Слайд 1Кейс – технологии на уроках биологии
Нечаева В.В., учитель биологии
МКОУ
Большетарельская ООШ
Слайд 2Кейс-технологии
(разновидность проектной деятельности ) «Родиной» кейс-метода считают Школу бизнеса Гарвардского
университета (США). Впервые кейс-метод был использован в 1924 году. Достоинства
кейса как особой учебной технологии были хорошо известны преподавателям экономических дисциплин ещё в СССР. Однако применять его в качестве полноценной альтернативы традиционной организации обучения в нашей стране стали только в 1980-е.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Слайд 3В кейс-технологии производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно
отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный
комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Слайд 4Цели и области применения кейс-технологии:
-закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях
(после теоретического курса);
-отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление
учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе занятий, в процессе основного курса подготовки);
-отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
-экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Слайд 5Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы:
-первая фаза представляет
собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для
его анализа. (она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы, так и для групповых форм).
-вторая фаза включает в себя деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой , оценивает работу учащихся.
-
Слайд 6Кейс - технология развивает компетентностные качества личности:
аналитические умения,
практические умения,
творческие умения,
коммуникативные умения,
социальные умения.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий,
аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Слайд 7К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
-метод инцидента;
-метод разбора деловой корреспонденции;
-метод
ситуационного анализа.
Слайд 8Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит
информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации
в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Слайд 9Метод разбора деловой корреспонденции.
Ученики получают от учителя папки с описанием
ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно
включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Слайд 10Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально
исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации
и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Слайд 11 ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ
-
анализировать информацию,
- сортировать ее для решения
заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
-
генерировать альтернативные
пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий
Слайд 12Материалы для создания
кейса
Проблемные реальные
ситуации
Интересные исторические
факты
Литературные источники
СТРУКТУРА КЕЙСА
-Название кейса (краткое, запоминающееся)
-Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).
-Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).
-Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).
-Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).
-Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить
-Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)
Слайд 14Виды
представления
кейса
печатный
мультимедиа
видео
Слайд 162. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит
вовлечение учащихся в живое
обсуждение реальной
профессиональной
ситуации.
• Введение в ситуацию.
• Описание ситуации.
• Информационный материал.
• Глоссарий.
1.
Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию,дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи
урока
Слайд 173. Основной (аналитический) этап.
• Вступительное слово учителя;
• распределение учащихся по
группам (4-5 человек в
каждой);
• организация работы групп: краткое изложение
членами групп
прочитанных материалов и их
обсуждение; выявление проблемных моментов;
определение докладчиков.
• первый раунд дискуссии – обсуждение
проблемных моментов в малых группах,
поиск аргументов и решений.
• второй раунд дискуссии - представление
результатов анализа, общегрупповая
дискуссия, подведение итогов дискуссии
и найденных решений.
Слайд 184. Итоговый этап.
• Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут
узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
• обобщающее выступление
учителя – анализ ситуации;
• оценивание учителем учащихся.
Слайд 19Примеры кейс-заданий с интернет-ресурсов
Слайд 20
Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.
Долго шел
путник в поисках пищи и воды. Добравшись до ближайшей деревни,
обессиленный, он упал, потеряв сознание. Местные знахари ввели в его кровь молоко. Но путник не ожил, а тотчас скончался.
Почему?
Правильно ли поступили местные знахари?
Слайд 21Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.
В старших
классах Денис увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы. Занятия
потребовали работы с дополнительной литературой, которую Денис постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель.
Однажды на занятиях физкультурой Денис пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых и порекомендовал мальчику обратиться к врачу.
Почему?
Какой диагноз поставил врач?
Что стало причиной такого заболевания?
Слайд 22Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.
Мария Ивановна,
побывав на приеме у врача, возмутилась:
- У меня больные почки!
А врач порекомендовал мне вылечить гнилые зубы и ангину!
Прав ли лечащий врач Марии Ивановны?
О чем говорят такие рекомендации?
Слайд 23 Кейс – задание по биологии для учащихся 8
класса.
«Пищеварение в ротовой полости»
Миша
плотно поел перед кроссом, надеясь, что пища вооружит его необходимой энергией для бега. Однако вместо этого ему пришлось сойти с дистанции, так как началась рвота.
Почему?.
Кейс -задания по биологии. «Фотосинтез. Дыхание» 6 класс
Одна богатая дама, узнав
о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.
Задания
Прокомментируйте ситуацию.
Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него?
Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?
Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения?
Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании?
Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания.
Слайд 25Кейс-задания по биологии. «Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс.
Лев Толстой с
ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И.
П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.
Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?
Задания:
Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла?
Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?
Чем полезно закаливание?
Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?
Слайд 26Интернет-ресурсы:
https://multiurok.ru/
http://irinkakartinka.rusedu.net
https://educontest.net/ru