Слайд 1Органы дыхания
человека
Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна
(
урок с элементами моделирования)
Слайд 2Цели и задачи урока
- раскрыть значение органов дыхания;
-раскрыть взаимосвязь органов
дыхания и органов кровообращения;
- показать роль кислорода в энергетическом обмене;
-познакомиться
со строением и функциями органов дыхания;
Рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.
Слайд 3Задания на повторение или подготовка к новой теме
Объясните схему
1. Клетка--- ткань--- орган---- система
органов ---- организм
2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции
Слайд 4План работы
1. Значение дыхания
2. Связь дыхательной и кровеносной системы.
3. Органы
дыхания: строение и функции
4. Закрепление:
- заполнение таблицы сиспользова-
нием учебника,
- проблемные
вопросы
- «собери модель»
-тест
-заполнение листа достижений, рефлексия
Слайд 5И это все о воздухе:.
поговорка « Это нужно нам как
воздух!» выражает потребность организма в воздухе;
В 1846 году на судне
« Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.
Слайд 6Что такое дыхание?
Дыхание – это обмен газов
между клетками и
окружающей
средой.
Слайд 7Процесс дыхания состоит
из четырех этапов:
обмен газов между воздушной средой
и легкими;
обмен газов между легкими и кровью;
транспорт газов кровью;
газообмен в тканях.
Слайд 8Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями.
Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.
Нижние
дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.
Слайд 9Носовая полость
Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя
поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая
сеть кровеносных капилляров.
Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния).
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку,
а затем в глотку, с которой сообщается ротовая
полость. Из глотки воздух попадает в гортань.
Слайд 10Гортань – орган голосообразования
Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из
хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У
мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.
Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.
Слайд 11Из гортани воздух попадает в трахею.
Трахея
Строение: широкая трубка, состоящая и
хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка
трахеи покрыта мерцательным эпителием.
Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
Бронхи
Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Слайд 12Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть
легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Слайд 13Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.
Альвеолы густо
оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который
выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Слайд 14Органы дыхания
выполняет лишь первую часть
газообмена. Остальное
выполняет система органов
кровообращения.
Между дыхательной
и кровеносной
системами существует глубокая
взаимосвязь.
Слайд 15Различают
легочное дыхание, обеспечива-ющее газообмен между воздухом и кровью
тканевое дыхание,
осуществляю-щее газообмен
между кровью и клетками тканей.
Слайд 17Используя таблицу в тетради, объясните следующие факты:
1. Почему дыхание через
нос предпочтительнее, чем через рот?
2. Щелкните себя по щеке –
получился тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по надутой щеке- звук громкий и звучный. Почему?
Слайд 18Собери модель
Класс делится на 2 – 3 группы по 5
человек.. Из предложенного материала составьте модель органов дыхания.
Каждый ученик
выбирает материал для одного органа дыхания и объясняет свой выбор. Вместе группа собирает органы дыхания.
Слайд 19Дополни предложение
1.Газообмен между легкими и тканями происходит в …
2. Воздух
из трахеи попадает в …
3. Гортань образована …
4. Верхние дыхательные
пути….
Слайд 20Заполнение листа достижений
Я знал…..
Я узнал…….
Слайд 21Домашнее задание
Параграф 22
Задача: человек вдохнул сахарную пудру и через 10
минут почувствовал сладкий вкус во рту. Объясните это явление?