Разделы презентаций


Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами

Содержание

Вспомните!Таксономические единицыТип питанияАвтотрофы (хемотрофы и фототрофы)Гетеротрофы БиоценозБиотопБиогеоценоз

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами.
9 класс

Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами.    9 класс

Слайд 2Вспомните!
Таксономические единицы
Тип питания
Автотрофы (хемотрофы и фототрофы)
Гетеротрофы
Биоценоз
Биотоп
Биогеоценоз

Вспомните!Таксономические единицыТип питанияАвтотрофы (хемотрофы и фототрофы)Гетеротрофы БиоценозБиотопБиогеоценоз

Слайд 3О чем говорится в этом стихотворении?
…Свирепый волк с кормящею волчат


Волчицею – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке

смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…


О чем говорится в этом стихотворении?…Свирепый волк с кормящею волчат Волчицею – гроза невинных стад;Орел, стремясь из-под

Слайд 4Основные типы экологических взаимодействий
Позитивные
(антибиотические)
.
Нейтральные
(симбиотические)
Негативные

Основные типы экологических взаимодействийПозитивные(антибиотические).Нейтральные(симбиотические) Негативные

Слайд 5
Кооперация
Мутуализм
Комменсализм
Позитивные отношения.

КооперацияМутуализмКомменсализмПозитивные отношения.

Слайд 6Позитивные отношения – это форма взаимоотношений ,при которой оба партнёра

или один из них извлекает пользу от другого.



(++ или +0)

Позитивные отношения – это форма взаимоотношений ,при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от

Слайд 7Примеры взаимоотношений: опыление пчёлами разных луговых растений, рыбы-чистильщики освобождающие крупных

рыб от наружных паразитов.
Кооперация(++).
Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих

видов, но не являющееся непременным условием выживания.
Примеры взаимоотношений: опыление пчёлами разных луговых растений, рыбы-чистильщики освобождающие крупных рыб от наружных паразитов.Кооперация(++).Кооперация – совместное существование,

Слайд 8Симбиоз актинии и рака –
отшельника
Рак поселяется в пустой раковине
моллюска

и возит её вместе с
полипом. Актиния маскирует жилище рака

и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах

Опыление растений насекомыми

Симбиоз актинии и рака – отшельникаРак поселяется в пустой раковинемоллюска и возит её вместе с полипом. Актиния

Слайд 9Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием

существования каждого из них.
Примеры взаимоотношений : лишайники(грибы и водоросли), микориза

(грибы и корни высших растений), клубеньки на корнях бобовых растений.

Мутуализм(++).

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.Примеры взаимоотношений : лишайники(грибы

Слайд 10Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого

взаимоотношения нейтральны.
Комменсализм(+0):
а) Нахлебничество.
Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам или гиенам.
б)

Квартиранство.

Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.

Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны.Комменсализм(+0):а) Нахлебничество.Остатки пищи крупных хищников достаются

Слайд 11Негативные (антибиотическиеные) отношения

Негативные (антибиотическиеные) отношения

Слайд 12Негативные взаимоотношения
Хищничество
Паразитизм
Конкуренция
Аменсализм

Негативные взаимоотношенияХищничествоПаразитизмКонкуренцияАменсализм

Слайд 13Хищничество(+ --).
Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида

поедают друг друга – каннибализм.
Пример взаимоотношений: из беспозвоночные животные –

стрекозы и пауки поедают мух, бабочек, комаров, из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышей -видных грызунов.
Хищничество(+ --).Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида поедают друг друга – каннибализм.Пример взаимоотношений: из

Слайд 14Животные - хищники
Хищник сам ловит, умерщвляет, после чего съедает её

полностью или частично.

Животные - хищникиХищник сам ловит, умерщвляет, после чего съедает её полностью или частично.

Слайд 15Растения - хищники
Росянка
Росянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке

на иголке
Ловчий кувшинчик
непентеса
Венерина
мухоловка

Растения - хищникиРосянкаРосянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке на иголкеЛовчий кувшинчикнепентесаВенерина мухоловка

Слайд 16Приспособления
Хищник
Жертва
Острые когти, клюв
Острые зубы
Быстрый бег, подкарауливание
Яды,

шипы
Угрожающая поза, окраска
Покровительственная окраска

ПриспособленияХищникЖертваОстрые когти, клювОстрые зубыБыстрый бег, подкарауливание   Яды, шипыУгрожающая поза, окраскаПокровительственная окраска

Слайд 17Поимка и удержание жертвы
1.Осьминог
2. Челюсть акулы
3. Удав
4. Лев
5. Брызгун
6.

Паук - крестовик
7. Удильщик

Поимка и удержание жертвы1.Осьминог2. Челюсть акулы3. Удав 4. Лев5. Брызгун6. Паук - крестовик7. Удильщик

Слайд 18Паразитизм(+ -).
Один организм(паразит)использует другого(хозяина) в качестве источника питания и среды

обитания.
Примеры взаимоотношений: наружные паразиты – как правило, временные – располагаются

на покровах тела, внутренние – чаще постоянные – обитают в полостях и тканях тела.

Наружные паразиты

Внутренние паразиты.

Паразитизм(+ -).Один организм(паразит)использует другого(хозяина) в качестве источника питания и среды обитания.Примеры взаимоотношений: наружные паразиты – как правило,

Слайд 19Виды паразитов
Наружные паразиты
Повилика – растение - паразит
Таёжный клещ
Тропический клещ
Внутренние паразиты
Ленточные

черви
Трипаносомы в крови
Больной сонной болезнью

Виды паразитовНаружные паразитыПовилика – растение - паразитТаёжный клещТропический клещВнутренние паразитыЛенточные червиТрипаносомы в кровиБольной сонной болезнью

Слайд 201 Обязательные ( Ленточные черви): Паразитизм для них –
единственно

возможный образ жизни.
2.Необязательные (Некоторые нематоды): Способны также к
самостоятельному существованию.
3.Временные (Кровососущие

насекомые): Паразиты используют хозяина во время питания.

