Слайд 1Учебное занятие по биологии
«Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
10 класс
Разработала: учитель биологии
и химии
Кузнецова Альфреда Накиповна
Новоаганск, 2016 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная
средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Слайд 2Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель для учителя: создать комфортную
образовательную среду для усвоения нового материла посредством организации частично-поисковой деятельности
учащихся с использованием методов эмоциональной драматургии, проблемного обучения и игровых методов.
Тема: Онтогенез человека.
Репродуктивное здоровье.
Слайд 3- расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «критические периоды
онтогенеза», «факторы, влияющие на онтогенез», посредством сопоставления теоретических знаний учащихся
и жизненных ситуаций;
- развивать умения слушать, анализировать, задавать вопросы, составлять краткое устное сообщение, отстаивать свое мнение, совершенствовать навыки работы с учебником и дополнительными источниками информации, закрепить умение устанавливать связь между теоретическими гигиеническими знаниями и жизненной практикой;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, формировать сознательную потребность в здоровом образе жизни; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
Задачи урока
Слайд 4Оборудование для педагога:
учебник: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11
классы»: И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова;
медиапроектор, ноутбук.
Оборудование для учащихся:
учебник биологии, рабочая тетрадь, информационные карточки для работы в группе и в паре.
Слайд 5I. Организационный момент – 1 мин.
II.Мотивация и целеполагание –
7 мин.
III. Изучение нового материала и организация
работы учащихся по его осмыслению и
усвоению – 19 мин.
IV. Физкультминутка -2 мин
V. Первичное закрепление нового материала и
организация работы по выработке у учащихся
умений и навыков - 8 мин
VI. Итог урока, рефлексия -2 мин
VII. Домашнее задание – 1 мин.
Этапы урока
Слайд 6Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
1) взаимное приветствие;
2) организация
самопроверки готовности к работе
учащихся;
3) организация внимания.
Здравствуйте,
ребята!
Проверьте свою готовность к уроку: наличие учебников, 3-х карточек на каждой парте.
Успех нашей работы зависит от нашей организованности и внимательности.
I. Организационный момент.
Слайд 7Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся и подвести к выработки на
личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.
Определение личной значимости через
ознакомление с результатами анкетирования, определение темы урока.
Целеполагание и знакомство с методами и формами работы.
Учитель. Вспомните! На какой вопрос анкеты вы ответили в конце прошлого урока? Сколько детей вы мечтаете иметь в будущем?
Познакомимся с результатами этого анкетирования:
II. Мотивация и целеполагание.
В вашем классе планируют иметь: 55 % - 2-х детей , 27% - 3-х детей, 14% - 1-го ребенка , 4% - более 3-х.
Слайд 8Учитель. Меня радует, что вы связываете свою будущую жизнь с
рождением детей. Какое отношение это имеет к уроку биологии? Думаю,
сейчас догадаетесь.
- Какой биологический процесс отражен на изображениях? - - Какой биологический термин нужно использовать?
Ответы учащихся: развитие человека, онтогенез человека.
- Рождение ребенка – это великое чудо природы, счастье родителей! Желаю каждому из вас в будущем быть счастливым родителем !
Слайд 9- Без здоровья быть счастливым очень трудно, а иногда и
невозможно (не детям, не их родителям). А иногда складывается так
!
Данные заболевания последствия нарушения внутриутробного развития, а синдром Дауна- наследственное заболевание. Здоровье, позволяющее воспроизвести здоровое потомство называется
репродуктивным.
Слайд 10- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Самовывод темы).
Онтогенез человека.
Репродуктивное здоровье.
Запишите в тетрадь.
Определим, какой частью информации по данной теме вы уже владеете, а что нужно изучить дополнительно.
Работая в парах, выполите задание игры «Дальше, дальше…»: за 3 мин нужно успеть отметить знаком «минус» вопросы, на которые , вы не можете ответить сразу, а знаком «±»вопросы, на которые можете дать частичный ответ (карточки).
