Слайд 1Презентация заместителя директора по УВР И.В. Матвеевой
«формирование толерантной
школьной среды в ходе совместной проектной деятельности учителей и учащихся»
Слайд 2Современный успешный человек
=
компетентный человек
Слайд 3Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.
Слайд 4Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого
человека и смотреть на вещи и с его и со
своей точек зрения.
Толерантность
Генри Форд
Слайд 5
Толерантность – одна из ключевых компетентностей , готовность и способность
человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.
Слайд 6 Школа является своего рода центром
общества.
В школе происходит
прогнозирование и планирование
будущего,
через школу общество
формулирует и утверждает собственные
перспективы.
Бетти Э. Риэрдон
Слайд 8Участники
учебно-воспитательного процесса
Слайд 10Администрация школьный коллектив
изучение
и анализ ситуации в школе (состояние толерантности);
обнаружение “очагов нетерпимости”;
мобилизация ресурсов
для изменения существующей ситуации;
развитие ресурсов (обучение педагогических кадров);
создание условий для “желаемой ситуации” (пробное внедрение элементов новой системы отношений);
формирование новой (толерантной) среды на основании успешности предварительных результатов;
мониторинг происходящих изменений, включающий социологический и педагогический анализ;
системный анализ результатов деятельности;
практическое сопоставление достигнутого и модели “желаемого положения вещей”.
Слайд 11Учитель учитель
«Единство педагогического коллектива, -
указывал Макаренко, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый
неопытный педагог в едином, спаянном коллективе возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом».
Педагогическая культура – это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию. Развитие педагогической культуры, ее обогащение, невозможно без комфортных психологических отношений внутри педагогического коллектива.
Оценить психологическую атмосферу в коллективе возможно с помощью шкалы-опросника Ф.Фидлера.
Слайд 14Педагогическая компетентность
сформированность личности (ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы, позиции);
сформированность
педагогической деятельности (технология труда учителя);
сформированность психологической культуры и педагогического общения
(климат и атмосфера труда).
Слайд 15
В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в
том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное
или заведомо негативное отношение к другому.
Учитель ученик
Слайд 16У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное
участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при
разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Учитель ученик
Слайд 17Родитель ребёнок
Прочная, нормальная
семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей,
имеющая хорошие традиции является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
Интолерантность в семье формирует
почву для дивиантного поведения
ребёнка
Слайд 18Классный руководитель
родитель
Просвещение по вопросам психологии и педагогики;
Формирование у родителей понимания принадлежности
к школьному образовательно-воспитательному пространству;
Диагностика;
Коррекционная работа;
Слайд 19Психолог классный руководитель
Папка «В
помощь классному руководителю
От педпгога-психолога»
притчи, сказки, метафоры;
упражнения на групповое сплочение, умение
общаться и т.д.;
популярные психологические тесты («Какой вы родитель», «Умеете ли вы договариваться» и т.д.);
методика «Продолжи предложение» («Я радуюсь, когда мой ребенок…»; «Школа для меня – это…» и т.д.»);
цитаты («Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что дает нам жизнь» М.Горький);
таблица возрастных особенностей учащихся 1-11 классов (для учета возрастных норм, особенностей при планировании воспитательной работы и подхода к учащимся);
список тематики родительских собраний, праздников и т.д. («Отцы» и «Дети» в меняющемся мире», «Семейная геральдика» и т.д.);
схема подготовки родительского собрания, правила поведения классного руководителя, секреты успешности, формы работы с родителями;
схема написания педагогической характеристики учащегося и т.д.
совместной деятельности
участников
учебно-воспитательного
процесса
Слайд 22Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Слайд 23 ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД
Многие «составляющие» толерантности
могут быть сформированы - путем специального обучения, социально-психологических тренингов и
т.д.
Создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных измерениях.
Слайд 24“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я
запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Слайд 25система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в
процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий –
проектов.
Метод проектов
Слайд 26Цели и задачи:
- создание творческих проектных мастерских разновозрастных детей;
- развитие
творческой инициативы учащихся;
- формировать умение ставить и решать задачи для
разрешения возникающих в жизни проблем;
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- обучить навыку самостоятельного движения в информационных полях;
- эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
Слайд 27значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог);
чувства ответственности,
самодисциплины;
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ВОСПИТАНИЮ :
Слайд 28способности к методической работе и самоорганизации;
исследовательских и творческих способностей
личности;
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение
сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ развитию:
Слайд 301. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
Слайд 312. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
Слайд 323. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
Слайд 334. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
Слайд 345. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
Слайд 356. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка; и
др.
Слайд 36КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
(ПО Хаймонду)
проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research
projects).
проекты-интервью (Survey projects).
проект-производство (Production projects).
проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance
and Organisationalprojects).
Слайд 37Требования к проектам
проект должен быть включен в процесс обучения и
воспитания учащихся;
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
деятельность
учащихся должна иметь целесообразный характер;
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную
записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название
проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Слайд 38Этапы работы над проектом:
постановка цели;
выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
обсуждение возможных
вариантов исследования, выбор способов;
самообразование при помощи учителя;
продумывание хода деятельности, распределение
обязанностей;
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
обобщение результатов, выводы;
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Слайд 39В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников
информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для
успешной работы учеников над проектом.
Слайд 40Роль ученика в проектной деятельности:
Учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный
творческий процесс на основе методики сотрудничества.
Он погружен в процесс
выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Слайд 41С помощью метода проектов возможно обучить:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их
анализ;
находить пути их решения;
работать с информацией;
находить необходимый источник, например, данные
в справочной литературе или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Слайд 42Вывод
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все
более актуальной.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая
процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Использование метода проектов способствует формированию многих компетенций у школьников и развитию их коммуникативных способностей.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.
Метод активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Слайд 43Школьные проекты
2013-2014 учебного года
Проект «Преодоление детской агрессии и жестокости»
Автор - разработчик: Каратунова Елена Леонидовна
Проект «История моего города.
Семь чудес Евпатории»
Автор – разработчик: Гавадзина Ольга Анатольевна
Проект «Великие естествоиспытатели Крыма»
Авторы проекта: Матвеева Ирина Васильевна, Гинкул
Людмила Ивановна, Грачёва Елена Анатольевна,
Золотарёв Алексей Владимирович
Проект «Великие деятели северо-западного Крыма»
Авторы –разработчики: Мегалинская Татьяна Николаевна;
Скиданова Ольга Николаевна, Савинова Ольга Алексеевна
Слайд 49РЕЗУЛЬТАТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ УЧСТНИКОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 50Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё
вкладываем.
Эмерсон Ралф Уолдо
Заключение