Слайд 1Технология развития критического мышления на уроках английского языка.
Выполнила: Ковалева В.
А.
учитель английского языка
МБОУ СОШ №87
Слайд 21. Определение
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая
используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов
и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Д. Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».
Слайд 32. Что входит в понятие «Критическое мышление».
Набор ключевых навыков, необходимых
для критического мышления, включает в себя:
наблюдательность,
способность к интерпретации,
анализу,
выведению заключений,
способность давать оценки.
Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
Слайд 43. Особенности критического мышления и его отличия от других видов
мышления
Д. Клустер выделяет определенные аспекты, отличающие критическое мышление от других
его типов.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 54. Умения, необходимые для критического мышления
Для того чтобы учащийся мог
воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд
качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Слайд 65. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю
Технология критического
мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как
к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд 76. Этапы урока с использование Критического мышления
По технологии «Критическое мышление»
используется модульный урок, состоящий из трех этапов:
Каждая фаза имеет свои
цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Слайд 8Прием «Мозговой штурм»
1. Создание банка идей.
2. Коллективное обсуждение идей и
предложений.
Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный
момент ресурсов.
Christmas is a holiday when you can
fun with your friends
walk a lot
decorate your house
………
Слайд 9Прием «Кластер»
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое
их оформление в определенном порядке в виде грозди.
В центре –
это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Слайд 10Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся
необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса»,
и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову.
Слайд 11Синквейн
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает
возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.
Слайд 12Вывод
Учителю работа с данной технологией позволяет
создать в классе атмосферу
открытости и сотрудничества;
использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию
критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.