Слайд 1Реферат
По английскому языку на тему «Развитие автономии
учащихся в образовательном процессе по иностранному языку»
Выполнила :Ефремова Л.К
Учитель высшей
категории
МБОУ «СОШ №2»
Слайд 21 Понятие автономии
Идея автономии учащегося (Learner s autonomy)оказывается в
настоящее время на острие развития языкового образования ,особенно в области
обучения английскому языку .Идея автономии учащегося возникла из понимания сложности проблемы овладения языком и зависимости её решения от изменений психологии учащегося и формирования самостоятельной личности .Появление понятия «Автономия» дало толчок развитию целого спектра направлений в мировой педагогической науке и практике .Автономию стали связывать с развитием творчества , самоорганизации ,методической компетенции ,ответственности
Слайд 3В американской педагогической школе автономия стала трактоваться как «идея ,
противостоящая узким рамкам классного обучения , продуктивная для развития таких
качеств личности как творческая выдумка ,воля ,инициатива»[3,156] В аспекте поведения автономия базируется на кооперировании работы самих учащихся ,обучение с помощью старших - peer teaching .
В британской педагогической школе реализация идеи автономии учащегося предполагает передачу ему методических знаний .Ключевыми является принцип бучения учащегося методам организации самостоятельной работы над языковым материалом ,формирование ,методической компетенции ,учащегося учить других ,выполняя функцию тренера .Появляются новые учебники –самоучители ,но не только языку ,а и способам организации самостоятельной работы – «Learning to learn ,трактуемый как подготовка учащихся –тренеров других учащихся».[2,38] Ученик является субъектом учебной деятельности ,наряду с преподавателем ,развивается педагогический подход “ Learner – centered approach” или «Поход с ведущей ролью учащигося»
Слайд 4В настоящее время в обучении иностранным языкам доминируют личностно–деятельностный ,
коммуникативно-когнитивный социокультурный подходы .В рамках данных подходов язык рассматривается как
инструмент общения ,с одной стороны ,и инструмент познания с другой .Обучение направлено на развитие личности как активного субъекта учебной деятельности ,подготовки его к непрерывному процесс образования и обучения человека ,в том числе и в тех относятся в образованию ,и которые возникают в течении всей жизни
Слайд 5Очевидно ,что в рамках обучения в школьных условиях, автономию можно
рассматривать не только как способность ,которой ученики будут обладать в
большей или меньшей степени с рождения в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ,но как и цель ,которую нужно достигнуть
В одной из публикаций Совета Европы, посвященной обучению/изучению иностранных языков, автономия определяется как «способность самому управлять своим обучением». Чтобы обладать этой способностью, учащийся должен взять на себя какую-то часть ответственности за свое образование. Эта ответственность ни в коем случае не исключает присутствия ученика на уроке, в группе или совместной работы с учителем. Напротив, именно на уроке для выработки ответственности создается благоприятная атмосфера, и от этого результаты урока будут гораздо более продуктивными [6].
Слайд 6Отсюда вытекает мнение ряда исследователей о пересмотре традиционных ролей учителя
и ученика в учебном процессе. Как правило, на традиционном уроке
информация, в которой нуждаются ученики, чтобы справиться с заданием, изначально является знаниями учителя; деятельность на уроке ограничивается следованием инструкциям, предлагаемым учителем; оценка разных видов деятельности на уроке дается только учителем. Что касается новой роли учителя в современной школе, то одна из ее главных функций состоит в том, чтобы стать посредником в делегировании информации, передать контроль и наблюдение за процессом обучения самим ученикам, таким образом усилив активные и интерактивные составляющие
Слайд 7В рамках автономного/самоуправляемого изучения учащимися иностранного языка существует (по мнению
ряд исследователей) три основных метода, повышающих их активность и самостоятельность.