4.Постоянные (вирусы): Паразиты на всех стадиях своего развития связаны с одним или несколькими хозяевами.

5.Микропаразиты (бактерии): размножаются внутри клеток хозяина

4;5

6. Макропаразиты (печеночный сосальщик): Растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

1;5

6

6

3

1;6

Вирус

Гриб
трутовик

Трипаносомы

Спорынья на
колосе ржи

Бычий
цепень

назад

Далее

Прыжок
блохи

1 Обязательные ( Ленточные черви): Паразитизм для них – единственно возможный образ жизни.2.Необязательные (Некоторые нематоды): Способны также

Слайд 21Конкуренция(- -).
Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу

и т.п.; хищные птицы и звери- за пищу -мышевидных грызунов

и т.д.

Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида.

Конкуренция(- -).Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу и т.п.; хищные птицы и звери- за

Слайд 22Аменсализм(0 -).
Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред.
Примеры :

сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых бактерии гибнут, поэтому

в сосновом бору воздух особенно чистый.
Под елями практически не могут расти другие растения, так как им не хватает света, воды, минеральных солей.
Аменсализм(0 -).Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред.Примеры : сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых

Слайд 23

Нейтрализм(0 0).


Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.
Примеры взаимоотношений: белки и лоси в лесу не контактируют друг с другом.

Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа – листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников , антилопа Куду – низкими травами.


Слайд 24Прочитайте стихотворение А. Маркова и ответьте на вопрос: «В результате какого

процесса возникли разные формы взаимоотношений между популяциями разных видов?»

А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки -
И стали колкими глаза,
И выросли иголки.
Прочитайте стихотворение А. Маркова и ответьте на вопрос:  «В результате какого процесса возникли разные формы взаимоотношений

Слайд 25Определите тип взаимоотношений между организмами

Определите тип взаимоотношений между организмами

Слайд 26Проверочная работа

Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений

и определите, о каких формах отношений между организмами идет

речь?

Проверочная работа    Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений и определите, о каких формах отношений между

Слайд 27Эразм Дарвин
1. И меж растений царствует война
Деревья, травы

вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,


А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
Эразм Дарвин1. И меж растений царствует война  Деревья, травы вверх растут задорно,  За свет и

Слайд 28А. С. Пушкин.
2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила.
От тигра гибнет волк, а

кошка ест мышей,
Всегда имеет верх над слабостию сила.
А. С. Пушкин.2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,  Страшатся щуки крокодила.  От тигра

Слайд 29Фейерабенд
3. Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник

не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают

к нему с ее стола.
Фейерабенд3. Запрягся рак- отшельник:  Актиния на нем.  Отшельник не досадует, что ноша тяжела,  Ведь

Слайд 30Эразм Дарвин
4.Наездник окрыленный, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,

Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше

пробуравить;
Найдя в приемной матери приют,
Личинки плоть ее живую жрут.
5. Стрекоз стальные челюсти нещадно
Рой насекомых истребляют жадно.
6. А рати пчел воздушные стократ
В бою друг друга жалами разят.

Эразм Дарвин4.Наездник окрыленный, чтоб запас   Питательный потомству предоставить,  Спешит, вонзая жало много раз,

Слайд 31Н. Грибачев
7. Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу –

сластену в гости ждет.
Бери, мол, но, как другу,

мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

Н. Грибачев7. Цветок всю ночь готовит мед,  Пчелу – сластену в гости ждет.  Бери, мол,

Слайд 32П. Усачев
8. Лес кругом,
Широкая поляна…
На траве

зеленой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева.

П. Усачев8. Лес кругом,  Широкая поляна…  На траве зеленой у кургана  Жаркий бой ведут

Слайд 33Вот кружит ястреб,
Вредный вроде бы.
Но пусть летает невредим:
Кому – то

вреден, а природе он
Полезен и необходим.

Бывают ли в природе исключительно

вредные или полезные организмы? Чем полезен ястреб?

Что произойдет, если какие – то организмы исчезнут с лица Земли?

Работаем с опорной схемой.
Вот кружит ястреб,Вредный вроде бы.Но пусть летает невредим:Кому – то вреден, а природе онПолезен и необходим.Бывают ли

Слайд 34Биологическое разнообразие
Снижение биологического
разнообразия
Устойчивые экосистемы
Нарушение экологического
равновесия экосистем
Устойчивость биосферы
в целом
Глобальные изменения


в биосфере
Устойчивое развитие
человеческого общества
Угроза существованию
человечества
Объединение усилий всех стран для сохранения
биосферы,

пригодной для жизни

«Биологическое разнообразие»

Биологическое разнообразиеСнижение биологическогоразнообразияУстойчивые экосистемыНарушение экологическогоравновесия экосистемУстойчивость биосферы в целомГлобальные изменения в биосфереУстойчивое развитиечеловеческого обществаУгроза существованиючеловечестваОбъединение усилий всех

Слайд 35Скажите, какие глобальные экологические проблемы уже возникли на Земле

по вине человека?

Какие международные соглашения приняты по вопросам охраны

природы?

При входе в зоопарк города Бронкса под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…»

Поэтому закончить урок я хотела бы словами напутствия:
 



Скажите, какие глобальные экологические проблемы уже возникли на Земле  по вине человека?Какие международные соглашения приняты по

Слайд 36Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей

внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы –Убивайте лишь зверей внутри себя!

Слайд 37Домашнее задание:

§53, вопросы к параграфу

Домашнее задание: §53, вопросы к параграфу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика