Слайд 1
Интернет консультация
по биологии в формате ЕГЭ
зав.каф. анатомии, физиологии
и
гигиены
к.б.н., доцент Кирилина В.М.
Слайд 2 ВВОДИТСЯ В ШТАТНЫЙ РЕЖИМ И СТАНОВИТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Особенности проведения
ЕГЭ в 2010 г
Слайд 3Задачи ЕГЭ
ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ
СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ,
ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ И ОДИНАКОВЫЙ ВЕС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ.
СОЗДАНИЕ РАВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ ДЛЯ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Слайд 5 По итогам 2009 года биологию сдавали 961
выпускник
Слайд 6Положительно сдавших ЕГЭ по биологии составило
Слайд 7Максимальный балл в РК составил
Слайд 8Документы, регламентирующие
разработку КИМ ЕГЭ
кодификатор – перечень проверяемых знаний и
умений;
спецификация– описание экзаменационной работы 2010 года;
демонстрационная версия – эталон экзаменационной
работы;
инструкции для учащихся;
эталоны ответов на задания типа А, В и С;
критерии оценивания заданий и рекомендации по проверке заданий со свободным развернутым ответом (тип С).
Сайт WWW.fipi.ru
Слайд 9 ПЕРЕХОД ОТ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
К ВНЕШНЕЙ.
РАЗДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЕМЫХ.
АНОНИМНОСТЬ ПРОВЕРКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.
ЕГЭ обеспечивает
Слайд 10Требование стандарта:
Знать, понимать признаки и особенности строения биологических систем. Основные
положения биологических теорий, закономерностей.
Объяснять сущность и особенности биологических теорий, законов,
объектов, процессов и явлений.
Анализировать и оценивать.
Слайд 11
3 ЧАСА (180 МИН), ВКЛЮЧАЕТ 50 ЗАДАНИЙ:
ЧАСТЬ
А 36 ЗАДАНИЙ (ИЗ НИХ 26-БАЗОВОГО УРОВНЯ И 10 ПОВЫШЕННОГО)
ЧАСТЬ
В 8 ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ
ЧАСТЬ С 6 ЗАДАНИЙ ( 1-ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ И 5- ВЫСОКОГО)
Структура работы по биологии:
Слайд 12 ПЕРВИЧНАЯ (ПЯТИБАЛЛЬНАЯ) – БАЛЛЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ
ЗАДАНИЙ (50 ЗАДАНИЙ – 69 БАЛЛОВ).
100-БАЛЛЬНАЯ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПУТЕМ
ПЕРЕСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЕДИНОЙ ШКАЛЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.
Системы (шкалы) оценивания результатов ЕГЭ
Слайд 14Задания с выбором ответа
достоинства
Проверка широкого спектра знаний
Проверка понимания на уровне
узнавания, выбора
Большая степень объективности и точности
Машинная обработка результатов
Иногда вопрос может
содержать подсказку
недостатки
Выбор ответа наугад
Невнимательность при выполнении заданий.
Техническая ошибка при заполнении КИМа
Слайд 15ВИДЫ ЗАДАНИЙ:
ЗАДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕЗАКОНЧЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, А ОТВЕТ
ЯВЛЯЕТСЯ ОКОНЧАНИЕМ.
ЗАДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВОПРОС
ЗАДАНИЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ НЕСЛОЖНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ.
ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ С ТЕКСТОМ И РИСУНКОМ
Задания с выбором ответа
Слайд 16Задание Части А :
Необходимо внимательно прочитать и выбрать один правильный
ответ из предлагаемых вариантов.
Вопрос: Какая система органов дождевого
червя выделена на рисунке тёмным цветом?
Ответы:
1) нервная
2) кровеносная
3) выделительная
4) пищеварительная
Слайд 17Вопрос:
Какая часть тела речного рака
обозначена на рисунке вопроси-
тельным
знаком?
Ответы:
1) грудь
2) хвост
3) брюшко
4) плавники
Слайд 18Вопрос:
Какой орган тела речного рака обозначен на рисунке вопросительным
знаком?
Ответы:
1) печень
2)
глотка
3) жабры
4) сердце
?
Слайд 19Вопрос:
Какой буквой на рисунке
обозначена зона коры головного
мозга человека,
в которой
расположен центр слуха?
Ответы:
1) а
2) б
аааа
3) в
4) г
а
б
в
г
Слайд 20 Вопрос:
На каком рисунке изображена молекула вещества, образующегося при
фотосинтезе?
Ответы:
1)
2) 3) 4)
H
I
C = O
I
H – C – O H
I
H О – C – H
I
H – C – O H
I
H – C – O H
I
C H 2O H
Слайд 21Вопрос:
Определите, какая нуклеиновая кислота изображена на рисунке.
Ответы:
1) иРНК
2) тРНК
3)
ДНК
4) рРНК
Слайд 22Вопрос:
Какой буквой на
рисунке обозначены
рецепторы?
