Слайд 1Компетентностно-ориентированный подход в УВП как часть информационной культуры личности
Скворцова Юлия
Анатольевна, учитель биологии,КГУ СОШ №17, Павлодарская область,г. Экибастуз
Слайд 2« Формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена
способов, смена технологий. Это другое устройство уроков, это другое устройство
жизни школы»
И.Д. Фрумин
« Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.»
Б. Паскаль
Слайд 3 Компетентностный подход – это совокупность общих принципов
определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и
оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход
дает ответы на запросы производственной сферы;
проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
Слайд 5Введение компетентностно-ориентированного подхода в образовательный процесс влечет
изменение организации традиционного
урока;
введение формирующей оценки;
разработку компетентностно-ориентированных заданий;
представление содержания программного
материала в виде учебных модулей;
включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс;
широкое использование метода проектов, учебных проектов и деловых игр;
организацию выбора учащимися индивидуального образовательного маршрута;
использование других компетентностно-ориентированных технологий и пр.
Слайд 6
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования
(за счёт сформированности ключевых компетенций учащихся)
Компетенция - готовность субъекта
эффективно соорганизовывать внутренние и
внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Внутренние ресурсы:
знания,
умения,
навыки,
способы деятельности
психологические особенности ,
ценности
и т.д.
Внешние ресурсы:
информация,
люди, группы, организации
и т.д.
Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Слайд 8Ключевые компетенции
Информационная компетентность
Коммуникативная компетентность
Компетенция разрешения проблем
Слайд 9Под информационной компетентностью понимается качество личности, представляющее собой совокупность знаний,
умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной
деятельности для решения социально – значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека.
Слайд 10
коммуникативная компетентность - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять
и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
публичном выступлении.
Компетентность разрешения проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты;
В процессе обучения ставлю следующие цели своей деятельности:
овладение
конкретными биологическими знаниями учащихся;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование логического мышления;
развитие индивидуальных способностей учащихся к решению задач;
как можно шире вовлечь учащихся в самостоятельную творческую работу;
подготовка к социализации личности через формирование ключевых компетенций.
Слайд 12Реализация компетентностно – ориентированного подхода УВП требует правильного составления планирования
не только системы предметных, но и ключевых компетенций.
Цель предмета: Развитие
биологических знаний в области живых организмов; формирование умения распознавать многообразие живых организмов. Осознание учащимися значения организмов в природе, формирование использования своих знаний на практике.
Класс: биология, 6 класс
Раздел: Вегетативные органы растений.
Цель модуля: формирование информационной компетенции ученика.
5. Требование к учебным достижениям
Слайд 13Календарно – тематического планирование раздела
Слайд 14Компетентностно - ориентированные задания.
«Знать что-либо наизусть – всё равно,
что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано
лишь на хранение памяти»
М.Монтель
Слайд 15Компетентностно-ориентированные задания:
Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения
деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала
изучение нового
программного материала
без предварительного объяснения учителя
дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников
Слайд 16Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством
учета дополнительных возможностей изучаемого материала
материал, работа с которым допускает выход
за пределы школы, изучение его на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры
материал, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер
Слайд 17Модель схема компетентностно – ориентированного задания
Название задания
Аспекты формируемых ключевых
компетенций
Стимул (если….., то…..)
Личностно – значимый познавательный вопрос (задачная формулировка)
Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график и т.п.)
Задание (вопросы) по работе по данной информации
Бланк для выполнения задания
Модельный ответ
Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)
Слайд 18 Структура компетентностно-ориентированного задания:
Стимул
- погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
Задачная формулировка- точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
Источник информации- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
Бланк для выполнения задания- задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания;
Слайд 19Инструмент проверки:
аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки
результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая
используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося;
модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
Слайд 20Компетентность разрешения проблем
Идентификация
Уровень II
Сценарий.
Вы, ученик 6 класса, помогаете своему
младшему брату (сестре, другу, подруге) готовиться к викторине по природоведению.
На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.
Задание.
На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.
Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом?
Слайд 21Компетентность разрешения проблем
Действия по решению проблемы
Уровень II
Сценарий. Вы учитель биологии.
Своим ученикам вы решили показать демонстрационный опыт, доказывающий наличие корневого
давления. Чтобы опыт удался необходимо строго придерживаться инструкции.
Высшие растения поглощают питательные вещества из почвы через корни. Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения. Этот процесс называют корневым давлением.
Задание. Составьте по рисунку инструкцию по проведению опыта, доказывающего наличие корневого давления.
