Слайд 1Формы организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности .
М.Ю.Лихачёва,
учитель биологии
МКОУ ШР «СОШ № 7»
Слайд 2
«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…
…переход к стратегии социального
проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»
Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения
Слайд 3Занятия до ФГОС ООО второго поколения
Слайд 4ФГОС ООО второго поколения предполагает
Слайд 6Урок «сегодня»
(Проектные и исследовательские технологии)
Участники проекта договариваются друг с другом
о форме обучения;
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее
до сведения всех;
Участники проекта организуют себя на дело;
Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
Участники проекта вступают в дискуссию
Слайд 7Формы проектной
деятельности:
Индивидуальный проект
Проект на уроке
и внеурочной деятельности
Проектная задача
на уроке
и внеурочной деятельности
Слайд 8Цель проектного обучения -
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для
решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное и проектное мышление.
Слайд 9
форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и
действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели
поставленной цели – решения конкретной проблемы,
проблемы, значимой для обучающихся
оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект-это
Слайд 10Виды проектов по комплексности и характеру контактов
Монопроекты
Межпредметные пректы
Слайд 11Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся
информационный
исследовательский
творческий
практико-ориентированный
игровой (ролевой)
технологический
Слайд 12Виды проектов по продолжительности
Минипроект
(1 урок)
Краткосрочный(4-6 уроков)
Недельный
(30-40 часов)
годичный
Слайд 13
анализ актуальности проводимого исследования (проблемы);
целеполагание, формулировка задач, которые следует
решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение
последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
представление результатов.
Структура проекта :
Слайд 14
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Правило 5 «П»:
Слайд 15
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
Результатом (продуктом) проектной деятельности может
быть любая из следующих работ:
Слайд 16
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Слайд 17
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному
проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Мультимедийный
продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,газета, видеофильм, статья, проведение мероприятия. электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Слайд 18Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо
понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание
состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Слайд 19Проектная задача как форма проектной деятельности
Слайд 20
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы,
заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком
- сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели .
Слайд 21
Проектная задача -это
– задача, в которой через систему или набор
заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не
существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение ребенка.
А.Б.Воронцов
Слайд 22
Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны
быть выполнены группой детей.
Количество заданий в проектной задаче –
это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Слайд 23
возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую
для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт;
носит
групповой характер.
Педагогические эффекты:
Слайд 24
Проектная зачача дает обучающимся:
Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой;
Учит
способу проектирования через специальные задания;
Формирует умение вычленять требуемую информацию;
Учит находить
оптимальный способ решения задачи.
Слайд 25
Продолжитель-ность решения проектной задачи:
1 урок (15-30 минут)
2 урока
Продолжительное время (несколько
часов), решение задачи выносится во внеурочную деятельность
Чем больше времени требует
решение задачи, тем объемнее должна быть система задний и больше справочного материала.
Слайд 26Типы
проектных задач:
предметные
межпредметные
разновозрастные
одновозрастные
Слайд 27Структура проектной задачи:
Описание ситуации, содержащей проблему
В описанной ситуации скрыта формулировка
цели деятельности
Задание или система заданий
Описание конечного «продукта»
Решение задачи направлено на
создание «продукта»/ «продуктов»
Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
Справочный материал к проектной задаче.
Слайд 28
Система заданий - это шаги, которые помогают получить результат.
Справочный материал - информация,
в которой дети могут найти необходимые данные (информация избыточна, нужную
информацию надо выделить).
Слайд 29Критерии проектной задачи:
Детям должно быть интересно, любопытно!
Дается описание ситуации (житейской,
вымышленной, фантастической...).
В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.
Четко описан
продукт.
Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт.
К результату направляет задание или система заданий.
Результат решения используется для создания продукта.
Слайд 30
Итог решения проектной задачи :
Реальный «продукт»
(текст, схема, результат анализа
ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Слайд 31Отличие проектной задачи от проекта
Для решения проектной задачи школьникам предлагаются
все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы)
заданий и требуемых для их выполнения данных.
При выполнении проекта обучающиеся
сами определяют весь набор необходимых средств
Слайд 33
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные
карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям
предъявления выполненных «продуктов».
Слайд 34Литература:
Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б. Воронцова.
– М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго
поколения).
http:// kopilkaurokov.ru
http://uchitelya.com