Слайд 1Лишайники
Биология 7 класс
«Лишайники»
Туполева Л.В., учитель биологии МБОУ СОШ №32
Слайд 2Тема «Лишайники»
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: фронтальная беседа, проблемная беседа,
рассказ, самостоятельная работа с учебником
Оборудование: таблица «Лишайники», компьютер.
Слайд 3Структура урока
Организационный момент -1 минута
Проверка знаний – 8 минут
Изучение нового
материала – 25 минуты
Закрепление изученного материала – 5 минут
Итог –
3 минуты
Домашнее задание - 3 минуты
Слайд 4II. Проверка знаний- 8 минут
Обучающие первого варианта, первого ряда выполняют
тест;
Обучающиеся второго варианта третьего ряда работают по карточкам;
С третьей группой
учеников ведется фронтальная работа по проверке знаний домашнего материала
Слайд 5Тест (проверка знаний)
1. Грибы схожи с растениями, так как:
А) способны
к фотосинтезу
Б) способны неограниченно расти
В) потребляют готовое органическое вещество
Г) содержат
целлюлозу
2. Грибы схожи с животными, так как:
А) неподвижны
Б) поглощают воду путем всасывания
В) являются гетеротрофами
Г) содержат хитин
3. К трубчатым грибам относятся
А) волнушка
Б) опенок
В) рыжик
Г) подосиновик
4. К пластинчатым грибам относятся
А) белый
Б)сыроежка
В) масленок
Г) подберезовик
5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?
А) трутовик
Б) сыроежка
В) сморчок
Г) вешенка
6. Вегетативное тело гриба образует:
А) микоризу
Б) шляпку
В) мицелий
Г) ножку
7. Фитофтора относится к классу:
А) несовершенные грибы
Б) оомицеты
В) базидиомицеты
Г) сумчатые грибы
Слайд 6Индивидуальная работа (заполните таблицу)
Царство Грибы
Слайд 7Вопросы для фронтальной работы
-как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),
-к
какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? (гетеротрофы),
-из
чего состоит вегетативное тело гриба? (из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),
- что такое микориза? (симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение, что такое симбиоз),
-что такое базидии? (органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),
- как размножаются грибы? (спорами или частями мицелия).
Слайд 8Результат проверки знаний:
Обучающие первого варианта, первого ряда проводят самопроверку (на
экран проецируются правильные ответы);
1-Б
2-Б,Г
3-Г
4-Б
5-А
6-В
7-Б
(критерии оценивания: одна ошибка- «5», две- «4»)
Слайд 9Индивидуальная работа (результат заполнения таблицы -проецируется на экране, одна ошибка-
«5», две «4»)
Царство Грибы
Слайд 10Итог проверки знаний
Итог проверки знаний
Однако знаем мы о царстве
грибов еще очень мало.
В царстве грибов существуют изумительные выдумки природы,
которые поражают человека с древнейших времен и до сегодняшнего дня.
Слайд 11Манна небесная
(рассказ учителя о библейской легенде)
Что это могло быть?
Слайд 12Вывод:
Предполагают, что, крупинки, о которых идет речь в легенде, это
съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням
Африки и Азии.
В далекие времена эти организмы называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы». В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много их заинтересовало название лекции. А Тимирязев рассказывал…
Что вы знаете о лишайниках?
Слайд 13Задачи урока:
Познакомится с особенностями строения, приспособления к симбиозу и практическим
значением лишайников.
Для этого поработаем с текстом учебника, вспомним информацию из
других источников и ответим на все ключевые вопросы нашего нового материала.
Слайд 14Ключевые вопросы нового материала
многообразие лишайников;
распространение лишайников;
строение лишайников;
питание лишайников;
размножение лишайников;
значение лишайников.
Слайд 15Лишайники
(рассказ учителя о лишайниках)
Вывод (в тетрадь): лихенология – наука,
изучающая
лишайники
Слайд 17
Среда обитания
«Выступит ли где-то из под океана подводный утес, оторвется
ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века
пролежавший под землей, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник» К.А.Тимирязев
Вывод (в тетрадь):
камни
древесные стволы
старые постройки, шифер, бетон, кирпич, шлакоблок
почва
отливно - приливная полоса
Слайд 18Разнообразие лишайников
Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника (стр.28) по
определению формы тела у разных лишайников(вывод-схема в тетради, результаты самостоятельной
работы можно сравнить со схемой на экране)
Слайд 19
Форма тела (таллом)
Накипные Листоватые Кустистые
Слайд 20Строение лишайников
Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что
тело
лишайника состоит из двух организмов: гриба и водоросли.
(Самостоятельная работа
с текстом учебника: прочитайте внимательно текст учебника на стр.28-29. Выясните строение лишайника, сформулируйте понятие симбиоз применительно к лишайникам. Вывод запишите в тетрадь).
Слайд 21
Лишайники -
- группа симбиотических организмов, представляющая собой совместное сожительство фотосинтезирующего
организма – водоросли и гриба
Слайд 22Ризоиды
Ризоиды
Клетки водоросли
Гифы гриба
Слайд 24
Размножение лишайников (рассказ учителя)
Бесполое
Половое
Спорами
Кусочками
таллома
Гаметами
Слайд 25Значение лишайников
Работа с учебником (стр.31) «Значение лишайников в природе и
жизни человека».
Предложите меры по охране лишайников.
Слайд 26Проверка (проецируется на экране)
Слайд 27Меры по охране лишайников
-регулируемый выпас оленей;
-упорядоченное движение транспорта.
Слайд 28Закрепление нового материала
Допишите предложение:
Лишайники - это___________организмы. Они состоят из________ и
зеленой водоросли.
Гриб снабжает _________водой и растворенными в ней __________________веществами.
Слайд 29Итог урока:
Можно ли лишайники назвать
изумительной выдумкой природы?
Почему?
Слайд 30Домашнее задание
стр.28-31. Работа с рубрикой «Проверьте свои знания», «Подумайте».
Внимательно рассмотрите
рисунки учебника на стр.29. Подумайте, сможет ли водоросль лишайника жить
без гриба?, а гриб – без водоросли? Подготовьте сообщение «Лишайники ХМАО-Югры»