Слайд 11, 12, 20, 21, 1, 13, 30,15, 29, 6
17, 18,
16, 2, 13, 6, 14, 29
31, 12, 16, 13, 16,
4, 10, 10.
Слайд 2
Актуальные проблемы экологии
Слайд 3Цель урока:
знакомство с понятиями экологии, экологическими проблемами, путями их решения,
развитие познавательного интереса к экологическим проблемам, творческого и логического
мышления, умения высказать свою точку зрения.
Слайд 6Экология
Греч Oikos – дом, жилище , убежище, родина
Logos –
понятие, учение, наука
Впервые дал определение Эрнест Геккель в 1866
году :
наука об отношении организмов с окружающей средой.
Слайд 7Пять основных исторических этапов
1. Период чистого биологического исследования
связей отдельных организмов между собой и окружающей средой
2. 1920 г.г.
- термин "экология” применяется к исследованию сообществ организмов
3.1950 г.г – введены определяющие для экологии как науки термины “экосистема” и “биогеоценоз”
4. 1970г.г. – объект пристального изучения глобальная экосистема –биосфера
5. По настоящее время –этап признания ответственности общества за судьбу всей биосферы
Слайд 8Примеры естественных загрязнений
Землетрясения
Вулканическая деятельность
Лесные пожары
Биологическое самозагрязнение водоемов
( цветение воды)
Эрозия почв, засоление почв
Слайд 9Химическая экология
Необходимо знание химических механизмов взаимодействия между человеком, средой обитания
и отдельными экосистемами
Экосистема- совокупность разных обитающих вместе организмов, а
также физических и химических компонентов среды необходимых для их существования или являющихся продуктами их жизнедеятельности
Слайд 10
Физические – загрязнения, которые влияют на физические характеристики ОС: температуру,
освещенность, уровень шума и другие.
Химические - загрязнения, которые изменяют химический
состав атмосферы, гидросферы и литосферы.
Биологические – загрязнения, которые характеризуются привнесением живых организмов не желательных или не характерных для данной экосистемы.
Слайд 11Некоторые виды загрязнений
Вредные выбросы – пыль, дым, зола, сажа, оксиды
азота, серы, СО, СО2 , СхНу и др.
Сточные воды некоторых
предприятии, животноводческих ферм, бытовые сливные воды содержащие неорганические, органические вещества, микроорганизмы.
Загрязнение водной среды, почвы нефтепродуктами, минеральными солями, тяжелыми металлами (Нg, Сd,Рb, Zn, Сu)
Слайд 12Распределите загрязнения ОС по типам в зависимости от их природы:
Ионы
тяжелых металлов в питьевой воде;
Сильный шум;
Колорадский жук на огороде;
Вибрация;
Повышение температуры воды в озере из-за сброса в него теплой воды от ТЭЦ;
Нефтяная пленка на поверхности моря;
Васильки и мак на хлебном поле;
Избыток углекислого газа в атмосфере;
Пестициды, используемые в сельском хозяйстве.
Слайд 13Разделите приведенные примеры на естественные и антропогенные источники загрязнения ОС:
Угарный
газ, выделяющийся двигателем внутреннего сгорания на холостом ходу.
Удобрения, смываемые с поля в водоем
Сероводород, как продукт жизнедеятельности анаэробных бактерий;
Зола, остающаяся после сжигания угля;
Метан, выходящий из трещин в земной коре;
Хлоркальциевые стоки содового производства;
Остатки СМС, попадающие в городскую канализацию;
Сернистый газ, выделяющийся при извержении вулкана.
Слайд 14Некоторые способы защиты от загрязнений
Кислотные оксиды серы и азота нейтрализуют
веществами основного характера Са(ОН)2 , МgО, Nа2СО3
Каталитическое восстановление
4NО +СН4 =2N2 + СО2 + 2Н2О
Каталитическое окисление
2СО + О2 =2 СО2
2SО2 + О2 = 2SО3
Слайд 15Образование кислотных дождей
Составьте уравнения реакций взаимодействия оксидов серы
(SО3, SО2 ) и азота (NО2) с водой
Слайд 16Результаты воздействия загрязнителей ОС на атмосферу
Парниковый эффект
Озоновые дыры
Озоновый экран
Аэрозольный эффект
Слайд 32 Одна маленькая летучая мышь ночница съедает за ночь 500
комаров. Сколько комаров за ночь съест колония из 250 летучих
мышей?
Слайд 33Один куст можжевельника за сутки выделяет 12 кг фитонцидов. Сколько
этих полезных веществ выделяют 248 кустов можжевельника
Слайд 34За один солнечный день гектар леса выделяет 201 кг кислорода.
Сколько килограмм кислорода выделяет 333 га леса?
Слайд 35С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О
Накопление углекислого газа в
атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой
объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?
Слайд 3612СО2 + 11Н2О = С12Н22О11 + 12О2
Какой объем CO2 усвоили
зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы (С12Н22О11),
из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?
Слайд 37
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2
Если растение поглощает углекислый газ объемом 662 л (при н.у.)
выдыхаемым одним человеком за сутки, то какой объем кислорода он выделает во время фотосинтеза.
Слайд 38ПДК свинца в питьевой воде - 0,03 мг/дм3; среднее суточное
потребление воды составляет 2,5-3 дм3;
ПДК свинца в воздухе -
0,003 мг/м3; в среднем за одну минуту через лёгкие человека проходит - 10 дм3 воздуха.
Оцените максимально допустимое по действующим нормам поступление свинца в организм человека за сутки с: а) питьевой водой; б) вдыхаемым воздухом.
Слайд 39 Вычислить сколько килограммов углекислого газа выбрасывается в
атмосферу автомобилем, если известно, что за каждые 5 км он
выбрасывает 1,08 кг углекислого газа в атмосферу.
Слайд 40Из нижеперечисленных веществ укажите положенный состав воздуха
Хе, СО, О2
, NО2, Кr, SО3, СО2, Аr, Н2О, Не, N2,
Р2О5, Nе, SО2, О3
Слайд 41Классификация химических элементов в живых организмах
По содержанию % масс
О-62
С-21
Н-10
N
– 3
Са – 2
Р-1
К, S, СI, Nа , Мg –
0,23-0,027