Слайд 11Учитель. Итак, какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного изучения?
(подведение итогов работы в паре, фронтальная беседа).
Ответы учащихся:
- Из
каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
- Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
- Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
- Какие 9-ть факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
- Как влияет на здоровье будущего ребенка образ жизни отца?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить
репродуктивное здоровье?
Слайд 12Учитель. Ответить на первые вопросы вам помогут сообщения одноклассников, а
остальные ответы вы найдете, работая с текстом и рисунками параграфа,
и в группах , анализируя материал информационных карточек.
Итак, какая цель стоит сегодня перед вами?
Слайд 13Цель: сформировать представление об особенностях
этапов онтогенеза человека, критических
периодов развития; факторах, влияющих на
внутриутробное развитие на деятельностной
основе; формировать коммуникативную
компетенцию в условиях групповой работы.
План работы на данном этапе:
-сообщения учащихся, сопровождающиеся показом мультимедийной презентации;
- самостоятельная работа в группе;
- поэтапное отслеживание уровня усвоения, только что изученного материала, его повторение, рефлексия.
III. Изучение нового материала и
организация работы учащихся по его
осмыслению и усвоению.
Слайд 14Учитель. Выслушайте сообщения и определите, из каких этапов состоит онтогенез
человека, в чём состоит его особенность, продолжите схему (устно):
Слайд 15Сообщение учащегося «Особенности этапов эмбрионального развития человека»
Слайд 16Сообщение учащегося «Постэмбриональное развитие человека»
Слайд 17Учитель (фронтальная беседа с опорой на слайды).
- Как вы продолжите
схему «Онтогенез человека»?
Как ответите на следующие вопросы:
-В чём состоит
особенность каждого этапа?
Ответы учащихся.
Вывод. В онтогенезе сохраняются общие закономерности развития и стадии, характерные для позвоночных животных; особенности онтогенеза, обусловлены биосоциальной природой человека.
(Названия этапов эмбриогенеза появляются на данных слайдах, после ответов учащихся).
Слайд 18Учитель. Выслушайте следующее сообщение и определите, какие периоды развития человека
являются критическими, заполните пропуски в тексте карточки (письменно, индивидуально).
Сообщение учащегося
«Критические периоды
онтогенеза человека »
Слайд 19Учитель.
- Проверьте правильность и полноту выполнения задания, сопоставив свои ответы
с образцом на слайде.
- Поднимите руки, кто выполнил задания полностью
правильно.
Вывод. Критические периоды развития человека совпадают со временем наиболее интенсивного роста и дифференцировки тканей и органов.
Слайд 20Учитель. Вы изучили особенности основных этапов онтогенеза человека, теперь вам
предстоит установить, какие факторы среды влияют на онтогенез человека.
Просматривая текст
на с.133- 134, быстро найдите ключевые слова и составьте письменно схему «Влияние факторов среды на онтогенез» (совершенствование навыков работы с учебником: формирование навыка «скорочтения», фронтальная работа с учебником).
Слайд 21Учитель:
- Итак, какие факторы среды влияют на онтогенез человека?
- Мы
нашли пять факторов среды, а предложенная схема должна содержать девять.
-
Найти оставшиеся факторы предлагаю, работая в группах по 4-5 человек.
Слайд 22Учитель.
-Ребята, приготовьте рабочее место для работы в группе, у нас
должно получиться 7 групп.
Для этого разверните и составьте парты попарно,
выберите группы, в случае необходимости поменяйтесь местами.
IV. Физкультминутка.
Слайд 23Учитель. Цель вашей самостоятельной работы в группе: установить, какие дополнительные
факторы среды и как влияют на онтогенез человека, совершенствовать умение
выделять главное, работать с дополнительной информацией, задавать вопросы, участвовать в диалоге и полилоге, завершить схему.
