Слайд 1Организация проектной деятельности с учащимися 5 класса во внеурочной работе
Сорокина
Ольга Николаевна,
учитель биологии
ГБОУ СОШ № 386
Санкт-Петербург
2015 год
Слайд 2Актуальность темы: Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном
образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет
проектная деятельность.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Слайд 3Этапы проектной деятельности :
1. Постановка проблемы. Проблема может идти
от ребенка, а может направляться учителем.
2. Тема проекта. Тема
(название проекта) должна отражать его основную идею. После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза. Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы.
7. Продукт проекта. Это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта.
Слайд 4Проекты
по содержанию
технологические
информационные
исследовательские
по форме
индивидуальные
групповые (по 4–6 человек)
коллективные (классные)
по продолжительности
краткосрочные
долгосрочные
Слайд 5
В рамках конкурса проектов учащихся 5-8 классов Кировского района Санкт-Петербурга
«Образование для реальной жизни» было решено привлечь учащихся 5-х классов,
так как в начальной школе они были знакомы с проектной деятельностью.
Слайд 6Целью нашей работы являлась применение проектной деятельности на уроках биологии.
Совместно
с учащимися были поставлены следующие задачи:
Обучение планированию (учащийся должен уметь
четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Слайд 7Материалы нашего исследования
Материалы проектной деятельности рассматривались на уроках биологии в
5 классе.
Проекты
по содержанию информационные
по форме индивидуальные
по
продолжительности краткосрочные
Слайд 8 Первый проект: Эта многоликая крапива.
Постановка проблемы: почему
крапива и накормит и вылечит и поможет в трудную минуту
(поставила ученица сама)
Актуальность: исследование крапивы позволяет развить интерес у школьников к растениям, узнать о полезных свойствах крапивы, её роли в лечении, питании и хозяйственной деятельности человека.
Цель проекта:
Изучить систематическое положение крапивы
Выявить свойства крапивы
Роль крапивы для человека
Задачи проекта:
Проанализировать литературу
Выявить свойства крапивы и ее использование
Провести исследование по данной теме
Объект исследования: крапива
Структура работы:
1.Введение
2. Основная часть:
Крапива двудомная
Химический состав крапивы
Лечебные свойства крапивы
Крапива в хозяйстве
Рецепты из крапивы
3.Исследования
4.Заключение
5.Список использованных источников
Продукт проекта: рецепт приготовления пиццы из крапивы
.
Слайд 9 Второй проект: Съедобные комнатные растения моей школы.
Постановка проблемы:
могут ли съедобные комнатные растения быть источником витаминов и полезных
веществ зимой и ранней весной в условиях авитаминоза.
Цель проекта: Выявить съедобные комнатные растений школы №386.
Задачи проекта:
• Изучить литературу по съедобным комнатным растениям
• Исследовать комнатные растения школы №386
• Провести опрос одноклассников на знания съедобных комнатных растений
Объекты исследования: Комнатные съедобные растения школы №386
Структура работы:
1.Введение
2. Основная часть:
Съедобные комнатные растения с красивыми листьями
Съедобные комнатные растения, образующие плоды
3.Исследования
4.Заключение
5.Список использованных источников
Продукт проекта: памятки о съедобных комнатных растениях
Слайд 10Проанализировали литературу, познакомились с необыкновенным растением, которое раньше считали сорняком
– крапивой. Узнали химический состав крапивы, её лечебные свойства, пищевые
ценности. Весной, когда многие люди ощущают нехватку витаминов, как не крапива может им помочь восстановить организм. Ведь это кладезь витаминов.
Результаты первого проекта
Слайд 11В итоге проведения второго проекта: В каждом доме и школе
имеются растения, которые улучшают состав воздуха, интерьер, успокаивают, снимают стресс
и некоторые среди них являются съедобными. Но следует помнить, что набрасываться на съедобные комнатные растения не надо, прежде проконсультируйтесь с взрослыми.
Из исследованных комнатных растений ГОУ СОШ №386 выявлено 17 съедобных.
5 «А» класс решил помочь в озеленении кабинетов школы. Вырастить в кабинете №37 ананас.
В итоге проведения второго проекта
Слайд 12Через проектную деятельность у детей были сформированы следующие умения:
1. Рефлексивные
умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
2. Поисковые (исследовательские)
умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию
умение отстаивать свою точку зрения
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 13Главный результат организации проектной деятельности
победа на конкурсе проектов учащихся 5-8
классов Кировского района Санкт-Петербурга «Образование для реальной жизни»
Слайд 14Заключение
Подводя итог, можно отметить: в условиях перехода на Федеральные государственные
стандарты образования второго поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает:
формирование
универсальных учебных действий школьника,
воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт,
принятие решений,
дальнейшее образование,
духовно-нравственного воспитание.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной работе. Участие в данной деятельности повышает у учащихся уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.