Разделы презентаций


Анатомо - физиологические особенности сердечно - сосудистой системы детей

Содержание

Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:поддержание постоянства внутренней среды организма;доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;выведение из организма продуктов обмена веществ.Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анатомо – физиологические особенности сердечно – сосудистой системы детей
Выполнила:
студентка 304

группы педиатрического факультета
Истомина К. А.

Анатомо – физиологические особенности  сердечно – сосудистой системы детейВыполнила:студентка 304 группы педиатрического факультета Истомина К. А.

Слайд 2Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:
поддержание постоянства внутренней среды организма;
доставка

кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;
выведение из

организма продуктов обмена веществ.

Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеваре ния и мочевыделения. Совершенствование работы органов кро вообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.
Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:поддержание постоянства внутренней среды организма;доставка кислорода и питательных веществ во все органы

Слайд 3Особенности внутриутробного кровообращения у детей
Закладка сердца начинается на 2й неделе

внутриутробной жизни.
В течение 3 недель из пластинки, расположенной на

границе головы и туловища, происходит формирование сердца со всеми его отделами.
В первые 6 недель сердце состоит из трех камер, затем образуются четыре за счет разделения предсердий.
В это время происходит процесс разделения сердца на правую и левую половины, формирование клапанов сердца.
Образование основных артериальных стволов начинается со 2й недели жизни.
Очень рано формируется проводниковая система сердца.
Особенности внутриутробного кровообращения у детейЗакладка сердца начинается на 2й неделе внутриутробной жизни. В течение 3 недель из

Слайд 4ЧСС плода
22 день – первые сокращения сердца (длина плода ≈

3 мм)
5я нед – 15 – 35/мин (можно проводить Эхо

КГ)
6я нед – до 112/мин
8 – 9я нед – 165 – 175/мин
40 нед – 140/мин
ЧСС плода22 день – первые сокращения сердца (длина плода ≈ 3 мм)5я нед – 15 – 35/мин

Слайд 5Внутриутробное кровообращение плода
Насыщенная кислородом кровь поступает через плаценту по пупочной

вене к плоду.
Меньшая часть этой крови впитывается в печень,

большая — в нижнюю полую вену. Затем эта кровь, смешавшись с кровью из правой половины плода, по ступает в правое предсердие. Сюда же вливается кровь из верх ней полой вены. Однако эти два кровяных столба почти не смешиваются друг с другом.
Кровь из нижней полой вены через овальное окно попадает в левое сердце и аорту. Кровь, бедная кислородом, из верхней полой вены проходит в правое предсердие, правый желудочек и начальную часть легочной артерии, отсюда через артериальный проток она попадает в аорту и примешивается к крови, поступившей из левого желудочка.
Лишь небольшая часть крови поступает в легкие, оттуда — в левое предсердие, в котором она смешивается с кровью, поступившей через овальное окно. Небольшое количество крови в малом круге кровообращения циркулирует до первого вдоха.
Таким об разом, мозг и печень получают наиболее богатую кислородом кровь, а нижние конечности — наименее богатую кислородом кровь.
После рождения ребенка венозный проток и пупочные со суды запустевают, зарастают и превращаются в круглую связку печени.
Внутриутробное кровообращение плодаНасыщенная кислородом кровь поступает через плаценту по пупочной вене к плоду. Меньшая часть этой крови

Слайд 6Анатомо - физиологические особенности сердца
Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную,

овальную или шарообразную форму из-за недостаточного раз вития желудочков и

сравнительно больших размеров предсердий. Только к 10—14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека.
В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Косое положение сердце принимает к первому году жизни.
Анатомо - физиологические особенности сердца Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму из-за недостаточного раз

Слайд 7Масса сердца
у новорожденных составляет 0,8 % от массы тела, что

больше аналогичного соотношения у взрослых (0, 4%).
Правый и левый

желудочки примерно равны между собой. Толщина их стенок около 5 мм.
С возрастом происходит нарастание массы сердца:
к 8 мес. – 1 году происходит удвоение,
к 2 – 3 годам – утроение,
к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 раза,
к 6 годам – в 11 раз, затем его увеличение замедляется.
Снова нарастает в период полового созревания. К 17 годам масса сердца увеличивается в 10 раз.
Масса сердцау новорожденных составляет 0,8 % от массы тела, что больше аналогичного соотношения у взрослых (0, 4%).

