Слайд 1
Тема исследовательской работы
«Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека».
Цель
работы – изучить суточный биологический ритм жизнедеятельности школьника.
Задачи
1.Определить
хронотипы «жаворонки», «голуби», «совы» учащихся начального, среднего и старшего звена.
2.Как влияет хронотип на работоспособность учащихся.
3. Меняется ли биологический ритм школьников при переходе I смены на II и наоборот.
Слайд 2«В жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.» И.П.Павлов
Слайд 3В 1729 г. французский астроном де Мэран обнаружил, что листья
растений совершают периодически повторяющиеся ритмичные движения в течение суток. Позднее
были изучены разные ритмы, свойственные живым организмам. Было обнаружено более 300 физиологических процессов организма, которые повторяются с периодом в 20-28 часов. Разные ритмы имеют и различную периодичность.
Слайд 4Температура тела в определенное время суток
36,8
36,6
36,4
36,2
День Ночь
6 8 10 12 14 16 18 19 20 22 24 2 4 6
Время (ч)
Слайд 5Суточная кривая работоспособности
6
9 12 15
18 21 3 5 Время
Ночь
Слайд 6Биоритм «Жаворонок»
«Жаворонки» обычно просыпаются рано и после пробуждения чувствуют себя
бодрыми и работоспособными. Максимальные показатели температуры их тела, самочувствия, активности,
внимания, настроения, мышечной силы отмечаются в первой половине дня. Вечером эти люди испытывают сонливость и поэтому предпочитают рано ложиться спать.
Слайд 7Биоритм «Голуби»
«Голуби», как правило, не любят очень рано
вставать, но и
ложиться поздно тоже не хотят; они предпочитают придерживаться
«нормального»
распорядка дня. Наиболее оптимальное время для
проявления функциональных возможностей организма у людей
подобного типа - поздние утренние и вечерние часы.
Слайд 8Биоритм «Совы»
«Совам» всегда тяжело подыматься с постели в
ранние утренние часы: в это время показатели всех жизненных функций
у
них минимальны, внимание снижено, они делают гораздо больше
ошибок в работе. Более внимательными «совы» становятся только
к 16 часам. Вечером же им трудно лечь спать, так как в это время
суток они более активны; обычно они засыпают далеко за полночь.
Слайд 9Распределение работоспособности у «жаворонков» (а) и «сов» (б)
max
min
Слайд 10Работоспособность типов в разные сезоны нашего годового периода
«Жаворонок»
«Голубь»
«Сова»
98%
90%
93%
95%
90%
93%
98%
98%
95%
Лето
Зима
Весна/Осень
Слайд 11
Пики активности биологических типов человека
происходят два раза в течение суток.
9 ч 12 ч 14 ч 16 ч 18 ч 4 ч
«Жаворонок» «Голубь» «Сова»
Слайд 12Практическая работа
Цель: проследить изменение биоритма при переходе учебы в другую
смену.
Слайд 13Изменение смены:
I смена
1 кл.
II смена 2 кл.
(2010-2011 5 кл. (2010-2011 6 кл.
уч.год) 9 кл. уч.год)
II смена 7 кл. I смена 8 кл.
(2011-2012 (2011-2012 10 кл.
уч. год) уч. год)
Слайд 15Выводы:
Стабильность более-менее сохранилась в 10 (бывший 9) классе т. к.
изменения смены нет.
Изменились результаты в начальном и среднем звене:
в
нынешнем 8 классе возникли проблемы с активностью работоспособности на первом уроке ( 8:30 ч)
(выход из ситуации: в один из учебных дней поставили физкультуру (2 урока) в бассейне).
А в нынешнем 2 классе половина ребят испытывает трудности на последнем уроке(около 18:00 ч)
(выход: администрация старается ставить ИЗО, музыку, физкультуру, труд)
Слайд 16Заключение
Биоритмическая система – это пример
очень сложной и биологически целесообразной организации живой материи в биосфере
планеты. В процессе эволюции полезные для организма биологические ритмы генетически закрепились, и в организме развились специальные структуры, которые стали отвечать за регуляцию биологических ритмов. Они получили название «биологические или эндогенные часы». Это условный термин, указывающий на способность организма ориентироваться во времени. В основе такой ориентации лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов.
У человека функцию эндогенных часов выполняет гипоталамус-отдел промежуточного мозга, который отвечает за постоянство внутренней среды организма.
Слайд 17Литература
1. Анастасов, Л. П., и др. Человек и окружающая среда/
Анастасова, Л. П., Гольнева, Д. П., Короткова, Л. С. –
М.: Просвещение, 1997.
2. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда – М.: Новая школа, 1997.
3. Замятин, В.Д. Индивидуальность – это человек. – М.: Наука, 1999.
4. Куприянович, Л. И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976.
5. Матюшонок, М. Т., Турик, Г. Г., Крюкова, А. А. Физиология и школа детей и подростков. – М.: Просвещение, 1976.
6. Колесов, Д. В. Биология. Человек/ М. Драфос, 2002.