации наполнение и учитель старается реализовать все имеющиеся резервы, тогда можно говорить об эффективном обучении иностранному языку .
Слайд 13Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся,
когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться
творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Виды нестандартных уроков:
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-игра
Урок-состязание
Урок-экскурсия
Cовременный урок английского языка , все больше и больше становится необычным по своей форме. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
Слайд 14ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
частично-поисковый;
проблемного изложения;
исследовательский;
контроль и самоконтроль;
эвристический (открытие).
Слайд 15ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
фронтальные (при проверке первичного усвоения);
групповые (при
изучении нового материала, при проверке домашнего задания, на этапе закрепления
знаний);
индивидуальные ( на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления);
игровые;
взаимообучение, работа в парах.
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Слайд 16СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание учебного
материала должно составляться с учётом возрастных особенностей школьника, вызывать у
них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую информацию.
Организация учебной деятельности.
Мотивационный этап – это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи. На познавательном этапе усваивают тему. На рефлексивно-оценочном этапе анализируют проделанную работу, на основании поставленных задач и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.
Коллективная форма деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная, так как заставляет даже слабых учащихся трудиться, чтобы быть не хуже других.
Необходимо в оценке результатов учебной деятельности давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, подчёркивать положительные моменты.
Методы мотивации.
Эмоциональные: поощрение, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.
Познавательные: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, жизненный опыт.
Волевые: формирование ответственного отношения к труду, самооценка деятельности, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Слайд 17КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Слайд 19Разработка урока по английскому языку по теме
"Степени сравнения прилагательных.
Я учусь сравнивать"
(4-й класс)
Тема: Я учусь сравнивать.
Тип урока: Введение нового грамматического
материала “Степени сравнения прилагательных”. Урок-сказка.
Цели: познакомить учащихся с образованием степеней сравнения прилагательных, учить использованию степеней сравнения прилагательных в речи, развивать прием логического мышления – сравнение, воспитывать культуру общения.
Обеспечение урока: демонстрационный ПК. (мультимедиа проектор, экран)
Проектирование компетенций в уроке:
Слайд 26I LIKE TALES
Презентация к уроку : «Я учусь сравнивать»
Слайд №1
Слайд 28Я УЧУСЬ СРАВНИВАТЬ
Я узнаю, как образуются степени сравнения прилагательных.
Научусь сравнивать
предметы, животных, людей.
Слайд №3
Слайд 30HIGH-HIGHER-THE HIGHEST
BIG-BIGGER-THE BIGGEST
TASTY-TASTIER-THE TASTIEST
Слайд №5
Слайд 31LARGE-LARGER- THE LARGEST
Слайд №6
Слайд 32СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
положительная сравнительная превосходная
high
higher the highest
big bigger the biggest
tasty tastier the tastiest
large larger the largest
Слайд №7
Слайд 33I CAN COMPARE ANIMALS
A fox
bigger
a rabbit
A tiger is smarter than a fox
An elephant stronger a tiger
Слайд №8
Слайд 34I CAN COMPARE ANIMALS
The mouse
smallest in the house
The pig
is the dirtiest in the yard
The giraffe tallest in the forest
Слайд №9
Слайд 35WHO IS THE CLEVEREST?
There are three pigs: Nif-Nif, Nuf-Nuf, Naf-Naf.
Nuf-Nuf is cleverer than Nif-Nif. Who is the cleverest?
Слайд №10
Слайд 36I CAN COMPARE THE BEARS
Mishutka is fat
Nastasya Petrovna is
(fat) than Mishutka
Michail Ivanovich is the (fat) .
Слайд
№11
Слайд 37GOOD FOR YOU
Ты знаешь степени сравнения прилагательных
Ты умеешь сравнивать предметы,
животных и людей.
Слайд №12
Слайд 38СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА:
М. З. Биболетова. «Особенности итоговой оценки для достижения
планируемых результатов по английскому языку в начальной школе», ИЯШ №5
2010г.
М. З. Биболетова. Книга для учителя к учебнику «Enjoy English 2», Обнинск, Титул – 2006г.
Г. А. Китайгорская «Инновации в образовании – дань моде или требование времени», ИЯШ №1 2009г.
В. И. Кувшинкин. «Методика обучения иностранного языка», М. Просвещение - 2000г
А. Н. Лурия «Обучение английского языка в начальной школе». М.2009г
Е. Н. Соловова «Методика обучения иностранного языка», М. Просвещение - 2006г.
Интернет ресурсы:
Статья «Способы повышения эффективности урока иностранного языка в младших классах».
http://www.school370042.sar-roo.ru/DswMedia/doklad-------.doc
методика обучения грамматике английского языка на младше...
http://www.zavuch.info/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=46430&cf_id=28
нестандартный урок английского языка в младших классах
http://lifesaver.ucoz.ru/otkrytyj_urok_po_anglijskomu_jazyku_vo_2_klasse.doc
Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения и др.