Разделы презентаций


Презентация:"Технология развития критического мышления на уроках биологии "

Содержание

Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов

– Осмысление – Рефлексия».

ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯМетодика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Слайд 2Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс

учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.

Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые

Слайд 3Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но 

и огромное разнообразие  педагогических приемов:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
КОРЗИНА ИДЕЙ
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ

УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»);
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
КЛАСТЕРЫ;
ИНСЕРТ;
ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ;
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ;
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»;
СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»;
СТРАТЕГИЯ «РАФТ»;
СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»;
Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал)
СИНКВЕЙН  и др.
Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Остановлюсь на некоторых приёмах, опробованных мною на практике и понравившихся детям.

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов:«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»КОРЗИНА ИДЕЙДЕРЕВО

Слайд 4Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой

темы – кластеров. (klaster – «гроздь», «пучок»)
Суть приёма - представление информации

в графическом оформлении.
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:
актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
запомнить теоретический материал по теме

Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластеров. (klaster – «гроздь», «пучок»)Суть приёма

Слайд 5Правила составления кластеров (модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета

и её спутники») :
1 этап - посередине чистого листа (классной

доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Правила составления кластеров  (модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета и её спутники») :1 этап -

Слайд 6ТРКМ
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Вызов имеющихся знаний по

теме
Активность учащихся
Получение новой информации
Соотнесение полученной информации с собственными знаниями
Корректировка учащимся

поставленных целей обучения

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Пробуждение интереса к теме

Оценка процесса изучения нового материала

ТРКМ ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯОпределение направлений для дальнейшего изучения темыВызов имеющихся знаний по темеАктивность учащихсяПолучение новой информацииСоотнесение полученной информации с

Слайд 7« Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся

на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают

или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
« Корзина идей»Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить

Слайд 8Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют

работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в

парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Правила применения:Время выполнения: 7-8 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.2 этап. 2 минуты. Затем происходит

Слайд 9На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет

собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой

теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Невидимы нашему глазу

К нам попадают через грязные руки

Микроскопические организмы

Возбудители заболеваний

Обитают повсеместно

Их много в почве

Передаются от человека к человеку

Могут жить и на растениях и животных

Пример приёма «Корзина идей» на уроке по теме «Бактерии»

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе

Слайд 10Прием «Таблица верных и неверных утверждений»
позволяет организовать работу по изучению

учебного текста на стадии «осмысление».
Учащимся предлагается несколько утверждений по

незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения  учащийся ставит значок: +, -, ?
Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.


Прием «Таблица верных и неверных утверждений»позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление». Учащимся предлагается

Слайд 11Приём «Insert»
Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой

маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в

парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.















(является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла). 

Преимущества данного приёма:

ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления

Приём «Insert» Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение

Слайд 12Приём «Fishboun» («рыбий скелет»)
В основе метода - схематическая диаграмма в

форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование

технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.

ПРОБЛЕМА

ВЫВОД

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

фактЫ

факты

факты

Приём «Fishboun» («рыбий скелет»)В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально

Слайд 13Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается

определиться с четырьмя параметрами будущего текста:














Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее

подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки. 

Р

А

Ф

Т

СТРАТЕГИЯ «РАФТ»

Пример сочинения

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:Эта структуризация

Слайд 14С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного

восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый

ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный  краткий  фактический ответ.
С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый»

Слайд 15Приём «Синквейн»
Используется на стадии «рефлексия».
Позволяет учащимся проявить творчество и выразить

своё отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ:
1.

В первой строчке название темы
2. Описание темы в двух словах (прилагательные)
3.Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4. Фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме
5. Синоним(метафора) из одного слова, передающее суть темы
Приём «Синквейн»Используется на стадии «рефлексия».Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, явлению и

Слайд 17Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать

одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные

межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).
Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика