Слайд 1ТЕМА: «Класс рыб»
Автор
Самойленко Э.А.,
учитель биологии.
МОУ СОШ № 14 п
г т. Ильский Северского р-на
Слайд 2Цель урока:
Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью
в водной среде;
Формирование знаний о классификации рыб, развивать умение наблюдать
за живыми животными.
Слайд 3
КЛАССЫ РЫБ. Насчитывается около 30 тыс. в. Рыбы — это
первичноводные животные, у которых хотя бы на ранних стадиях развития
образуется хорда. У них есть внутренний скелет из кости или хряща, есть челюсти. Дышат они с помощью жабр. Современные рыбы подразделяются на два самостоятельных класса, родства между которыми не больше, чем между млекопитающими и птицами.
1 класс: Хрящевые рыбы
2 класс: Костные рыбы
Слайд 4
КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ
Это акулы и скаты, а также брадиодонты
и химеры. Скелет состоит из хряща, костная ткань отсутствует. Кожа покрыта
«кожными зубами». Есть челюсти, они вооружены зубами. По бокам головы 5–7 жаберных щелей (у акул — открытых, а у химер — прикрытых).
Слайд 5
КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ
Это первичноводные животные, у которых есть
внутренний скелет и челюсти. Дышат они с помощью жабр. Скелет
состоит, как правило, из кости. Кожа покрыта тонкими налегающими, как черепица, одна на другую костными чешуйками.
Есть челюсти, они обычно вооружены зубами. Жабры покрыты подвижными жаберными крышками. У хрящевых ганоидов (например, осетровых) скелет из хряща, а тело покрыто отдельными «бляшками» из кости.
Слайд 7Но, приспосабливая форму тела к какому-либо особому образу жизни, естественный
отбор создал много рыб причудливой формы.
Слайд 9
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ — ПАРНЫЕ ПЛАВНИКИ
Парные плавники прикреплены
к телу подвижно, поэтому могут не только раскрываться и закрываться,
но и совершать разнообразные движения. Они могут направлять тело вбок, вверх и вниз и тормозить. В зависимости от образа жизни форма их может быть очень разнообразной, но обычно она связана со скоростью плавания.
Слайд 10
ОРГАНЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ — СПИННОЙ И АНАЛЬНЫЙ ПЛАВНИКИ
Эти
плавники работают как киль корабля, препятствуя заваливанию тела на бок.
Они могут подниматься и опускаться, меняя свое сопротивление воде. В связи с разным образом жизни у разных видов рыб спинные плавники приобрели разную форму.
Слайд 11
БОКОВАЯ ЛИНИЯ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Вдоль бока рыбы проходит линия
отверстий, соединенных каналом. С помощью этой боковой линии рыба чувствует
колебания воды. Некоторые рыбы, как мормир, способны создавать вокруг себя электрическое поле и чувствовать его изменения от окружающих предметов.
Слайд 12Органы чувств
СЛУХ И ОБОНЯНИЕ: Пара отверстий — ноздрей — открывается
в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния. Органы
слуха снаружи не видны, они расположены в костях черепа.
ВКУС И ОСЯЗАНИЕ :
Вкусовые и осязательные клетки разбросаны по всему телу рыбы. Особенно их много на усиках — выростах на губах и подбородке, имеющихся у некоторых рыб, например у сомов
Слайд 13СКЕЛЕТ ОКУНЯ Скелет рыбы состоит из большого числа костей.
Его основу составляет гибкий и упругий позвоночник. Череп защищает головной
мозг и органы головы, а также образует твердую основу челюстей.
Слайд 16У двоякодышащих рыб помимо жабр есть легкие.
Ими они дышат,
когда в воде мало кислорода.
Слайд 18Нервная система
Строение нервной системы:
Головной мозг рыб:
Слайд 19Хозяйственное значение рыб
1. Рыба – ценный пищевой продукт.
2. Рыбий жир
– источник витамина Д.
3. Плавники, плавательный пузырь осетровых служат производными
клея.
4. Но есть ядовитые рыбы.
5.Некоторые рыбы – промежуточные хозяева паразитических червей.
6. Есть рыбы – нападающие на человека (акулы, мурены, пираньи и тд.)