В достижении цели поможет алгоритм работы:
Алгоритм работы
1. Изучите дополнительный материал (2 мин).
2. Выделите ключевые понятия (1 мин).
3. На какой вопрос отвечает данный текст? (1 мин)
4. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос (1 мин).
5. Обсудите в группе свои ответы и продолжите
схему (2 мин).
Самостоятельная работа в группе (7 мин).
Информационные карточки (Приложение)
Слайд 24Учитель. Выслушаем отчет каждой группы.
-Какие факторы среды и как
влияют на эмбриогенез человека ?
Ответы представителей групп: влияние стресса,
радиации, питания, физической нагрузки, употребления слабоалкогольных напитков на внутриутробное развитие
- Влияет ли образ жизни отца на эмбриогенез ребенка?
Обоснуете свое мнение.
Ответ группы.
Проверьте правильность и полноту выполнения задания, сопоставив свои схемы со схемой на слайде (самоконтроль).
Слайд 25Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне
применения в измененной ситуации, сформировать эмоционально-ценностное отношение к жизни, здоровью
будущих детей и своему репродуктивному здоровью.
- составление «Кодекса родителей»
- игра «Верю или нет» (проблемные вопросы)
- фронтальная работа с иллюстрацией учебника.
- обсуждение стихотворения , высказывания И.В.
Гёте
V. Первичное закрепление знаний и способов действий.
Слайд 26Учитель. На слайде «Кодекс долгожителя», составленный И. И. Мечниковым.
- Какие
пункты, на ваш взгляд необходимо внести, чтобы получить «Кодекс родителей»?
Ответы
учащихся: ограничить прием лекарств, контакты с больными и т.д.
Пункты во 2-ом столбике появляются после ответов учащихся.
Слайд 27Учитель. Предлагаю вам сыграть в игру «Верю или нет». Ваша
задача применить теоретические знания, полученные в ходе урока к жизненным
ситуациям.
- Как относитесь к данным утверждениям?
Обоснуйте свое мнение.
Слайд 28Работа по учебнику с диаграммой.
Учитель. Изучите диаграмму рис.66 на с.134.и
ответьте на вопросы:
-У всех пьющих матерей рождаются дети с
пороками развития?
- Могут ли возникнуть пороки развития у плода непьющих родителей? Почему?
Ответы учащихся: у 26 % сильно пьющих матерей рождаются дети без явных пороков развития и у 2 % непьющих такие пороки могут появиться.
Вывод: степень воздействия факторов зависит от особенностей и состояния женского организма, на момент беременности, характера диеты, сопутствующих вредных привычек, генотипа плода, срока беременности.
Слайд 29Вывод по работе с диаграммой.
Учитель:«Мы живем среди природы, мы друзья
ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам
не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти».
И.В. Гёте
Вы будете создавать и контролировать пускай не все, но многие из условий развития вашего будущего ребенка. Есть то, на что вы влияете и что решаете вы. И никто другой! Каждый должен дать шанс своему ребенку родиться здоровым!
Здоровый образ жизни позволяет сохранить свое репродуктивное здоровье и здоровье последующих поколений.
Слайд 30Учитель. Послушайте стихотворение.
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего
дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не
отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит
Окажется ученым иль поэтом,
И целый мир о нем заговорит.
Автор неизвестен
-О каком факторе женского репродуктивного здоровья идет речь?
Ответ учащихся
- Каковы причины аборта? Как вы к нему относитесь?
Слайд 31Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, мобилизовать учащихся
на рефлексию своей деятельности.
Учитель. Итак, наш урок подходит к
концу! Подведем итоги. Вернитесь к вопросам игры «Дальше, дальше…». Есть ли вопросы, на которые вы не нашли ответов?
Вы хорошо потрудились! Молодцы!
Поставьте знак «+»,если вы согласны с утверждением.
Самооценка учащихся.
VI. Подведение итогов урока.
- Поднимите руки ,кто оценил свою работу, как отличную.
Молодцы! Спасибо за работу!
Слайд 32Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
К
следующему уроку обязательное задание:
ответить устно на вопросы 1-5 к §
3.9.
Сегодня мы не затронули некоторые важные вопросы, поэтому дополнительно можно изучить материал:
Вопросы продолжительности жизни: http://bioenc.ru/8razmnozhenie/304-postembrionalnyj-period.
Влияние ранней половой жизни на репродуктивное здоровье подростков: httphttp://http://topchiyhttp://topchiy.http://topchiy.comhttp://topchiy.com.http://topchiy.com.uahttp://topchiy.com.ua/http://topchiy.com.ua/taghttp://topchiy.com.ua/tag/http://topchiy.com.ua/tag/reproduktivnoehttp://topchiy.com.ua/tag/reproduktivnoe-http://topchiy.com.ua/tag/reproduktivnoe-zdorovehttp://topchiy.com.ua/tag/reproduktivnoe-zdorove/.
VII. Домашнее задание.
Слайд 33 Урок биологии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу
с использованием учебно-методического комплекса И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова.
Это
восьмой урок из двадцати в разделе «Организм». Урок был проведен в 10 классе. Особенностью данного классного коллектива является то, что он образован в результате объединения двух классов. Учащиеся имеют разный уровень общего развития, базовых знаний, учебных умений и навыков. 5 человек– дети, с низким уровнем развития: речь развита слабо, скорость чтения низкая, не умеют обобщать и делать выводы. Они нуждаются в индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Некоторые имеют заниженную самооценку, повышенную тревожность и боятся выходить к доске. Большинство класса имеют средний уровень сформированности ЗУН по предмету, а 6 учащихся высокий уровень. Поэтому при планировании урока учитывались индивидуально-психологические особенности учащихся и особенность учебного материала.
Самоанализ урока
Слайд 34Тип урока: урок усвоения нового материала.
Тема: «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Цель
для учителя: создать комфортную образовательную среду для усвоения нового материла
посредством организации частично-поисковой деятельности учащихся с использованием методов эмоциональной драматургии, проблемного обучения и игровых методов.
К данному уроку ставились следующие задачи:
Обучающие: расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «особенности онтогенеза человека», «критические периоды онтогенеза», «факторы, влияющие на онтогенез»; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
Развивающие: развивать умения слушать, анализировать, задавать вопросы, составлять краткое устное сообщение, отстаивать свое мнение, совершенствовать навыки работы с учебником и дополнительными источниками информации, закрепить умение устанавливать связь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, формировать сознательную потребность в здоровом образе жизни.
Слайд 35Оборудование:
электронное сопровождение к уроку, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник:
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»: И.В. Сивоглазов, И.Б.
Агафонова, Е.Т. Захарова, дидактические и информационные карточки для работы в паре и в группе.
Подготовка урока
Уроку предшествует:
1. Анкетирование на предыдущем уроке
«Моя будущая семья» (Сколько детей я мечтаю иметь в будущем?»
2. Индивидуальное опережающее домашнее задание для учащихся продвинутого уровня (подготовка устных сообщений).
Слайд 36Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.
Этапы урока
I.
Организационный момент – 1 мин.
II. Мотивация и целеполагание – 7
мин.
III. Изучение нового материала и организация работы учащихся
по его осмыслению и усвоению – 19 мин.
IV. Физкультминутка -2 мин
V. Первичное закрепление нового материала и организация
работы по выработке у учащихся умений и навыков - 8 мин
VI. Итог урока, рефлексия -2 мин
VII. Домашнее задание – 1 мин.
Перечисленные компоненты структуры урока взаимодействовали между собой и переходили друг в друга.
Слайд 37 При проведении урока ориентировалась на принципы обучения:
Принцип создания необходимых
условий для обучения.
Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач
образования и общего развития учащегося.
Принцип наглядности обучения.
Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.
Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия учащихся всех уровней развития данного класса, привлечены дети для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.
Слайд 38Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой
ритм каждого ученика.
На этапе мотивации и целеполагания, целью которого было
актуализация субъектного опыта учащихся и выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности, использовала метод эмоциональной драматургии: сначала определена личная значимость темы через ознакомление с результатами анкетирования, затем создана ситуация эмоционального контраста и учащиеся подведены к определению темы урока. Игра «Дальше, дальше..» и знакомство с методами и формами предстоящей работы позволили актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания и способы действий) и подвели их к выработки целей урока. Кроме того, работа в паре требовала от учащихся умения прислушиваться друг к другу, создала условия для развития сотрудничества.
Слайд 39На этапе изучения нового материала максимально использовалась самостоятельность учащихся всех
уровней развития. Учащиеся продвинутого уровня выступали с сообщениями, что способствовало
формированию у них умения самостоятельно пользоваться учебной литературой, составлять краткое устное сообщение, воспитанию убеждённости в знаниях, уверенности в своих силах, формированию потребности заниматься учебной деятельностью. Все учащиеся выделяли главное из устной информации, затем из письменной информации, составляли схему, приводили примеры и делали выводы. Учащиеся работали с различными источники информации: мультимедийный материал, учебник, информационные карточки. Самостоятельная работа в группе позволила достичь взаимопонимания и общения, активной деятельности всех детей, в том числе с низким уровнем познавательных
интересов.
Слайд 40Активность и внимательность учащихся поддерживалась комментариями, вопросами и рекомендациями учителя.
После каждого задания отслеживался уровень усвоения свежего, только что объясненного
материала, его повторение и рефлексия через фронтальную беседу, фронтальный отчет групп или через организацию самоконтроля: с помощью слайдов учащиеся проверяли правильность выполненной работы. Таким образом, использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично- поисковый метод и коллективный способ обучения.
Слайд 41Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, была подчинена общей теме урока.
Позволила не только добиться пространственного изменения позы учащихся в процессе
обучения, их свободных естественных движений и тем самым сняла утомление различных мышц, ослабила умственное напряжение, зрительное утомление, но и имела смысловую важность: установку на организацию совместных действий, и сотрудничество в ходе последующей самостоятельной работы в группе.
Слайд 42Каждое задание в ходе этапа первичного закрепления нового материала и
организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было
направлено на достижение определенной дидактической цели: составление «Кодекса родителей» - усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; игра «Верю или нет» и работа с диаграммой учебника - расширение личного опыта учащихся, посредством сопоставления теоретических знаний учащихся и жизненных ситуаций, развитие чуткости к противоречиям, обсуждение высказывания и стихотворения - создание условий эмоционального приятия и осознания ценности жизни и репродуктивного здоровья. Учащиеся успешно справились с заданиями, применив свои знания, полученные ранее, активно участвовали в обсуждение, что свидетельствует о формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни, здоровью будущих детей и своему
репродуктивному здоровью.
Слайд 43На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение
поставленных целей, эффективность своей деятельности. О домашнем задании была дана
полная информация, предложенные на выбор задания были прокомментированы.
В ходе урока были реализованы следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
по источнику получения знаний: словесные (выступления учащихся), наглядные (наглядная презентация учебного материала), практические (выполнение практических заданий);
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый (эвристический);
по способу передачи и восприятия учебной информации:
дедуктивный (от общего к частному);
Слайд 44по способу организации учебной работы, по степени управления учебной работой:
индивидуальная, коллективная форма организации работы, работа в парах и группах.
Методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обеспечили мотивацию, сотрудничество учителя и учащихся, соответствовали содержанию и целям урока. Формы познавательной деятельности способствовали включению в деятельность каждого учащегося, обеспечили сотрудничество между ними. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. На каждом этапе подводились промежуточные итоги.
Слайд 45На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть
урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать
задачи урока. Наблюдалось рациональное использование времени, выдерживался темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива. Здоровьесберегающая работа также заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.
Урок проведен продуктивно. Цели и задачи урока и каждого его этапа выполнены.
Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по биологии, учебным возможностям данного класса
Слайд 46Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило организовать
учебно-познавательную деятельность учащихся, сформировать универсальные учебные действия (УУД):
- коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи);
- регулятивные УУД (определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль);
- личностные УУД ( устанавливать связь между теоретическими знаниями и жизненными ситуациями);
- познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), находить ответы
на вопросы).
Слайд 47Интернет-ресурсы:
Эмбрион. Эмбрион. http://www.infoo.ro/img/news/size_original/copil+nenascut-WW616942ZM.jpg
Новорожденный. http://nk.org.ua/upload/1e/20131018121118_4_http-i007.radikal.ru-0911-21-28333b900ad6.jpg
Ребенок. http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_68880.jpg
Подростки. http://www.idevice.ro/wp-content/uploads/2012/12/winter-love-kids-winter-love-Holiday-Anime-2048x2048.jpg
Портрет старика в красном. http://xreferat.ru/image/48/1306188104_3.jpg
Фото:
цитомегалия. http://www.medkursor.ru/pics/32_1957874243.jpg
Фото: алкогольный синдром. http://med-lib.ru/pregnant/dop/fet_alc.jpg
Фото: заячья губа http://bticino.com.ru/images/9/f/zajachja-guba-i-volchja-past.jpg
Фото: синдром Дауна.
http://900igr.net/datai/meditsina/Bolezn-Dauna/0006-003-Deti-stradajuschie-boleznju-Dauna.jpg
Зигота http://www.biologyonline.us/Online%20A&P/AP%202/Northland/AP2lab/lab12/images/wpe12.jpg
Стадии дробления. http://www.nashi-grudnichki.ru/images/stories/2nedelya.jpghttp://www.nashi-grudnichki.ru/images/stories/2nedelya.jpg, http://www.biologyonline.us/Online%20A&P/AP%202/Northland/AP2lab/lab12/images/wpe1C.jpg,
Бластула. http://readlibrary.ru/page/1080.jpg
Дробление. http://www.tulinkocatepe.com/wp-content/uploads/1-300x201.jpg
Гаструляция. http://900igr.net/datai/biologija/Ontogenez-urok/0010-017-Stadija-gastruljatsii.jpg
Плодный период. http://900igr.net/datai/biologija/Ontogenez-urok/0011-018-Pervichnyj-organogenez.jpg
Эмбриогенез. http://old.college.ru/biology/course/content/chapter7/section2/paragraph10/images/07021004.jpg
Постэмбриональное развитие. http://ra2.wtexts.ru/tw_files2/urls_3/482/d-481201/img1.jpg
Рисунок алкоголь и беременность. http://www.gesunddurch.de/media/2012/08/gd_Kind_FAS_12KW35_Fotolia-1024x880.jpg
Силуэты людей. http://crosti.ru/patterns/00/01/61/3b5227d1f3/preview.jpg
Источник: http://www.niv.ru/shop/book/1-2-1/1140460/1140537/biologiya.htm
Информация о влияние факторов среды на плод. http://www.0zd.ru/medicina/vliyanie_alkogolya_nikotina_i.html
Источники
Слайд 48Литература
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.
Давыдов
В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.
Дудкина О.П.
Биология 6-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе Н.И.Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова.- Волгоград: учитель, 2011.-182 с.
Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1980
Козлова Т. А,. Агафонова И. Б, Сивоглазов В. И. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие – М. :Дрофа, 2007.-144 с
Харламов И.Ф. Совершенствование содержания образования в школе. Под ред. И.Д.Зверева, М.П.Кашина. М., 1985; Педагогика. М., 2003.