Развитие представлений о Солнечной системе

Древние модели мираПервые представления о мироздании были очень наивными. Они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено деление мира на две части – земную и небесную. Долгое время

Слайд 1Развитие представлений о Солнечной системе

Развитие представлений о Солнечной системе

Слайд 2Древние модели мира
Первые представления о мироздании были очень наивными. Они

тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено

деление мира на две части – земную и небесную. Долгое время Земля считалась центром Вселенной.
Например, древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые сами покоятся на черепахе. Черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Слайд 3Такую бы картину увидел древний человек, достигнув края этого плоского

мира. Впервые предположение о шарообразности Земли высказал Пифагор в VI

веке до н.э.
Такую бы картину увидел древний человек, достигнув края этого плоского мира. Впервые предположение о шарообразности Земли высказал

Слайд 4Геоцентрические модели мира
В основе таких моделей лежит утверждение, что Земля

(Гея) является центром мира.
Модель мира по Аристотелю (IV век до

н.э.) В центре мира располагается неподвижная шарообразная Земля, вокруг которой вращаются 8 твёрдых и прозрачных небесных сфер. На них неподвижно закреплены небесные тела: 5 планет, Луна, Солнце, звёзды. 9-ая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.
Геоцентрические модели мираВ основе таких моделей лежит утверждение, что Земля (Гея) является центром мира.Модель мира по Аристотелю

Слайд 5Геоцентрические модели мира
Модель мира по Клавдию Птолемею (II век н.э.)

В центре мира неподвижная шарообразная Земля, вокруг движутся Луна, Солнце

и 5 планет, а также «сфера неподвижных звёзд». Эта система хорошо объясняла видимое движение небесных тел, позволяла предсказывать их расположение.
Эта модель господствовала 13 веков и поддерживалась церковью.
Геоцентрические модели мираМодель мира по Клавдию Птолемею (II век н.э.) В центре мира неподвижная шарообразная Земля, вокруг

Слайд 6Наблюдаемые расхождения вычисленных и реальных положений планет, объяснялись с помощью

дополнительных круговых движений по эпициклам

Наблюдаемые расхождения вычисленных и реальных положений планет, объяснялись с помощью дополнительных круговых движений по эпициклам

Слайд 7Птолемей использовал специальные угломерные инструменты

Современная армиллярная сфера

Птолемей использовал специальные угломерные инструменты  для наблюдений положений звезд и планет, среди которых была и армиллярная сфера.  В наше время  эту конструкцию применяют как учебное наглядное пособие. Современная армиллярная сфера

Слайд 8Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест»
(«Великое математическое  построение астрономии в ХIII книгах») –
энциклопедии астрономических знаний древних.
Титульный лист «Альмагеста»

Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест»  («Великое математическое  построение астрономии в ХIII книгах») –  энциклопедии астрономических знаний древних. Титульный лист «Альмагеста»

Слайд 9Гелиоцентрические модели мира
В основе такой модели мира лежит утверждение, что

Солнце (Гелиос) является центром мира.
Николай Коперник (1473–1543), великий польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
Он совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении

Земли.
Гелиоцентрические модели мираВ основе такой модели мира лежит утверждение, что Солнце (Гелиос) является центром мира.Николай Коперник (1473–1543), великий польский астроном, создатель

Слайд 10Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси

и обращением планет, том числе Земли, вокруг Солнца. Звёзды неподвижны и

находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Звёзды образуют сферу, ограничивающую Вселенную.

Гелиоцентрические модели мира

Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, том числе Земли, вокруг Солнца.

Слайд 11Много для развития учения Коперника сделал Галилео Галилей (1564–1642), итальянский физик и астроном. Он изобрёл

телескоп (увеличение всего 30 раз), в который он увидел горы

на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера, установил по фазам Венеры её вращение вокруг оси, на Солнце открыл пятна, установил, что Млечный Путь – это множество звёзд.

Гелиоцентрические модели мира

Много для развития учения Коперника сделал Галилео Галилей (1564–1642), итальянский физик и астроном. Он изобрёл телескоп (увеличение всего 30 раз), в который

Слайд 12Иоганн Кеплер (1571–1630) – немецкий ученый, развив учение Коперника, открыл законы движения

планет.
Гелиоцентрические модели мира

Иоганн Кеплер (1571–1630) – немецкий ученый, развив учение Коперника, открыл законы движения планет. Гелиоцентрические модели мира

Слайд 13Исаак Ньютон (1643–1727) открыл закон всемирного тяготения
и продолжил труды Галилея и Кеплера.
Гелиоцентрические модели мира

Исаак Ньютон (1643–1727) открыл закон всемирного тяготения  и продолжил труды Галилея и Кеплера. Гелиоцентрические модели мира

Слайд 14В России учение Коперника смело поддержал Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).
Гелиоцентрические