Это такие методы, как:
метод проблемного изложения, который трактуется как формулирование педагогом на уроке познавательной задачи непосредственно перед изложением материала для того, чтобы раскрыть систему доказательств, сравнить разные точки зрения и подходы, показывая способ решения поставленной задачи;
частично-поисковый (эвристический) метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
исследовательский метод, который предполагает, что учащиеся после постановки ряда проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера
Слайд 8Таким образом, педагогу необходимо не просто передавать знания, но учить
учеников их добывать, то есть учить их самостоятельно учиться, так
как целью обучения иностранному языку признается развитие у учащихся умений учиться самыми эффективными способами, умений управлять, организовывать свое обучение и самостоятельно оценивать результаты своего труда
Слайд 92 Учебные стратегии
С целью развития у учеников автономии задача
учителя состоит в том, чтобы повысить частоту использования некоторых стратегий
обучения, в частности тех, которые называются метакогнитивными . В этом случае обучающиеся контролируют свое обучение и управляют им, оценивая процесс обучения, и принимают необходимые решения. Метакогнитивные стратегии в свою очередь могут подразделяться на стратегии планирования и контроля результатов. Среди метакогнитивных стратегий можно выделить:
планирование своих действий при выполнении учебного задания;
постановку промежуточных целей;
рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
самооценку;
гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения.
Слайд 10Именно в развитии этих стратегий и состоит основная задача учителя
иностранного языка, который готовит учащегося к дальнейшему, автономному обучению. Учащиеся
также должны активно использовать индивидуальный набор когнитивных стратегий при обучении, например, стратегии обобщения, сверхобобщения, регуляризации. Таким образом, овладение иностранным языком предполагает применение учащимися последовательных когнитивных стратегий. Соответственно, процесс научения языку должен быть исследовательским и экспериментаторским. Только следуя по своему собственному пути в изучении иностранного языка, учащиеся добиваются наибольшего прогресса. При этом деятельность учителя считается важнейшей частью окружения ученика, организующего как материал, находящийся в распоряжении ученика, так и возможности для его усвоения. Чем больший эффект независимости учащихся в овладении иностранным языком сможет создать учитель, тем выше будет оценена ими руководящая роль учителя
Слайд 11Итак, на сегодняшний день эффективный учащийся - это не тот,
кто безупречно выполняет все распоряжения учителя, а тот, который умеет
организовать свое обучение. Учитель делегирует ученику часть своих полномочий, и чем меньше он использует источников и материалов в обучении, тем больше у ученика появляется шансов самостоятельно выстроить свою собственную модель познания. Таким образом, учитель выполняет роль советчика, наставника и руководителя, помогает учащимся сделать выбор в использовании ряда эффективных когнитивных стратегий, выбрать оптимальный алгоритм выполнения задания
Слайд 123 Памятка как средство автономии учащихся
Арсенал средств для целенаправленного развития
автономии достаточно велик. Среди них такое средство, как памятка. С
ее помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) – это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Памятка, как специальное средство развития специальных учебных умений и универсальных учебных действий представляет собой вербальную модель приема учебной деятельности, т.е. словесное описание того зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие наиболее рациональным образом. Иными словами, памятка – вербальная модель приема учебной деятельности.
Слайд 13Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в
учебном процессе … учебниках немецкого языка (И. Л. Бим), используются
и теперь (в линии УМК «Мир английского языка» они используются с 90-х годов прошлого столетия). Опыт работы с памятками освещался на страницах методической печати. Однако достаточного теоретического обоснования памятки как средство развития учебных умений еще не получили. Может быть, по этой причине памятки как учебное средство страдают серьезным недостатком: в большинстве случаев они составляются эмпирически, на основе собственного опыта их авторов. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработке памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу – представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу заложен процесс работы над словом. Этот процесс последовательно проходит следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц, освоение их произношения, освоение значений данных лексических единиц в различных контекстах, освоение сочетаний с другими словами, употребление новых слов в различных речевых ситуациях.
