Разделы презентаций


Практикум 10 класс "Что живое делает живым?"

Содержание

Основополагающий вопрос: “Что живое делает живым?”

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема проекта: “Сущность понятий:
ЖИЗНЬ,
КРИТЕРИИ ЖИЗНИ”
Учитель биологии МАОУ лицея №

18
Галина Алексеевна Ондрина
БИОЛОГИЯ

Тема проекта: “Сущность понятий:ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ”Учитель биологии МАОУ лицея № 18Галина Алексеевна ОндринаБИОЛОГИЯ

Слайд 2Основополагающий вопрос:

“Что живое
делает

живым?”

Основополагающий вопрос: “Что  живое    делает       живым?”

Слайд 3Проблемный вопрос:
Как отличить живое от неживого?

Проблемный вопрос:Как отличить живое от неживого?

Слайд 4Дидактические цели проекта:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть

проблемную область и найти пути её разрешения,развивать возможности информационных технологий,умение

работать в команде для достижения общих целей.
Дидактические цели проекта:Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения,развивать

Слайд 5Методические задачи:
Освоить понятия:
Жизнь.

Клетка – структурная и функциональная

единица жизни.
Критерии жизни.
Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов.






Методические задачи:  Освоить понятия:   Жизнь.   Клетка – структурная и функциональная

Слайд 6Темы исследовательских работ:
Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни.
Исследование особенностей эукариотической

клетки. (Лабораторная работа).
Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа).
Клетка- ячейка жизни.


Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа).
Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа).
Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа).









Темы исследовательских работ:Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни.Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа).Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная

Слайд 7Что такое жизнь?
Учащиеся пробуют
самостоятельно ответить

на вопрос.
Сталкиваются с проблемой – невозможного краткого определения ёмкого

понятия жизнь.


Что такое жизнь?Учащиеся пробуют   самостоятельно ответить   на вопрос. Сталкиваются с проблемой – невозможного

Слайд 8Что такое жизнь?
Учащиеся переходят к работе с текстом с дальнейшим

обсуждением.
Ф.Энгельс: ”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ

существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.
В это определение вошли два важных положения:
1) Жизнь тесно связана с белками.
2) Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь.
М.В. Волькенштейн определяет это понятие так: “Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные
из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
Что такое жизнь?Учащиеся переходят к работе с текстом с дальнейшим обсуждением.Ф.Энгельс: ”Жизнь есть способ существования белковых тел,

Слайд 9Критерии жизни:
Учащиеся получают объекты: вода, камень, перо птицы, варёное яйцо,

живое насекомое в банке. Задание: распределить объекты по двум группам
Живая

материя

Неживая материя




Критерии жизни:Учащиеся получают объекты: вода, камень, перо птицы, варёное яйцо, живое насекомое в банке. Задание: распределить объекты

Слайд 10Критерии жизни:
Учащиеся испытывают затруднения при классификации таких объектов, как перо

птицы и варёное яйцо.
Для разрешения возникшей проблемы учитель предлагает квази

- исследования.


Критерии жизни:Учащиеся испытывают затруднения при классификации таких объектов, как перо птицы и варёное яйцо.Для разрешения возникшей проблемы

Слайд 11 1. Исследование особенностей эукариотической клетки.

Учащиеся рассматривают под микроскопом различные клетки.

Находят главный признак эукариот – ядро.
Сравнивают клетки и делают выводы.








1.  Исследование особенностей эукариотической клетки.       Учащиеся рассматривают под

Слайд 12 2. Исследование особенностей прокариотической клетки.
1. Рассмотрите

цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине –

зеленую окраску.
2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении.
3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити.
4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции).
5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов.
6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.



2.  Исследование особенностей прокариотической клетки.1.    Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание

Слайд 13Клетка-ячейка жизни.
Прокариоты
Не обладают четко оформленным ядром и типичным
хромосомным аппаратом.
(архебактерии,
цианобактери,
настоящие

бактерии)
Эукариоты
Имеют четко оформленное ядро:
1)Грибы
2)Растения
3)Животные

Клетка-ячейка жизни.ПрокариотыНе обладают четко оформленным ядром и типичнымхромосомным аппаратом.(архебактерии,цианобактери, настоящие бактерии)ЭукариотыИмеют четко оформленное ядро:1)Грибы2)Растения3)Животные

Слайд 14 3. Исследование движения в пространстве живых организмов.

1. Рассмотрим под

микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек

, задержите движение инфузорий.
2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты.
3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.





3. Исследование движения в пространстве живых организмов. 1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы

Слайд 154.Исследование процесса движения веществ в клетке.

1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите

его под микроскопом.
2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат.
3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.



4.Исследование процесса движения веществ в клетке.     1.    Приготовьте микропрепарат листа

Слайд 165. Исследование процесса раздражимости.
1. Рассмотрите под микроскопом препарат

сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения

белый налет.
2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку.
3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки.
4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.




5. Исследование процесса раздражимости.  1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с

Слайд 17Критерии жизни:
Обмен веществ
Cамовоспроизводство
Рост и развитие
Саморегуляция
Раздражимость
Движение
Наследственность, изменчивость.
Приспосабливаемость


Критерии жизни:Обмен веществCамовоспроизводствоРост и развитиеСаморегуляцияРаздражимостьДвижениеНаследственность, изменчивость.Приспосабливаемость

Слайд 18Уровни организации жизни:
Биосферный
Биогеоценотический
Популяционно – видовой
Организменный
Ткано – органный
Клеточный
Молекулярный

Уровни организации жизни:БиосферныйБиогеоценотическийПопуляционно – видовойОрганизменныйТкано – органныйКлеточныйМолекулярный

Слайд 19Строение вирусов.
Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК),
Белковая

оболочка
Дополнительная липопротеидная оболочка
Капсид и дополнительная оболочка защищает нуклеиновую кислоту

и способствуют проникновению вируса в клетку



Строение вирусов.Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), Белковая оболочка Дополнительная липопротеидная оболочкаКапсид и дополнительная оболочка защищает

Слайд 20Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом вирусом Bacteriofag T4
Строение фага


кишечной палочки
1 - капсидная головка,
2 - ДНК,
3

- стержень,
4 - спиралеобразный сокращающийся
капсид (чехол),
5- базальная пластинка,
6 - хвостовые фибриллы.

Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом  вирусом Bacteriofag T4 Строение фага кишечной палочки 1 - капсидная

Слайд 21


Вирусы противоречат или подтверждают понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии

живой материи?
Домашнее задание: обсудите, подумайте и напишите развёрнутый ответ на

возникшие вопросы. Приведите не менее трёх доказательств в пользу Ваших утверждений.


Желаем успехов!

Вирусы противоречат или подтверждают понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии живой материи?Домашнее задание: обсудите, подумайте и напишите

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика