Слайд 1«Жизнь – бесконечное познание!
Бери свой посох и иди»
Максимилиан Волошин
Тема:
Химический состав крови
интегрированный урок в 8 классе химия +
биология
Авторы-составители:
Л. Э. Беленкова, учитель биологии и географии,
О. Н. Фурман, учитель химии и физики
МКОУ «Святославская СОШ»
Слайд 3Химический состав крови
NaCl
CaCl2
MgCl2
KCl
Слайд 4Цель:
Изучение химического состава крови
Слайд 6Задачи:
Познакомиться с основными компонентами состава крови ;
Рассмотреть роль химических соединений
(солей) в жизнедеятельности живых организмов.
Слайд 7кровь - соединительная ткань
Слайд 8 Я алою бываю, По венам сделав путь. Сердце биться
заставляю, И некогда мне отдохнуть!
Кровь
Слайд 9У кого из этих животных впервые в процессе эволюции появилась
кровеносная система?
Слайд 10Тип Кольчатые черви, или Кольчецы
Слайд 12Кровь - это жидкость, циркулирующая в кровенносной системе, относится к
соединительной ткани
Слайд 14ЭРИТРОЦИТЫ
Основная задача эритроцитов – транспортировка газа кислорода в ткани и
доставка из тканей углекислого газа. Это возможно благодаря белку гемоглобину
(красного цвета), которым буквально забита вся цитоплазма эритроцита.
Слайд 15ТРОМБОЦИТЫ
Тромбоциты (кровяные пластинки) самые мелкие форменные элементы крови, но очень
важные: они обеспечивают образование тромбов и защиту организма от кровопотерь.
Слайд 16ЛЕЙКОЦИТЫ
ЛИМФОЦИТЫ
ФАГОЦИТЫ
Б - клетки
Т - клетки
Антитела
Особые вещества
соединяются с бактериями и делают
их беззащитными против фагоцитов
вызывают гибель бактерий и вирусов
Фагоцитоз
Слайд 17Состав плазмы крови
Белки – 6-8%
Органические и минеральные соединения – 1,5-4%
Слайд 18 Основные химические элементы: калий, натрий,магний, кальций и хлор — входят
в состав плазмы крови, участвуют в обмене веществ и обеспечивают
постоянство внутренней среды организма — гомеостаз.
Натрий Магний
Калий Кальций
,
Слайд 19Основные химические элементы входят в состав плазмы в виде хлоридов
I
I I I
NaCl KCl
Хлорид натрия
Хлорид калия
II I II I
СaCl2 MgCl2
Хлорид кальция Хлорид магния
Слайд 20Лабораторный эксперимент
AgNO3
AgCl
Уравнение реакций:
1)AgNO3 + NaCl
AgCl + NaNO3
AgCl
2)AgNO3 + KCl
AgCl
+ KNO3
AgCl
AgCl
3)2AgNO3 +
4) 2AgNO3 +
2AgCl + Ca(NO3)2
2AgCl
+ Mg(NO3)2
MgCl2
CaCl2
Слайд 21Внутренняя среда
Кровь лимфа тканевая
жидкость
Слайд 22Гомеостаз
от (греч."гомеос" – одинаковый, "стасис" – установившийся) –
относительное постоянство внутренней среды организма.
Слайд 23 Наука, изучающая кровь называется – гематология,
от двух греческих слов
"гемо" – кровь,
"логос" – наука, учение
Слайд 24 белок – Гемоглобин, который и окрашивает кровь в
красный цвет.
Гемо – железосодержащий – это сложное органическое вещество, в
состав которого входит Fe(III) и Fe(II)
Слайд 26Железо
Применение: Важнейшие конструкционные материалы для всех областей техники
Железоуглеродистые сплавы
(чугун, сталь, ферросплавы)
Состав: Fe, C, Р, S, Mn, Si, N,
Cr, Ni, Mo, W, V, Ti, Со, Cu и др.
Применение: Конструкционные материалы для всех областей техники, технологии, хозяйства, машины, инструмент
Слайд 27Какова роль железа в жизни человека?
Биохимики открыли важную роль железа
в жизни животных и человека:
Железо обусловливает красную окраску гемоглобина,
от которого зависит цвет крови человека и животных.
В организме взрослого человека содержится
3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина.
Основная роль гемоглобина – перенос кислорода O2 из легких к тканям,
а в обратном направлении – углекислого газа CO2.
Слайд 28
Какова роль железа в жизни человека?
От наличия железа в крови
румянятся щеки человека.
Слайд 29
Какова роль железа в жизни человека?
В организм железо поступает вместе
с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки
кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe(III) превращается в Fe(II). Если человек плохо пережевывает пищу, Fe(III) не превращается в Fe(II) и остается недоступным.
На усвоение влияет и состав пищи.
Витамин С и фруктоза способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения.
У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие (анемия)
Слайд 30Качественные реакции на Fe (III) и Fe (II)
1. С целью обнаружения в веществе Fe(III) (в
растворе ) пользуются желтой кровяной солью,
которая в присутствии Fe(III) дает синее вещество – берлинскую лазурь.
2. Качественная реакция на Fe ( II) ( в растворе) - реакция с красной кровяной солью, при этом получается турнбулева синь.
Слайд 31Качественная реакция на Fe(III)
Другая реакция обнаружения
в веществе Fe(III) ( в растворе) – это взаимодействие с
роданидом калия (KNCS), раствор окрашивается в интенсивно-красный цвет
Слайд 34 Раствор соли NaCl имеет определенную концентрацию
(W (NaCl) = 0,9
%) и используется для приготовления физиологических растворов для вливания его
при потерях крови.
Потому что концентрация солей в клетке равна концентрации солей в плазме, что соответствует раствору 0,9% NaCl.
Слайд 35Задача
Сколько граммов соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора
?
Слайд 37Задача:
Суточная норма калия равна 3,5 г.
В 50 граммах кураги
содержится 1,017 г. калия. Сколько граммов кураги надо съесть, чтобы
получить суточную норму калия?
Ответ: масса кураги равна 172 г.
Слайд 40Внимание, вопрос: Попробуйте объяснить, почему врачи - диетологи не рекомендуют
пить газированные напитки, особенно цветные, и даже, на наш взгляд,
безвредную минеральную воду?
Верный ответ: Потому что, при попадании в кровь этих напитков углекислый газ связывается с кальцием и образуется карбонат кальция CaCO3↓ в виде осадка, что приводит к выведению кальция из костей, накоплению солей кальция в суставах, образованию наростов в костных тканях, разрушению костей
Слайд 41
Используемая литература и источники
Глинка, Н. Л. Общая химия / [Текст]
Н. Л. Глинка. Методическое пособие. Москва «Просвещение». – 2005.
Тур,
А. Ф. , Шабалов, Н. П. Кровь здоровых детей разных возрастов/ [Текст] А. Ф. Тур. Л. : Медицина. - 1970. - с. 111-136.
Физиология системы крови. / Под ред. В. Н. Черниговского и др. Л. : Наука. - 1968. - с. 77-154.
Хрипкова, А. Г. , Антропова, М. В. , Фарбер, Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена / [Текст] А. Г. Хрипкова, Д. А. Фарбер, М. В. Антропова . М. : Просвещение. - 1990. - с. 77-79.
Интегрированный урок по химии и биологии «Химия крови» httphttp://festival.1september.ru/articles/608104 . Загл с экрана.
Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Кровь. http://festival.1september.ru/articles/530454 . Загл. с экрана.