Слайд 14Выделив из этого перечня действия учителя, легко определить, что должен
делать в это время ученик. Действия учителя и ученика соотносятся
с основными компонентами объекта усвоения – в данном случае лексической единицы. Подробно рассмотрев действия ученика при работе над лексической стороной речи, можно составить соответствующую памятку Памятка по работе над лексикой дома имеет несколько иной вид. При составлении этой памятки надо учесть, что ученик дома должен сам постараться создать такие условия работы с новыми словами, которые были бы адекватны тем, которые создает в классе учитель. Эти условия непосредственно зависят от методических принципов, положенных в основу учебно-методических комплексов. В коммуникативной технологии иноязычного образования одними из наиболее важных принципов, непосредственно влияющих на процесс овладения лексической стороной речи, являются принципы функциональности и ситуативности. Именно они приобретают особую значимость для организации работы над лексикой дома.
Памятка по самостоятельной работе над лексикой дома будет иметь следующий вид:
Слайд 15Памятка «Как работать над новыми словами дома»
1.Всегда думай прежде всего
не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том,
для чего, когда и как оно употребляется в речи.
2. Не только учи слово специально, а как можно чаще старайся употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово – мертво! Живет оно только во фразе!
3. Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.
4. Работая над новым английским словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу – так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.
Слайд 16В учебном процессе можно использовать различные виды памяток в зависимости
от степени жесткости управления действиями ученика:
Слайд 17Памятка –инструкция предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается
возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка «Если
спрашивают не тебя…»
Памятка –алгоритм – последовательность операций строго фиксирована
Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.
1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
2. Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
4. Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи. Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!
Памятка совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка «Загадочные знаки»
В английском языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит – транскрипция. Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком [,] или [′] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все 44 транскрипционных знака, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.
Чтобы легче запомнить транскрипцию, в учебнике на первых уроках под ней дается строчка на русском языке (транслитерация).
На с. 218-219 учебника ты можешь найти сводную таблицу соответствий английских и русских звуков.
Совет: на первых уроках главное внимание обращай на транскрипцию. К таблице соответствий английских и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращайся только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверь себя, сможешь ли ты прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.
Памятка-показ – ставит цель дать пример выполнения заданий
Памятка-стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.
Слайд 18Памятка «Твоя цель – научиться общаться»
Сейчас, когда ты только приступаешь
к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее,
узнать, что это означает – уметь общаться.
Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в XI классе ты будешь уметь:
- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует, и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;
- написать письмо своему зарубежному другу;
- прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.
Если же ты захочешь научиться:
- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;
- понимать то, а чем поют различные ансамбли;
- читать книги английских и американских писателей;
- свободно рассказывать о чем угодно и высказывать сове мнение об этом, тебе придется работать дополнительно и в школе, и после ее окончания.
Выбирай! Все – в твоих руках!
От вида памятки зависит методика работы с ней.
Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки – это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» это содержание.
- Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.
- При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «экспозиции», назначение которой – подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.д.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».
- Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть, должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.
- Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.
Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал ее и с желанием следовал ее советам
Слайд 19Идея автономии ученика не будет развиваться без осознанной и сформированной
автономии учителя. Учитель как самостоятельная и ответственная личность ,как носитель
знаний , методов , получения информации , способов организации деятельности является моделью ,на который ученики будут ориентироваться ,особенно на начальном этапе изучения иностранного языка.
Слайд 20Я работаю в школе ,где есть современное оборудование и учителя
работают по современному УМК «Happy English.ru »К.И Кауфман ,М.Ю Кауфман
т.е. есть все условия для совместного с учителем и самостоятельного поиска необходимой информации .Ученик, таким образом ,получает невербальное послание «условия для твоего успешного овладения всем многообразием знаний созданы ,теперь всё в твоих руках ».От того , воспользуется ли ученик данными возможностями или нет ,будет зависеть его отношение к открывающимся перспективам в дальнейшей его профессиональной жизни .Значит уже на этом этапе ученик развивает свою самостоятельность в выборе и принятии решений ,демонстрирует свою заинтересованность предметом и инициативность, которые поддерживаются и стимулируются педагогами нашей школы .