Слайд 1Экономика природопользования
10 класс
Учитель биологии высшей категории:
Шестакова Елена Евгеньевна,
МОУ СОШ № 29 посёлка Мостовского,
Краснодарского края.
Слайд 2Глобальный экологический кризис.
Роденовский мыслитель.
Эпиграф.
Природа не признаёт шуток,
она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права; Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.
Слайд 3Проблемный вопрос
Что такое рациональное природопользование, в чём его смысл?
Слайд 4Развитие природы и общества в кризисах (построение графика)
Слайд 5Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
1 группа. Благодатные капли
дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара
они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.
Слайд 6Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
2 группа. К Новому
году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы
лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?
Слайд 7Первый закон Барри Коммонера
Всё связано со всем.
Человек обязан предвидеть
все возможные последствия своего вмешательства в природу.
Слайд 8Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
3 группа. Откуда берутся
нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они
скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?
Слайд 9Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
4 группа. 60 кг
макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит
200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.
Школа собрала за год 15т макулатуры.
Сколько деревьев сохранили школьники?
Слайд 10Второй закон Барри Коммонера
Всё должно куда-то деваться. Все химические элементы
и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты
веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании.
Слайд 11Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
5 группа.
Вы –
директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое
состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите.
1) Установите дополнительные фильтры.
2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование.
3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.
Слайд 12Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
6 группа. Главным источником
загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные
предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.
Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.
Слайд 13Третий закон Барри Коммонера
За всё надо платить. Ничего не даётся
даром.
Слайд 14Изучение основных законов природопользования. Работа в группах.
7 группа. 4 тыс
лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало;
а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?
Слайд 15Четвёртый закон Барри Коммонера
Природа знает лучше. Изымать биологические ресурсы из
экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла
сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.
Слайд 16Тест – анкета
«Природа. Человек. Общество».
1. Вы – редактор журнала
об охране природы. Какое название вы дали бы журналу.
А) Человек и природа.
Б) Природа и человек.
2. Что должно быть положено в основу природопользования.
А) Законы природы.
Б) Законы общества.
В) Человеческие потребности.
3. Почему нужно бережно относиться к природе.
А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней.
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека.
Слайд 17Тест – анкета
«Природа. Человек. Общество».
4. Согласны ли вы с
мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие
цивилизации.
А) Да.
Б) Нет.
5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса.
А) В несовершенстве производственных технологий.
Б) В слабости экономике.
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе).
Г) В научно – техническом прогрессе.
Слайд 18Анализ анкеты
1. А) 1 балл
Б) 2 балла
2. А)
3 балла
Б) 2 балла
В) 1 балл
3.
А) 2 балла
Б) 1 балл
4. А) 2 балла
Б) 1 балл
5. А) 2 балла
Б) 3 балла
В) 4 балла
Г) 1 балл
Обработка данных: от 12 до 13баллов: человек ясно представляет своё место в системе «Природа. Человек. Общество», уважает природу.
От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.
Слайд 19Вывод
Отношение к природе – это критерий культуры общества.
П.И. Чайковский
в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения
Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.
Слайд 20Домашнее задание
§ 33 -34
Подготовить сообщения по теме: «Роль
леса в художественном сознании русского народа, в экономике и культуре
России».