Слайд 1РАСТВОР КАК ОСНОВА
 
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
КЛЕТОК ОРГАНИЗМА
Представлен интегрированный урок по химии
                                                            
                                    
и биологии. Данная методическая разработка объединяет как теоретическую часть, так
                                    и экспериментально-практическую. 
Толегенова К.К.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА
Цель деятельности педагога
  Интеграция школьных естественнонаучных предметов для
                                                            
                                    
дальнейшего развития и совершенствования химического образования в школе.
Собственно цель урока
                                     Систематизация, углубление знаний о растворах как основы жизнедеятельности клеток организма.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3ЗАДАЧИ УРОКА
Дидактические задачи. Обобщение знаний учащихся о растворах, осуществление коррекции
                                                            
                                    
знаний, создание условий для этих знаний применения при изучении цитологии,
                                    закрепление умений решать расчетные задачи. 
Воспитательные задачи. Формирование умений работать самостоятельно и в малых группах способствует развитию навыков само- и взаимоконтроля, сотрудничества и чувства ответственности основано на принципе сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4ЗАДАЧИ УРОКА
Развивающие задачи. Развитие логического мышления, а именно синтетико-аналитического на
                                                            
                                    
основе выполнения практических заданий, а также познавательного интереса к естественным
                                    наукам, формирование целостной картины мира.
Научные задачи. Развитие навыков синтезировать и анализировать материал, формирование научной картины окружающего мира, формирование исследовательской культуры. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
  МАССОВАЯ ДОЛЯ – отношение массы растворенного
                                                            
                                    
вещества к массе раствора. 
  Например, водный раствор хлорида
                                    натрия с массовой долей 20% - это такой раствор в 100 единицах массы которого содержится 20 единиц массы хлорида натрия и 80 единиц массы воды
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
  МОЛЯРНАЯ ДОЛЯ – 
  
                                                            
                                     отношение количества растворенного вещества (или растворителя) к сумме количеств
                                    веществ, составляющих раствор. 
Допустим, раствор содержит ν1 моль растворителя и ν2 моль растворенного вещества. 
Тогда 
N1= ν1 / (ν1 + ν2 ) молярная доля растворителя 
N2= ν2 / (ν1 + ν2 ) молярная доля растворенного вещества 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
  МОЛЯРНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (МОЛЯРНОСТЬ) – отношение количества
                                                            
                                    
растворенного вещества (или растворителя) к объему раствора. 
  Например,
                                    2 М H2SO4 означают, что в 1 литре раствора содержится 2 моля серной кислоты, т.е. С=2 моль/л 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Эквивалентная (нормальная) концентрация 
  отношение числа эквивалентов
                                                            
                                    
растворенного вещества к объему раствора.
  Пример
  2 Н
                                    серной кислоты означает раствор, в 1 литре, которого содержится 2 эквивалентные массы серной кислоты 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9РЕШЕНИЕ 
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО РАСТВОРАМ
 Оборудование: 
  штатив с
                                                            
                                    
пробирками, растворы хлорид бария, серная кислота, коническая колба, воронка, фильтровальная
                                    бумага, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель для пробирок, мерный цилиндр
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ЗАДАЧА №1 
определение массы вещества 
по заданной концентрации 
ДАНО: 
m
                                                            
                                    (BaSO4) = 23,3
ω (H2SO4) = 20% 
m (20% раствора H2SO4)
                                    - ?
РЕШЕНИЕ: 
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓+2HCl
(получить экспериментально)
m (20% раствора H2SO4) = =(9,8⁄20)×100=49 (г) 
ОТВЕТ: масса 20% раствора серной кислоты равна 49 г.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ЗАДАЧА № 2 
определение объема раствора по известной его концентрации
                                                            
                                    
ДАНО: 
ω (H2SO4) = 96% 
ρ (H2SO4) = 1,84 г/см3
V
                                    = 2 л  0,5 Н раствора
V (H2SO4) - ? см3
РЕШЕНИЕ: 
Эквивалентная масса H2SO4= 49 г 
В одном л 0,5Н раствора содержится 24,5 г, тогда в 2 л раствора - 49 г
Пусть x – масса 96% раствора H2SO4
100:96=x:49      x=51,04 г
V (H2SO4) = m/ ρ = 27,74 (см3)
ОТВЕТ: объем 96% раствора серной кислоты равен 27,73 см3.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ
Диффузия – это движение молекул или ионов из
                                                            
                                    области с высокой концентрации в область с более низкой концентрацией
Осмос
                                    – это переход молекул растворителя из области с высокой концентрации в область с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану
  Осмотическое давление – гидростатистическое давление, которое необходимо приложить для предотвращения поступления воды в раствор, в случае отделения данного раствора избирательно проницаемой мембраной от чистой воды.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ОПЫТ №1 
Изучение осмоса в живых растительных клетках
Материал и оборудование
                                                            
                                     эпидермис (кожица) лука или молодого ревеня, микроскоп, 2 покровных
                                    и 2 предметных стекол, скальпель, пинцет, дистиллированная вода, 1М раствор сахароза, 2 пипетки с грушей, фильтровальная бумага
Методика проведения опыта
   Скальпелем и пинцетом отделите полоску эпидермиса с нижней поверхности луковицы или с черенка листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него 2-3 капли дистиллированной воды. Накройте покровным стеклом и посмотрите, как выглядят клетки эпидермиса под микроскопом. Зарисуйте несколько разных клеток. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14ОПЫТ №1 
Изучение осмоса в живых растительных клетках
Методика проведения опыта
Скальпелем
                                                            
                                    
отделите другую полоску эпидермиса с нижней поверхности луковицы или с
                                    черенка листа ревеня. Повторите всю процедуру, капнув вместе воды 1М раствора сахарозы. Понаблюдайте под микроскопом за ней в течение 15 минут при большом увеличении. Зарисуйте происходящие изменения в одной или нескольких клетках.
Проведем эксперимент наоборот. Последнюю полоску под микроскопом необходимо дистиллированной водой промыть для удаления раствора сахарозы. Затем избыток жидкости убрать фильтрованной бумагой. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15ОПЫТ №1 
Изучение осмоса в живых растительных клетках
Результаты: учащиеся должны
                                                            
                                    
были определить, какие процессы происходили с полосками эпидермиса луковицы (ревеня).
                                    
А именно: плазмолиз (от греч. plásma — вылепленное, оформленное и lýsis — разложение, распад) – протопласт под действием раствора сахарозы сморщивается и отстает от клеточной стенки; 
 
обратный процесс – деплазмолиз 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16ОПЫТ №2 
Определение среднего осмотического давления клеточного сока в препарате
                                                            
                                    
растительных клеток методом начинающего плазмолиза
Материал и оборудование
  черенок ревеня
                                    или луковица, микроскоп, 4 чашки Петри, 4 пробирки, штатив для пробирок, этикетка или восковой карандаш, 2 градуированные пипетки на 10 или 25 мл, 2 стакана на 100 мл, тонкая кисточка для рисования, скальпель, тонкий пинцет, дистиллированная вода, 1М раствор сахарозы, предметно и покровное стекла, миллиметровка.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ОПЫТ №2 
 Таблица 1 – Приготовление разбавленных растворов сахарозы
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18ОПЫТ №2 
 Таблица 2 – Осмотическое давление растворов сахарозы
                                                            
                                    
при 20°С
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ 
ВОПРОСЫ
Расскажите, как произвести плазмолиз опытным путем?
В чем
                                                            
                                    суть деплазмолиза?
Существует ли зависимость между количеством плазмолизированных клеток и молярностью
                                    раствора сахарозы? Какая?
Дайте определение диффузии. Что такое «осмос»?
Как зависит осмотическое давление от концентрации раствора сахарозы?
Какое значение имеют растворы в жизнедеятельности клеток организма?
ЗАДАЧА
   
   Содержание белка в организме человека составляет 17 % от массы тела. Азота в белке содержится 16%. Определить массу азота в собственном организме, исходя из массы твоего тела (кг).
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Пример решения проверочной задачи
ДАНО:
mт = 70 кг
ωб=0,17
ωа=0,16   
                                                            
                                       
mа - ? 
РЕШЕНИЕ
mб= mт × ωб
                                    = 11,9 (кг) –
масса белка в организме
ma= mб × ωа = 1,9 (кг) – 
масса азота в организме
  ОТВЕТ: масса азота в организме равна 1,9 кг.