Слайд 1Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами.
9 класс
Слайд 2Вспомните!
Таксономические единицы
Тип питания
Автотрофы (хемотрофы и фототрофы)
Гетеротрофы
Биоценоз
Биотоп
Биогеоценоз
Слайд 3О чем говорится в этом стихотворении?
…Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке
смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…
Слайд 4Основные типы экологических взаимодействий
Позитивные
(антибиотические)
.
Нейтральные
(симбиотические)
Негативные
Слайд 5
Кооперация
Мутуализм
Комменсализм
Позитивные отношения.
Слайд 6Позитивные отношения – это форма взаимоотношений ,при которой оба партнёра
или один из них извлекает пользу от другого.
(++ или +0)
Слайд 7Примеры взаимоотношений: опыление пчёлами разных луговых растений, рыбы-чистильщики освобождающие крупных
рыб от наружных паразитов.
Кооперация(++).
Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих
видов, но не являющееся непременным условием выживания.
Слайд 8Симбиоз актинии и рака –
отшельника
Рак поселяется в пустой раковине
моллюска
и возит её вместе с
полипом. Актиния маскирует жилище рака
и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах
Опыление растений насекомыми
Слайд 9Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием
существования каждого из них.
Примеры взаимоотношений : лишайники(грибы и водоросли), микориза
(грибы и корни высших растений), клубеньки на корнях бобовых растений.
Мутуализм(++).
Слайд 10Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого
взаимоотношения нейтральны.
Комменсализм(+0):
а) Нахлебничество.
Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам или гиенам.
б)
Квартиранство.
Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.
Слайд 11Негативные (антибиотическиеные) отношения
Слайд 12Негативные взаимоотношения
Хищничество
Паразитизм
Конкуренция
Аменсализм
Слайд 13Хищничество(+ --).
Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида
поедают друг друга – каннибализм.
Пример взаимоотношений: из беспозвоночные животные –
стрекозы и пауки поедают мух, бабочек, комаров, из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышей -видных грызунов.
Слайд 14Животные - хищники
Хищник сам ловит, умерщвляет, после чего съедает её
полностью или частично.
Слайд 15Растения - хищники
Росянка
Росянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке
на иголке
Ловчий кувшинчик
непентеса
Венерина
мухоловка
Слайд 16Приспособления
Хищник
Жертва
Острые когти, клюв
Острые зубы
Быстрый бег, подкарауливание
Яды,
шипы
Угрожающая поза, окраска
Покровительственная окраска
Слайд 17Поимка и удержание жертвы
1.Осьминог
2. Челюсть акулы
3. Удав
4. Лев
5. Брызгун
6.
Паук - крестовик
7. Удильщик
Слайд 18Паразитизм(+ -).
Один организм(паразит)использует другого(хозяина) в качестве источника питания и среды
обитания.
Примеры взаимоотношений: наружные паразиты – как правило, временные – располагаются
на покровах тела, внутренние – чаще постоянные – обитают в полостях и тканях тела.
Наружные паразиты
Внутренние паразиты.
Слайд 19Виды паразитов
Наружные паразиты
Повилика – растение - паразит
Таёжный клещ
Тропический клещ
Внутренние паразиты
Ленточные
черви
Трипаносомы в крови
Больной сонной болезнью
Слайд 201 Обязательные ( Ленточные черви): Паразитизм для них –
единственно
возможный образ жизни.
2.Необязательные (Некоторые нематоды): Способны также к
самостоятельному существованию.
3.Временные (Кровососущие
насекомые): Паразиты используют хозяина во время питания.
4.Постоянные (вирусы): Паразиты на всех стадиях своего развития связаны с одним или несколькими хозяевами.
5.Микропаразиты (бактерии): размножаются внутри клеток хозяина
4;5
6. Макропаразиты (печеночный сосальщик): Растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
1;5
6
6
3
1;6
Вирус
Гриб
трутовик
Трипаносомы
Спорынья на
колосе ржи
Бычий
цепень
назад
Далее
Прыжок
блохи
Слайд 21Конкуренция(- -).
Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу
и т.п.; хищные птицы и звери- за пищу -мышевидных грызунов
и т.д.
Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида.
Слайд 22Аменсализм(0 -).
Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред.
Примеры :
сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых бактерии гибнут, поэтому
в сосновом бору воздух особенно чистый.
Под елями практически не могут расти другие растения, так как им не хватает света, воды, минеральных солей.
Нейтрализм(0 0).
Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.
Примеры взаимоотношений: белки и лоси в лесу не контактируют друг с другом.
Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа – листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников , антилопа Куду – низкими травами.
Слайд 24Прочитайте стихотворение А. Маркова и ответьте на вопрос:
«В результате какого
процесса возникли разные формы взаимоотношений между популяциями разных видов?»
А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки -
И стали колкими глаза,
И выросли иголки.
Слайд 25Определите тип взаимоотношений между организмами
Слайд 26Проверочная работа
Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений
и определите, о каких формах отношений между организмами идет
речь?
Слайд 27Эразм Дарвин
1. И меж растений царствует война
Деревья, травы
вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
Слайд 28А. С. Пушкин.
2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила.
От тигра гибнет волк, а
кошка ест мышей,
Всегда имеет верх над слабостию сила.
Слайд 29Фейерабенд
3. Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник
не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают
к нему с ее стола.
Слайд 30Эразм Дарвин
4.Наездник окрыленный, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше
пробуравить;
Найдя в приемной матери приют,
Личинки плоть ее живую жрут.
5. Стрекоз стальные челюсти нещадно
Рой насекомых истребляют жадно.
6. А рати пчел воздушные стократ
В бою друг друга жалами разят.
Слайд 31Н. Грибачев
7. Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу –
сластену в гости ждет.
Бери, мол, но, как другу,
мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
Слайд 32П. Усачев
8. Лес кругом,
Широкая поляна…
На траве
зеленой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева.
Слайд 33Вот кружит ястреб,
Вредный вроде бы.
Но пусть летает невредим:
Кому – то
вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Бывают ли в природе исключительно
вредные или полезные организмы? Чем полезен ястреб?
Что произойдет, если какие – то организмы исчезнут с лица Земли?
Работаем с опорной схемой.
Слайд 34Биологическое разнообразие
Снижение биологического
разнообразия
Устойчивые экосистемы
Нарушение экологического
равновесия экосистем
Устойчивость биосферы
в целом
Глобальные изменения
в биосфере
Устойчивое развитие
человеческого общества
Угроза существованию
человечества
Объединение усилий всех стран для сохранения
биосферы,
пригодной для жизни
«Биологическое разнообразие»
Слайд 35Скажите, какие глобальные экологические проблемы уже возникли на Земле
по вине человека?
Какие международные соглашения приняты по вопросам охраны
природы?
При входе в зоопарк города Бронкса под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…»
Поэтому закончить урок я хотела бы словами напутствия:
Слайд 36Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей
внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Слайд 37Домашнее задание:
§53, вопросы к параграфу