Слайд 22Компетентность разрешения проблем
Действия по решению проблемы
Уровень I
Сценарий. Вы представитель экологической
ассоциации защиты вод Мирового океана от загрязнения. Ассоциация направила вас
на крайний север для изучения популяции белых медведей на Таймыре. Изучив цепи питания этих животных, вы пришли к выводу, что популяция белых медведей испытывает острую внутривидовую конкуренцию из-за недостатка пищи. Вами было составлено графическое изображение пирамиды численности и биомассы (экологической пирамиды) белых медведей для отчета в ассоциации. Известно, что при перемещении веществ и энергии по пищевой цепи с одного уровня на другой в любой экологической пирамиде передается всего лишь 10 %.
Задание. Вычислите сколько нужно планктона, чтобы вырос белый медведь массой 300 кг.
Слайд 24Для применения на уроке компетентностно - ориентированных заданий могут быть
использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
- прикладной характер содержания темы;
-
содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
- материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
- содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
- материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;
- содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;
Слайд 25Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные
задания, можно назвать:
- организацию изучения нового программного материала без предварительного
объяснения учителя,
- укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Слайд 26Процесс использования
компетентностно - ориентированных заданий
может быть выстроен различными
способами, но при этом должны выдерживаться требования к формированию
компетентности
разрешения проблем,
то есть наличия следующих аспектов:
- Идентификация (определение) проблемы
- Целеполагание и планирование деятельности
- Применение технологий и инструкций
- Планирование ресурсов
- Оценка деятельности
- Оценка результата (продукта) деятельности
- Оценка собственного продвижения (рефлексия)
и коммуникативной компетентности,
то есть наличия следующих аспектов:
- Письменная коммуникация
- Публичное выступление
- Диалог
- Продуктивная групповая коммуникация.
Слайд 27изучение нового программного материала
без предварительного объяснения учителя
дополнение информации,
полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из
других источников
Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности
посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала
Компетентностно-ориентированные задания:
Слайд 28Компетентностно-ориентированные задания:
Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности
посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала
материал, имеющий существенное значение
для местного сообщества, например, проблемы экологии или вопросы межэтнических отношений
материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, изучение его на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры
материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающий различное толкование
материал, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ, проведением различных опросов
Слайд 29Интерактивные методы обучения ориентированные на результат
Прямое преподавание – изложение
идей небольшими порциями при периодической проверки понимания учащимися нового материала
и вовлечения их в практику
Моделирующие упражнения – опыт обучения позволяющий учащимся принять участие в деятельности упрощению представляющей собой процессы, происходящие в реальном мире
Кооперированное обучение – метод преподавания, допускающий множество вариации: учащиеся работают командой, учебный материал возлагается на самого ученика
Исследование – предполагает вовлечение учащихся в процесс постановки вопросов и поиска ответов на них
Слайд 30Постановка целей обучения
Центральной проблемой педагогической технологии является постановка целей обучения.
Цели обучения:
Определение цели через деятельность учителя - например, «познакомить учащихся
с алгоритмом …», «продемонстрировать взаимосвязь между уровнем …»;
Определение цели обучения через содержание предмета – «Изучить базовые компоненты»
Определение цели через учебную деятельность учащихся – «Решение задач по алгоритму»;
С целями образования 1-3 мы работаем давно и используем их в каждодневной практике. Педагогическая технология предлагает следующую постановку целей обучения:
Постановка целей обучения через результаты обучения.
Эти результаты должны быть сформулированы в действиях учащихся, которые учитель может опознать и отследить, например,
«Ученик объясняет взаимосвязь … », «Ученик решает задачи по заданному алгоритму… ».
Слайд 31Памятка по реализации компетентстного подхода в образовании
Помогайте ученикам овладеть
наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Необходимо чаще использовать
вопрос «почему ?», что бы научить мыслить причинно.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучение обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Поощряйте исследовательскую работу учеников.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знания является для него жизненной необходимостью.
Слайд 32Возьмите себе за правило:
1. Приходить с идеями, уходить с
опытом.
2. Не бояться быть умным.
10 заповедей успешной личности
Будь хозяином своей судьбы!
Реши, что есть для тебя успех!
Достигни успеха в том, что ты любишь!
Фиксируй достигнутые тобой успехи!
Строй свои отношения с людьми на доверии!
Развивай свои творческие способности!
Не бойся неуспеха!
Помни, что не ошибается тот, кто ничего не делает!
Старайся мыслить позитивно!
Запоминай собственные ощущения при успехе – они помогут тебе достигать успеха вновь!
И помни, ни один ветер не будет попутным кораблю,
'если капитан не знает куда плыть!