Слайд 8Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой

объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает

правый. Толщина стенок желудочков у новорожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого желудочка увеличивается до 12 мм, правого — до 6—7 мм.
Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по

Слайд 9Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за первый

год он увеличивается на 20 см3, в последующем — ежегодно

на 6—10 см3. Одновременно увеличивается диаметр клапанных отверстий.
У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем сердца у детей больше относительно объема грудной клетки, чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образована обоими желудочками, к 6 месяцам — только левым. Проекция сердца к 1,5 года из IV межреберья опускается в V межреберье.
Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за первый год он увеличивается на 20 см3, в

Слайд 10Качественная перестройка сердечной мышцы
У детей раннего возраста мышца сердца

не дифференцирована и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые

содержат большое количество овальных ядер.
Поперечная исчерченность отсутствует. Соединительная ткань начинает развиваться.
Эластических элементов очень мало, в раннем детском возрасте мышечные волокна близко прилегают друг к другу.
С ростом ребенка мышечные волокна утолщаются, появляется грубая соединительная ткань. Форма ядер становится палочкообразной, появляется поперечная исчерченность мышц, к 2—3летнему возрасту гистологическая дифференциация миокарда завершается. Совершенствуются и другие отделы сердца.
Качественная перестройка сердечной мышцы У детей раннего возраста мышца сердца не дифференцирована и состоит из тонких, плохо

Слайд 11Проводящая система сердца
По мере роста ребенка происходит совершенствование про водящей

системы сердца. В раннем детском возрасте она массивна, ее волокна

контурированы нечетко. У детей более старшего возраста происходит перемодулирование проводящей системы сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма сердца.
Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глубоких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердножелудочкового узлов в стенках правого предсердия.
Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие к 3—4 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется симпатической системой. Это объясняет физиологическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет жизни.
Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются интервалы между сердечными сокращениями.
Функции миокарда у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость, осуществляются так же, как у взрослых.
Проводящая система сердцаПо мере роста ребенка происходит совершенствование про водящей системы сердца. В раннем детском возрасте она

Слайд 12Особенности сосудов у детей
Сосуды подводят и распределяют кровь по органам

и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк.

По шири не артерии равны венам.
Соотношение их просвета составляет 1 : 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их со отношение составляет 1 : 2.
Рост артерий и вен часто не соответствует росту сердца. Стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. С этим связаны меньшие показатели, чем у взрослых, периферического сопротивления, артериального давления и скорости кровотока.
Особенности сосудов у детейСосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей

Слайд 13Строение артерий также меняется. У новорожденных стенки сосудов тонкие, в

них слабо развиты мышечные и эластические волокна.
До 5 лет

быстро растет мышечный слой, в 5— 8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.
Строение артерий также меняется. У новорожденных стенки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна.

Слайд 14Частота пульса у детей зависит от возраста.
У новорожденного она

составляет 160—140 /мин,
в 1 год — 110—140,
в 5

лет — 100,
в 10 лет — 80—90,
в 15 лет — 80.
Частота пульса у детей зависит от возраста. У новорожденного она составляет 160—140 /мин, в 1 год —

Слайд 15С возрастом нарастает систолическое артериальное давление, имеется тенденция к повышению

диастолического давления.
Артериальное систолическое давление равно 90 + 2 x n,


диастолическое — 60 + 2 x n, где n — возраст ребенка в годах.
Для детей до 1 года систолическое давление равно 75 + n, где n — возраст ребенка в месяцах.
Диастолическое артериальное давление равно систолическому давлению минус 10 мм рт. ст.
С возрастом нарастает систолическое артериальное давление, имеется тенденция к повышению диастолического давления.Артериальное систолическое давление равно 90 +

Слайд 16Возрастной норматив АД может быть определен по формуле  Молчанова: систолическое

АД = 80 + 2n , где n – возраст. 


Диастолическое АД составляет ½ - 1/3  систолического.
Максимальный возрастной норматив систолического АД высчитывается также по формуле Маслова: АД = 100 + 2 n.
Более точные данные АД определяют по перцентильным таблицам.

Возрастной норматив АД может быть определен по формуле  Молчанова: систолическое АД = 80 + 2n , где

Слайд 17Минутный и систолический объемы кровообращения в зависимости от возраста ребенка

(Кишш П., Сутрели Д., 1962)

Минутный и систолический объемы кровообращения в зависимости от возраста ребенка (Кишш П., Сутрели Д., 1962)

Слайд 18Сердце и сосуды в период полового созревания
В пубертатном возрасте происходит

интенсивный рост раз личных органов и систем. В этом периоде

происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотношений и координации функций. У подростков в связи с особенностями роста как сердца, так и всего тела отмечаются относительно малые масса и объем сердца по сравнению с массой и объемом тела.
Сердце и сосуды в период полового созреванияВ пубертатном возрасте происходит интенсивный рост раз личных органов и систем.

Слайд 19Отношение объема тела к объему сердца у детей равно 50%,

у взрослого — 60%, а в пубертатном периоде составляет 90%.

Кроме этого, имеются анатомические особенности сердечно-сосудистой системы у подростков, которые связаны с соотношением объема сердца и сосудов.
Отношение объема тела к объему сердца у детей равно 50%, у взрослого — 60%, а в пубертатном

Слайд 20У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем емкость сосудистой сети,

это увеличивает периферическое со противление, что приводит к гипертрофическому варианту

подросткового сердца.
У подростков с отклонениями в возрастной эволюции сердца преобладает симпатическая регуляция.
У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем емкость сосудистой сети, это увеличивает периферическое со противление, что приводит

Слайд 21Функциональные пробы сердечно – сосудистой системы

Функциональные пробы сердечно – сосудистой системы

Слайд 22Функциональные сердечно-сосудистые пробы позволяют характеризовать состояние сердечно-сосудистой системы у здоровых

и больных детей в условиях физической нагрузки, определять степень тренированности

детей и подростков, а также выявлять ранние или скрытые формы недостаточности сердечно-сосудистой системы, резервные возможности сердца, особенно при отборе в секции.
Функциональные сердечно-сосудистые пробы позволяют характеризовать состояние сердечно-сосудистой системы у здоровых и больных детей в условиях физической нагрузки,

Слайд 23Для оценки функционального состояния используют различные методы: определяют ЧСС, АД,

ЭКГ, потребление кислорода, МПК, пробы с задержкой дыхания и др.

Оценку

функциональных проб следует проводить с учетом динамики показателей в сочетании с данными клинических наблюдений.
Для оценки функционального состояния используют различные методы: определяют ЧСС, АД, ЭКГ, потребление кислорода, МПК, пробы с задержкой

Слайд 24Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге). У здоровых детей длительность

задержки дыхания составляет в возрасте
6 лет — 16 с,


7 лет — 26 с,
8 лет — 32 с,
9 лет — 34 с,
10 лет — 37с,
11 лет — 39 с,
12 лет — 42 с,
13 лет — 39 с.
У юных спортсменов эти показатели выше.
При заболеваниях, а также при утомлении (и особенно при переутомлении, перетренированности), после посещения бани (сауны) время возможной задержки дыхания укорачивается.
Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге). У здоровых детей длительность задержки дыхания составляет в возрасте 6 лет

Слайд 25Ортоклиностатическая проба. Определяют реакцию сердечно-сосудистой системы на переход ребенка из

горизонтального положения в вертикальное. У здоровых детей пульс в положении

стоя учащается по сравнению с положением лёжа на 5—10 ударов, а при неблагоприятной реакции наблюдается учащение пульса больше 10 в 1 мин.
Ортоклиностатическая проба. Определяют реакцию сердечно-сосудистой системы на переход ребенка из горизонтального положения в вертикальное. У здоровых детей

Слайд 26Степ-тест (дозированное восхождение на ступеньку). Высоту ступеньки подбирают в зависимости

от длины ноги исследуемых по номограмме Хеттингера (см. рис). Величину

работы (А) определяют по формуле:
А = 1,3-P-n-h, где Р — масса (вес) исследуемого; п — число подъёмов на ступеньку за 1 мин; h — высота ступеньки в метрах; 1,3 — коэффициент, учитывающий величину работы при спуске.
Необходимое число подъёмов на ступеньку вычисляют, исходя из известных величин работы (например, при первой нагрузке А = 3,06 — 6, 12 кгм/мин-масса тела).
Длительность нагрузок при степ-тесте у детей до 8 лет — 2 мин, в возрасте 8—11 лет — 3 мин, в возрасте 12—18 лет — 4 мин.
Степ-тест (дозированное восхождение на ступеньку). Высоту ступеньки подбирают в зависимости от длины ноги исследуемых по номограмме Хеттингера

Слайд 28Глазо-сердечная проба Ашнера: исследование проводят в положении лежа на спине,

больного просят закрыть глаза, затем большими и указательными пальцами плавно

надавливают одновременно на оба глазных яблока в течение 20-30 с, после чего сразу же подсчитывают частоту пульса — в норме он замедляется не более чем на 10 в минуту.
Глазо-сердечная проба Ашнера: исследование проводят в положении лежа на спине, больного просят закрыть глаза, затем большими и

Слайд 29Проба с наклоном туловища: исследование проводят в положении стоя, больного

просят наклониться вперед, опустив голову, на 5 с, после чего

осматривают лицо (вазомоторная реакция) и подсчитывают частоту пульса — в норме цвет лица существенно не изменяется, а пульс учащается не более чем на 20 в минуту.
Проведение нагрузочных проб прекращают на любом этапе при появлении выраженного утомления, нарушений координации движений, значительного учащения пульса, изменений на ЭКГ (выраженное опущение сегмента RS — Т, появление аритмии, инверсия зубца Т).
Проба с наклоном туловища: исследование проводят в положении стоя, больного просят наклониться вперед, опустив голову, на 5

Слайд 30Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика