Слайд 2Снятие трудностей при подготовке выпускников по аудированию и чтению к
ЕГЭ и ОГЭ по немецкому языку
Слайд 3Трудности аудирования и пути их преодоления
Слайд 4Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Зависимость эффективности обучения от заинтересованности
обучающегося в понимании содержания речи
Содержательность и занимательность сообщения
Оптимальный объём данного
речевого сообщения
Слайд 5Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения
количество прослушиваний
темп речи говорящего
отставание внутреннего проговаривания от темпа аудируемой речи
Трудности, связанные с
источником информации
Аудиовизуальные
аудитивные
Слайд 6Аудирование в ОГЭ
Структура раздела
соотнесение диалога и места его действия
соотнесение
высказывания в соответствии с шестью утверждениями, одно из которых является
лишним
выбор ответа на вопросы из трех предложенных вариантов ответа
Слайд 7Специфика раздела «аудирование» в ЕГЭ
Ознакомление учащихся с
содержательной и с процессуальной стороной экзамена:
содержательный аспект- восприятие и
понимание иноязычной речи процессуальный аспект- овладение навыками работы с экзаменационными заданиями
Слайд 8Речевые упражнения
Три уровня:
1) Понимание основной мысли текста и демонстрация этого
понимания через установление соответствия, множественный выбор или другие форматы
2) Понимание
и извлечение необходимой информации и демонстрация этого понимания через установление правильности/ неправильности высказывания, множественный выбор, поиск и выделение необходимой информации в тексте, классификация извлеченной информации или упорядочение последовательности фактов
3) Полное и детальное понимание смысла текста и демонстрация этого понимания через задание на множественный выбор
Слайд 93 блока структуры раздела аудирования в ЕГЭ :
Задание 1
-установить соответствие между 6 высказываниями в правильном порядке и выбрать
одно лишнее высказывание
Второй блок, задание 2- выбрать одно из трех высказываний на основании содержания текста: richtig, falsch или steht nicht im Text
Третий блок – выбрать одно из трех высказываний, которые предполагают детальное понимание смысла.
Слайд 10Причины ошибок в выполнении заданий по аудированию
1) Невнимательное чтение инструкции
к заданиям; подмена стратегии детального понимания общему пониманию текста
2) Плохой
уровень сформированности умений аудирования как ВРД, сложности в восприятии аутентичной речи, звучащей в нормальном темпе
3) Неумение приспособиться к слушанию голосов различных тембров
4) Слабое владение стратегиями глобального, селективного и детального понимания услышанного
Слайд 11 Специфика и трудности раздела «чтение» в ОГЭ и ЕГЭ
Слайд 12ОГЭ- два задания, ЕГЭ – три
Задание состоит в соотнесении текстов
и их названий и фиксировании результатов в предложенной таблице(ознакомительное чтение)
1) richtig - утверждение соответствует содержанию текста;
2) falsch – утверждение неверно;
3) steht nicht im Text – на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.
Такое упражнение можно соотнести с просмотровым видом чтения, так как перед учениками поставлена задача на понимание конкретной запрошенной информации
Слайд 13Трудности для учащихся
Недостаток стабильных языковых знаний :
-пассивного лексического запаса учащихся
-знания
разнообразных синтаксических структур и умение их узнавать в тексте
-знания грамматики
языка
знания синонимов известных слов
- отсутствие компенсаторных умений
- отсутствие представления о типичных отличиях текстов разных жанров и структуре текстов
Слайд 14 Сформированность умений аудирования и чтения
зависит от:
Слайд 15Приложение 1
Современный комплекс упражнений, направленный на развитие умения аудирования:
1)
Прослушать диалоги и затем пронумеровать картинки в соответствии с последовательностью
прослушанных диалогов.
2) Прослушать диалоги и отметить на плане комнаты, в которые заходят ребята.
3) Игра“Bingo”:
Учитель раздает ученикам карточки с одним или несколькими словами. Затем он называет букву, и если она встречается в слове, ее следует зачеркнуть. Когда все буквы слова окажутся зачеркнутыми, ученик должен выкрикнуть “Bingo”. По этому же принципу можно провести игру с цифрами. Карточки или цифры могут повторяться. В этом случае учителю нужно точно знать, какие цифры стоят на карточках, чтобы не превратить упражнение просто в счёт от 1 до 100.На карточках могут вместо цифр быть картинки с изображением каких-либо предметов. Услышанное слово отмечается крестиком. Выигрывает тот, кто первым отметил все слова.
4) Вариантом игры “Bingo” с цифрами может служить другое упражнение. Ученики рисуют квадрат с девятью клетками и вписывают в него цифры в заданных пределах, например, от 1 до 20. Учитель не по порядку называет цифры от 1 до 20, обучающиеся зачёркивают цифру, если она стоитв квадрате, первый, кто зачеркнёт все цифры, кричит “Bingo!”
5) Визуальный диктант. Данное упражнение не только формирует умение аудирования, но и тренирует обучающихся в употреблении некоторых грамматических явлений или лексики. Диктант можно использовать при прохождении тем “Город. Ориентация в городе”, “Квартира” и т. п. Ученикам раздаются незаполненные планы квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны расставить мебель.
Слайд 166) Предлоги места также предоставляют возможность использования данного вида упражнения.
Диктант, если нет его аудиозаписи, учитель может составить сам, но
нужно помнить, что содержание должно быть интересным и необычным, чтобы у учеников создавался момент неожиданности, дополнительная мотивация.
7) Определить количество слов в услышанных предложениях. В списке слов, словосочетаний или предложений отметить те, которым соответствуют услышанные иноязычные.
8) Для развития антиципации приостанавливать аудиозапись (можно неоднократно) и просить учащихся сделать предположения о продолжении текста.
9) Прослушать предложение и составить следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
10) Прослушать фрагмент текста и найти его место в графическом тексте. Предложенный ряд картинок разложить в последовательности, прогнозирующей содержание текста. Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики.
11) Ученики сидят в кругу, учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д. Предложение может быть произнесено только один раз. В этом упражнении происходит тренировка кратковременной аудитивной памяти и внимания.
12) Один из учеников выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова, его задача понять смысл высказывания, в идеальном варианте расставить все слова по своим местам, чтобы получилось “говорящее предложение”.
Слайд 17Приложение 2
Упражнения для развития умения аудирования:
Установки перед прослушиванием:
1. Прослушайте текст,
постарайтесь понять его содержание, запомните имена собственные.
2. Прослушайте текст, постарайтесь
понять его содержание, запомните название стран и городов, о которых идет речь в тексте.
3.Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, определите, сколько действующих лиц принимают участие в рассказе.
4.Прослушайте текст, найдите ответы на следующие контрольные вопросы, данные до прослушивания текста.
Послетекстовые упражнения:
1. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, вы будете отвечать на вопросы (вопросы даются после прослушивания текста).
2. Прослушайте текст, скажите, какие предложения из контрольных соответствуют содержанию прослушанного.
3. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, разделите на смысловые части и дайте заголовок к каждой части.
4. Прослушайте текст, составьте план.
5. Прослушайте начало текста, дайте свой вариант того, как могут развиваться события в тексте дальше.
Слайд 18Упражнения для совершенствования умений чтения
При работе над совершенствованием навыков ознакомительного
чтения уместны следующие установки:
1) Предположить тему текста, исходя из заголовка
2) Составить план
текста
3) Дорисовать схему на основе содержания текста
4) Выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных вариантов
5) В каждом абзаце подчеркнуть несущественные по смыслу предложения
6) Закончить предложенные высказывания
Определить место и время действия
Если мы обучаем школьников просмотровому чтению, то следует применять иные задания и формулировки.
1) Определить тему/ проблему предложенного текста;
2) Найти характеристики действующих лиц, рекомендации, инструкции;
3) Ответить на общие вопросы по тексту;
4) Найти в тексте слова, относящиеся к определенной теме.
Слайд 19 Более тщательной подготовки и знаний требует изучающее чтение. Здесь
могут быть использованы следующие установки:
1) Расположить заголовки, предложенные к фрагментам
текста, в логической последовательности
2) Перевести фрагменты текста, фразы с немецкого на русский язык и наоборот;
3) Заполнить пробелы, пропуски
4) Исправить языковые или содержательные нарушения
5) Соотнести слово и его дефиницию.