Слайд 1Гипотезы возникновения жизни
Урок биологии в 9 классе
Слайд 3Откуда на куске хлеба, мог взяться живой организм – плесневый
гриб мукор?
Плесень зародилась ниоткуда, или она развилась из спор,
которые всегда есть в воздухе? А откуда взялась жизнь на нашей планете Земля? С тех пор, как человек начал задаваться вопросом, как возникла жизнь, прошло не меньше двух тысячелетий, возникло множество гипотез и предположений о зарождении жизни. Этот вопрос до сих пор не решен в полной мере. А вам интересно было бы узнать, откуда взялась жизнь на нашей планете?
Итак, ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Слайд 4А что же такое жизнь? Что ассоциируется у вас с
этим понятием?
Жизнь – это
“питание, рост и одряхление” (Аристотель)
“стойкое единообразие процессов
при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)
“совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)
“химическая функция” (А. Лавуазье)
“сложный химический процесс” (И.П. Павлов)
“особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)
“способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)
Слайд 5Работа в группах (по изучению текста)
Задание: На основе анализа текста
раскрыть различия в подходах с религиозных и научных позиций.
Задание: Назовите
основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле?
Слайд 6 Таблица «Сравнительная характеристика основных гипотез происхождения жизни на Земле».
Слайд 7Закрепление
Коллективно критикуются все представленные гипотезы, решается проблема о том,
какая гипотеза нашла больше сторонников и наиболее приемлема. Выясняют, кто
же победил в вечном споре сторонники абиогенеза или биогенеза?
Слайд 8ТЕСТ (1 вариант)
1. Сущность абиогенеза состоит в:
а) происхождении живого
из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении
жизни из Космоса
Слайд 9
2. Опыты Луи Пастера доказали возможность:
а) самозарождения жизни;
б) появления
живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической
эволюции.
Слайд 10
3. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:
а)
радиоактивность;
б) наличие воды;
в) наличие источника энергии;
г) масса планеты.
Слайд 11
4.Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием:
1) постоянное самозарождение
2) теория
биохимической эволюции
3) панспермия
А) жизнь возникла в специфических условиях древней Земли в
результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам
Б) жизнь возникала и возникает неоднократно из неживого вещества, в частности, из земли в процессе гниения
В) появление жизни на Земле в результате переноса с других планет «зародышей жизни», например, спор микроорганизмов
Слайд 12Тест (2 вариант)
1.Сущность теории биогенеза состоит:
А. происхождения живого из
неживого.
Б. появлением живого только из живого.
В. сотворения мира богом.
Г.
занесения жизни из космоса
Слайд 13Тест (2 вариант)
2. Опыт Ф. Реди доказал:
А. самозарождение жизни.
Б.
появление живого только из живого.
В. Занесение семян жизни из
космоса.
Г. биохимической эволюцией
Слайд 14
3.Гипотеза панспермии подразумевает:
а) Божественное сотворение мира
б) космическое зарождение жизни
в) возникновение
жизни из коацерватов
г) стационарное состояние живого
Слайд 15
4.Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием:
1) креационизм
2) панспермия
3) стационарное состояние
А)
аминокислоты и сложные органические вещества, а, возможно, простейшие организмы распространены
во Вселенной и были занесены на Землю с кометным и метеоритным веществом
Б) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно
В) создание жизни Творцом – богом в определенное время
1.а
2.б
3.в
4.а
2 вариант
1.б
2.б
3.б
4. 3.1-В 2-А 3-Б
Слайд 17Домашнее задание
Изучить п. 8.1-8.2
Подготовить мини - сочинение «Мои взгляды
на происхождение жизни».
Составить синквейн
Слайд 18Рефлексия
Что тебе сегодня удалось, чем бы ты мог
поделиться со всеми?
Слайд 19Литература
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую
биологию и экологию. 9 кл. Рекомендовано МО РФ . 12-е
издание. М.: Дрофа, 2011 г. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Беляев Д.К. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред.Дымшица.- Москва, Просвещение, 2001 год
Энциклопедия для детей: Биология, М.: «Аванта + », 1994.
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text