Слайд 1Тема урока:
Ферменты
Разработал:
Учитель биологии МОУ СОШ №5
Сафина И.Р.
Г.Пыть – Ях
2009
Мунипальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Слайд 2Функции белков
Строительная
Каталитическая,
или ферментативная
Слайд 3Защитная
Двигательная
Транспортная
Слайд 4Регуляторная - гормоны
Инсулин – регулирует содержание глюкозы в
крови
Энергетическая(1г белка- 17,6 кДж)
Слайд 5ВОПРОСЫ:
Каково происхождение слова «фермент» ?
Кем впервые были открыты ферменты?
Какими особенностями
обладают ферменты?
Свойства ферментов ?
Классификация ферментов.
Каков принцип действия ферментов?
Практическое значение
ферментов.
Исследование фермента - каталазы
Слайд 6 Русский физиолог И.П.Павлов
назвал ферменты «Носителями жизни».
Объясните справедливость этих
слов.
История открытия
Впервые ферменты были открыты русским химиком К.С.Кирхгофом в 1814
году.
Слайд 7От латинского «ферментум»
- закваска.
специальные белки,
присутствующие во всех
живых
клетках и играющие
роль биологических катализаторов.
Через их посредство реализуется
генетическая
информация и
осуществляются все процессы обмена
веществ и энергии в живых организмах.
Слайд 8
Они значительно эффективнее (в 1014 –
1015 раз) небиологических катализаторов.
Высокая специфичность их действия.
Особенности
ферментов:
Ферменты не капризны,
однако каждая ферментативная
реакция наиболее быстро
протекает при строго
определенном значении PH и t° C
Слайд 9
3.Ферменты – белки, при кипячении разрушаются и теряют свои ферментативные
свойства.
1. Ферменты – катализаторы и поэтому могут ускорять определенные процессы.
2.
Ферменты действуют на определенные
субстраты (вещества).
Свойства ферментов
Слайд 10Свойства пищеварительных
ферментов
Ферменты слюны действуют на
сложные углеводы, они
превращают
крахмал в глюкозу: крахмал
нерастворим,он не может
всасываться в кровь, а
глюкоза может.
Ферменты ротовой полости действуют в слабощелочной или нейтральной среде, ферменты желудка – в кислой, кишечные ферменты – в слабощелочной среде.
Ферменты слюны действуют на крахмал, ферменты желудочного сока – на белки, ферменты кишечного сока – на белки, жиры, углеводы. Они расщепляют эти вещества до продуктов, способных всосаться в кровь или лимфу.
Слайд 12Принцип действия ферментов
Фермент и субстрат должны подходить
друг к другу
«как ключ к замку»
Слайд 13Образование комплекса фермент - субстрат
Слайд 15Протеазы(расщепляют белки)
Папаин
.
Слайд 16
Фицин
Смывание желатина
с использованной
пленки для того,
чтобы извлечь
находящееся в нем
серебро
Трипсин
Пищевая - производство продуктов для
детского питания
Ренин
Сыроварение - свертывание молока
(получение сгустка казеина)
Слайд 192 часть – исследование
« Фермент - каталаза»
Цель:
Выяснить содержание
и роль ферментов в клетках.
Сравнить активность фермента в живых
и мертвых тканях растений и животных.
Обосновать значение фермента каталазы в клетках растений и животных.
Слайд 20Оборудование:
Свежий 3% раствор пероксида водорода, чашка Петри, пинцет, ткани растений
(кусочки сырого и вареного картофеля) и животных(кусочки сырой и вареной
печени), речной песок,ступка, пестик.
Слайд 21Ход работы
Теоретическая часть. Одна из важнейших функций белков –
каталитическая. Биологический катализатор (фермент) ускоряет все биохимические процессы в организме.
Вещество, на которое воздействует фермент называется субстратом. Структура молекулы фермента и субстрата должны точно соответствовать друг другу, этим объясняется специфичность действия ферментов. Каталитическая функция белка связана с его третичной структурой. Каталитической активностью обладает лишь определенный участок молекулы фермента называемый активным центром.
Под влиянием различных факторов изменяется структура молекулы белка, ее конфигурация и фермент могут терять свою активность. Примером влияния на биохимическом процессе в организме является фермент каталаза.
Слайд 22Ферменты содержатся в каждой животной и растительной клетках
Большая часть
ферментов связана с определенными клеточными структурами (ядро, цитоплазма, пластиды, лизосомы
и т. д.), где и осуществляется их функция. Каталаза содержится в микротельцах (пероксисомах). Эти тельца имеют овальную форму, зернистую структуру, находятся в цитоплазме.
Пероксисомы имеют размеры 0,3–1,5 мкм
и содержат внутри кристаллические ферменты
Слайд 23Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода (Н2О2) с образованием молекул
воды и кислорода.
Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль.
Она обезвреживает ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности. Активность фермента очень высока: при 0 °С – 1 молекула катализатора разлагает за 1 секунду до 40 000 молекул Н2О2.
Слайд 241 – речной песок
1.Приготовьте пять чашек Петри и пронумеруйте их
2. Поместите:
2 – сырая печень
3 – вареная печень
4 – сырой
картофель
5 – вареный картофель
Практическая часть:
Слайд 253.Капнуть на каждую пробу 1–2 капли пероксида водорода. Пронаблюдать что
происходит
4. Сравнить активность вареной и сырой растительной и животной
тканей.
5. Представьте результаты исследования, согласно пунктам:
- ответьте на вопросы?
- практическую часть оформите в виде таблицы №1.
Слайд 261. Что такое ферменты? Перечислите свойства ферментов.
2. В чем
выражается специфичность ферментов?
3. Что лежит в основе механизма взаимодействия
субстрата и фермента?
4. Какова роль фермента каталазы в клетках?
5.Чем обусловлено расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырой печени, сырого картофеля.
6.Какие уровни организации молекулы белка-фермента каталазы разрушаются при варке картофеля и печени в опыте и разрыв каких молекулярных связей привел к денатурации этого белка?
7.Почему расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками вареного картофеля и печени, а также в пробирке с песком не наблюдалось?
Слайд 28Сказ о дележе наследства
Умирал старый араб. Все его богатство состояло
из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и
объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю — одну девятую часть стада».
Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю – двух верблюдов.
Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд — старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».
Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты – это прежде всего катализаторы.