Слайд 1ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
В ГЕРМАНИИ
Презентация учителя немецкого языка Прилуковой Жанны
Григорьевны
Слайд 3 Родился Ломоносов 19 ноября 1711г., в селе Денисовка Куростров-
ской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в се-
мье
крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
Слайд 4 В Академии возникла нужда в химиках. Иностранцы не пожелали
больше ехать, видимо, прослышав про неурядицы в русском заве-
дении. Тогда
барон Корф решил направить троих студентов на
обучение в Германию. В числе их оказался и Михаил Ломоносов.
Уже за два месяца обучения в Академии Ломоносов проявил себя
с самой лучшей стороны и возражений против "крестьянского сына"
не нашлось. Ломоносов осенью 1736 года направился в Германию.
Он вступал в очень ответственную полосу своей жизни. Многое
зависело от того, как он преуспеет в Германии
Слайд 5Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал
студентом известного всей Европе
Марбургского университета.
Основанного в 1526 г., этот университет в XVIII
в. имел четыре
факультета: богословский, медицинский, философский и юридичес-
кий.
Слайд 6 Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара
Екатерины-Елизаветы Цильх.
Прошло два года, и ее младшая
дочь — Елизавета-Христина стала
женой Ломоносова.
Слайд 7Ломоносов работал в лаборатории университетского аптекаря Д.
Ф. Михаэлиса, где
занимался экспериментальной химией.
Изучение естественных наук М. В. Ломоносов успешно
сочетал с
литературными занятиями. Он познакомился с новейшей немецкой
литературой. Любимым его поэтом становится И. X. Гюнтер. Стихи
этого немецкого поэта Ломоносов высоко ценил. В Марбурге с
конца 1736 г. до середины 1739 г. Ломоносов с большим интере-
сом слушал курс римского красноречия, знакомился с сочинениями
по риторике французских филологов XVII в.
Слайд 8 Он успешно овладел немецким и французским языками. Каждое
полугодие
Ломоносов отправлял в Петербургскую Академию наук
свои отчеты, сопровождая их
научными трудами, которые свидетель-
ствовали об его успехах.
X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из
других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: «У г. Ломоносо
ва, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем
прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую
охоту и желание учиться».
Слайд 9В Марбурге Ломоносов начал комплектовать свою личную библи-
отеку. В начале
1739 г. X. Вольф сообщил в Петербург, что рус-
ские студенты
прослушали у него весь курс лекций и в настоящее
время самостоятельно пишут диссертации, а Ломоносов и Райзер,
кроме того, посещают еще курс математики. Вскоре из Петербурга
пришло предписание, чтобы студенты готовились к отъезду во
Фрейберг для изучения металлургии и горного дела. Одновремен-
но было направлено уведомление Генкелю о скором прибытии к
нему трех русских студентов.
Слайд 10Грустно было расставаться Ломоносову с городом, где он провел
почти
три года, полные трудов и радостей. Вольф с большой теп-
лотой проводил студентов во Фрейберг и каждому вручил свиде-
тельство об его успехах за время обучения в Марбурге. Пять дней
потребовалось русским студентам на дорогу до Фрейберга. 14
июля 1739 г. они прибыли в старейший горнозаводский центр
Саксонии к Генкелю, чтобы изучать горное дело и металлургию,
практическую и теоретическую химию..
Слайд 11 Большое впечатление на Ломоносова произвела лаборатория
Генкеля. Кроме
занятий горным делом в этот период Ломоносов
много и увлеченно
размышляет над теоретическими основами
русской поэзии. Почти год Ломоносов обучался у Генкеля. Но
между учителем и учениками часто возникали недоразумения, которые затем переросли в острый конфликт.
Слайд 12Ломоносов в Германии
1736-1741 г.г.
Его горячая натура восставала против
педантизма немецкого
ученого. К тому же разность мировоззрения, неудовлетворенность
системой
преподавания ускорили разрыв отношений между Ломо-
носовым и Генкелем. В начале мая 1740 г., после очередной ссоры
с Генкелем, Ломоносов покинул Фрейберг, чтобы возвратиться в
Россию. Все лето и начало осени 1740 г. Ломоносов странствовал
по Германии. Скрывая свою национальность, он выдавал себя за
немецкого студента.
Слайд 13Однажды недалеко от Дюссельдорфа он решил заночевать на
постоялом дворе.
Высокий рост и крепкое телосложение русского
помора привлекли внимание прусского
офицера, вербовавшего рек-
рутов в гвардию короля Фридриха-Вильгельма I. Обманным путем
Ломоносов был завербован в прусскую гвардию. Вместе с другими
рекрутами его отправили в крепость Везель. Бежать было трудно, за
дезертирство грозило суровое наказание, вплоть до каторги. Но ника-
кие угрозы не могли заставить его примириться с прусским мунди–
ром. Он тщательно продумал и подготовил побег. Однажды ночью,
когда все спали, он вылез в окно, подполз к валу, переплыл глубокий
ров и бежал целую немецкую милю к вестфальской границе. На
рассвете он услышал пушечный выстрел — обычный знак погони за
сбежавшим рекрутом. Овладевший им страх придал силы. Когда
Ломоносов был уже за прусской границей, он увидел вдали скачу-
щего за ним всадника. Так ему удалось избежать прусской военной
службы.
Слайд 14Поселившись в Марбурге, Ломоносов продолжал хлопотать о своем
возвращении в
Россию. Несмотря на неопределенность своего поло-
жения, он много самостоятельно занимался
науками, в том числе
математикой. Только в мае 1741 г. получил из Петербургской Акаде-
мии наук предписание возвратиться в Россию. За четыре с полови-
ной года пребывания в Германии он основательно изучил экспери-
ментальную и теоретическую физику, философию, естественную
историю, горное дело и многие другие научные дисциплины. Он
опускался в рудники, изучал устройства механизмов, стоял у
плавильных печей, стал отличным рисовальщиком, написал ряд
научных и поэтических работ.
Слайд 15Именно такую Германию увидел русский учёный
В Германии Ломоносов ощутил себя
представителем России и
почувствовал всю меру ответственности и долга перед
Россией.
Обучаясь в Германии основам рудного дела он пришел к выводу,
что «учить надо не только по книгам, но и по натурным предме-
там».Эта идея была заложена в Устав Императорского Московс-
кого университета.
Слайд 16Презентация для уроков немецкого языка в 7 классе
МАОУ»СОШ №10» г
Перми