Слайд 2 Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда
народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило
Москву от польских интервентов. Это тяжёлое время для России. Смерть Ивана Грозного, распад государства, появление многочисленных самозванцев. Повсеместные разбои, грабежи, воровство, пьянство поразили страну. Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства»
Слайд 3В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста
Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.
На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:
Слайд 4Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших,
да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей
заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
Слайд 5По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний
новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии,
что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Слайд 6Князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время верстах в
100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от
ран, полученных полгода тому назад под Москвой.
Слайд 7Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени
войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех
тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян
Слайд 8С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году,
Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом
Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой и торжеством православия и национального единства.
Слайд 9По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в
честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником
Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году
Слайд 12Вот что сказал в связи с учреждением в России нового
праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея
Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».