Слайд 2Произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание:
-
обеспечивает нормальное звукообразование;
- создает условия для поддержания громкости речи;
-
четкого соблюдения пауз;
- сохранения плавности речи;
- интонационной выразительности.
Слайд 3Цель дыхательных упражнений – сформировать у малыша сильный плавный ротовой
выдох.
Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
* Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха
* Выдох происходит очень плавно
* Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки
* Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот
* Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух
* Во время пения или разговора нельзя добирать воздух с помощью частых коротких вдохов
Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют малыша, иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо контролировать по времени. Их обязательно нужно чередовать с другими упражнениями и занятиями.
Слайд 4Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук
Это
с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части
носа) от кончика к переносице — сделать вдох.
На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Слайд 5Василек
Распустился наш цветок
Ярко-синий василек.
Ну, пойдем скорей гулять,
Аромат его
вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем
— через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Слайд 6Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж
не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть
звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Слайд 7Замочек
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели
мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление
входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Слайд 8Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он
повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по
крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Слайд 9Шарик
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш
надули.
Быстро втянуть внутрь брюшные мышцы живота, одновременно сделав резкий выдох
через нос (3—4 раза).
Слайд 10
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел —
«А-а-а» ему мы скажем.
Во
время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык,
стараясь его кончиком достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Слайд 11Буль-буль
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и
подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность.
Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть: «Давай сделаем веселые пузыри! Возьми трубочку и подуй в стакан с водой. Если дуть слабо – получаются маленькие пузыри. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!»
По «буре» в воде можно наглядно оценить силу выдоха ребенка и его длительность
Слайд 12Лети, бабочка
Для игры приготовьте пару ярких бумажных бабочек, которые легко
сделать с малышом из цветной бумаги.
К каждой бабочке привяжите нитку,
а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Покажите малышу, как бабочки приходит в движение, если на них подуть, затем предложите подуть крохе: «Посмотри, какие красивые разноцветные бабочки у нас получились! Посмотрим, умеют ли они летать. Вот здорово, полетели! Совсем как живые! Теперь ты попробуй подуть. Как думаешь, какая бабочка улетит дальше?»
Слайд 13Мыльные
пузыри
Для игры нужна бутылочка с мыльными пузырями. Сначала выдувайте
мыльные пузыри сами, предложив ребенку ловить их. Затем попросите малыша
выдуть пузыри самостоятельно.
Учтите, что часто выдувание мыльных пузырей оказывается для крохи довольно трудной задачей и требует некоторой тренировки.
Во время этой игры не забывайте о предосторожности: мыльная жидкость не должна попасть в рот или в глаза
Слайд 14Помните !
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной
речи