Ответы:
1) а
2) б
3)в
4) г
а
б
в
г
Слайд 23Вопрос:
Изображённый на рисунке организм размножается
Ответы: (эвглена зеленая)
1) делением
2)
с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами
Слайд 24Вопрос:
К какому типу относят животное, изображённое на рисунке?
Ответы:
1) моллюски
2) кишечнополостные
3)
хордовые
4) кольчатые черви
Слайд 25 Вопрос:
К какому уровню организации
живого следует отнести совокупность всех экосистем планеты?
Ответы:
1) видовому
2)
биосферному
3) популяционному
4) организменному
Слайд 26 Вопрос:
Растительную клетку относят к группе эукариотных
клеток, так как она
имеет
Ответы:
1) ядерное вещество
2) плазматическую мембрану
3) оболочку
4) оформленное
ядро
Слайд 27 Вопрос:
Основная функция хлоропластов –
Ответы:
1) участие в образовании ферментов
2) использование световой энергии для синтеза
органических веществ
3) расщепление органических веществ до неорганических
4) синтез белка в процессе транскрипции
Слайд 28 Вопрос:
Синтез органических веществ из
воды и углекислого газа за счёт энергии
света происходит в организме
Ответы:
1) гетеротрофов
2) сапротрофов
3) фототрофов
4) хемотрофов
Слайд 29Вопрос:
Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом
в клетках от поколения к поколению
Ответы: Сомат. Кл.(2n)
Мейоз гаметы (n)
оплодотворение зигота (2n)
1) уменьшается
2) сохраняется постоянным
3) закономерно изменяется
4) увеличивается
Слайд 30Вопрос:
Генотип организма, гомозиготного по двум парам рецессивных аллелей,
–
Ответы: ааbb, образует один тип гамет (аb), рецессивная аллель
обозначается прописной буквой.
1) AaBB
2) AaBb
3) aabb
4) AABb
Слайд 31Вопрос:
Определите процентное соотношение генотипов у гибридов F1 при
скрещивании серого кролика (Аа) с белым (аа).
Ответы: Гетерозигота, гомозигота
и сколько типов гамет дают. Проводим скрещивание.
Р Аа х аа
гаметы А,а а
F1 Аа : аа
1 : 1
50% : 50%
1) 25% Аа : 75% аа
2) 25% аа : 75% Аа
3) 50% Аа : 50% аа
4) 25% АА : 50% Аа : 25% аа
Слайд 32Вопрос:
Какой способ размножения увеличивает генотипическую изменчивость?
Ответы: Биологическую значимость
размножения.
1) почкование
2) вегетативное
3) бесполое
4) половое
Слайд 33Вопрос:
Наиболее крупная систематическая категория – это
Ответы:
1) царство
2)
отдел
3) класс
4) тип
Слайд 34 Вопрос:
Споры у мхов и папоротников, в
отличие от спор бактерий, выполняют
функцию
Ответы: Споры бактерий –
сохраняют жизнедеятельность при неблагоприятных условиях.
1) размножения организмов
2) переживания неблагоприятных условий
3) образования женских гамет
4) образования мужских гамет
Слайд 35 Вопрос:
Птиц от перегревания во время полёта предохраняют
Ответы:
1) сердце и аорта
2) лёгкие и трахея
3) воздушные мешки
4) грудные
мышцы
Слайд 36 Вопрос:
В организме человека соляная кислота входит
в состав
Ответы:
1) желудочного сока
2) слюны
3) сока поджелудочной железы
4)
желчи печени
Слайд 37 Вопрос:
В скелете человека с помощью сустава
соединяются
Ответы: Непрерывное и
прерывное соединение
костное хрящевое соединительное суставы
1) кости таза
2) теменная кость с затылочной
3) грудные позвонки с поясничными
4) бедренная кость с тазовыми
Слайд 38 Вопрос:
Жёлтая окраска брюшка большой синицы, отличающая
её от других видов этого же семейства, – это критерий
вида
Ответы: генетический кол. хром.
1) морфологический
2) биохимический
3) генетический
4) физиологический
Слайд 39Вопрос:
Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон ГУА на
транспортной РНК
и триплет в гене ДНК –
Ответы: т РНК Г
У А
и РНК Ц А У
ДНК Г Т А
1) ГУА
2) ГТА
3) ЦУТ
4) ЦТА
Слайд 40
Вопрос:
Оптическая система глаза образована
Ответы:
1) веками
2) стекловидным телом
3)
радужной оболочкой
4) роговицей
5) сетчаткой
6) хрусталиком
Слайд 41Рекомендуемая литература.
-Медников Б.М. Формы и уровни жизни
-
М.: Просвещение. 1994.
-Полянский Ю.И. Общая биология
10-11 кл. / Ю.И. Полянский, А. Д. Браун и др. – М.: Просвещение, 1990.
-Рувинский А.О. Общая биология 10-11 кл. / А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 1993.
-Справочник школьника 5-11 кл. Биология / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-Пресс, 2004.
-Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по биологии. Под ред. ФИПИ