Слайд 1Биотические связи в природе
9 класс
Слайд 2Цели урока:
1.Знать биотические связи в природе, пищевые связи.
2.Уметь приводить примеры
конкурентных отношений в природе .
Слайд 3Пищевые связи-
называют трофическими (от греч. trophe –
"пища", "питание"). От них зависит жизнь организмов, обеспеченность их энергией.
Трофические отношения образуют в сообществах сложную систему, которую называют сетью питания.
Слайд 6Значение пищевых связей:
1. передача органического вещества и заключенной в нем
энергии.
2.пищевые связи служат механизмом регуляции численности популяций в природе. Пищевые
отношения между организмами стоят заслоном на пути чрезмерного размножения отдельных видов.
Слайд 7 Биотические связи
Симбиоз
Паразитизм
мутуализм
Комменсализм Хищничество
Конкуренция
Слайд 8 Конкуренция
Конкуренты в охоте на мышь: 1 — черный хорек,
2 — ласка, 3 — горностай
Возникает при потребности организмов в одинаковых ресурсах
и потребностях к условиям жизни.
Слайд 10
Хищничество
Способ добывания пищи и питания животных,
при котором они ловят,
умерщвляют и поедают других животных.
Слайд 12 Паразитизм
1.Свинной цепень
2 . Зрелый членик
с яйцами
Способ питания за счет питательных веществ другого организма-хозяина
Слайд 13Гриб трутовик паразитирует
на дереве
Слайд 14Симбиоз
Лишайник – симбиоз гриба и водорослей.
Взаимовыгодные отношения, превратившиеся в тесное физическое сожительство, в которых один
вид, а иногда и оба находятся в такой зависимости от другого, что без него существовать не могут
Слайд 15Актиния на раковине, занятой раком-отшельником (симбиоз)
кормятся на теле зебры
Любые взаимополезные обязательные или случайные связи между
организмами, когда совместное существование видов повышает выживаемость каждого из них в борьбе за существование
Слайд 17Мутуализм (пчела питается нектаром цветков растения)
(односторонние связи,
выгодные для одного из партнеров и безразличны для другого )
нахлебничество
квартирантство
Слайд 19 Комменсализм
Квартиранство.
Нора сурка с квартирантами
Размещение растений на
стволах и ветвях деревьев,
обитание организмов в норах или гнездах без
вреда для хозяина.
Слайд 20Разнообразные виды мелких животных находят убежище в полости тела морского
огурца (Голотурии)
Слайд 21Комменсализм. Морские жёлуди на мидиях
Слайд 22 Нахлебничество
питание остатками пищи другого вида, например гиены
подбирают остатки пищи за львами.
Слайд 23Нахлебничество(акула и рыба- прилипала)
Слайд 24 Выполните тест.
1. Разновидностью комменсализма является:
А)Паразитизм,
Б) Квартирантство,
В) Хищничество,
Г) Симбиоз.
Слайд 252. Хищничество:
А) Способ питания, при котором одни организмы ловят и
убивают других,
Б) Характерно только для животных,
В) Характерно только для
растений,
Г) Любой способ питания одних организмов другими .
Слайд 263. Паразитизм:
А)Характерен только для животных и растений,
Б) Характерен только для
животных,
В) Приводит к очень быстрой смерти хозяина ,
Г) Способ
питания, при котором один организм живет за счет питательных веществ другого, не убивая его.
Слайд 274.Конкуренция:
А) Возникает если разные виды живут за счет одного ресурса,
Б)
Обязательно приводит к гибели одного из взаимодействующих видов,
В) Не может
возникать между особями одного вида,
Г) Характерен только для животных.
Слайд 28
5.Пищевые цепи или сети отражают :
А) абиотические связи между животными
разных видов;
Б) направления потоков энергии в экосистеме;
В) единственные источники
пищи для данного вида;
Г) конечную продукцию экосистемы.
Слайд 296.Примером хищничества является взаимоотношение:
А) муравья и тли;
Б) вороны и
галки;
В) росянки и комара;
Г) рыжего и чёрного таракана.
Слайд 307.Примером паразитизма является совместное существование:
А) клубеньковых бактерий и клевера;
Б) берёзы
и гриба - трутовика;
В) окуня и карася;
Г) божьей коровки и
муравья.
Слайд 318.Какой тип биотических связей является взаимоневыгодным (антагонистическим)?
А) конкуренция;
Б) комменсализм;
В) мутуализм;
Г)
симбиоз.
Слайд 32II.Укажите тип биотических связей:
1.
Слайд 37Ответы:I. 1б 2а 3г 4а 5б 6в7б 8а
II.1.Паразитизм.
2.Конкуренция.
3.Хищничество.
4.Симбиоз.
5.Хищничество.
Д\З п.23. в. 3.
Слайд 38
Литература
1.Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А.,Чернова Н.М. Основы общей биологии.9.
М.2007г.
2.МП.Основы общей биологии.1С:школа.9 к.
3.Инернет-рсурсы.
4. res9E3E045B-0A01-022A-00D2-EE5D92358B44
5. res25206E78-0A01-022A-016D-64C546F104DB
6. resE2599B9C-62E5-4CB8-9E0F-A965C16049C2
7. ekol-ush.narod.ru
8. http://sim-portal.ru/photo/4414/podberezovik-obabok-1
9.http://bioshkola.ru/stuff/0-1-3-0-16
10. http://survinat.ru/category/encyclopedia/animals-encyclopedia/kniga_o_burom_medvede/page/3/
Составила: учитель Фалилеева Л.Н. МОШИ Харсаимская школа –интернат СО(П)О