Слайд 2Этапы урока:
Цель и задачи урока;
Проверка знаний;
Изучение нового материала:
- размеры и
положение сердца;
внешнее строение сердца;
внутреннее строение сердца;
сердечный цикл;
регуляция сердечной деятельности.
Домашнее
задание
Закрепление знаний.
Слайд 3Задачи урока
Образовательная: раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать
понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности;
Развивающая: развитие понятий
о рефлексе, видах и особенностях тканей;
Воспитательная: гигиеническое воспитание (приемы восстановления сердечной деятельности при клинической смерти); воспитание культуры учебного труда.
Слайд 4Проверка знаний
Проследите эволюцию сердца позвоночных животных.
Особенности строения артерий, капилляров, вен
и лимфатических сосудов.
Рассказать о большом круге кровообращения.
Рассказать о малом круге
кровообращения.
Раскройте значение лимфатической системы и проследите путь лимфы от момента образования до впадения в кровеносное русло.
Слайд 5Изучение нового материала
К какой части тела ни приложишь ты руку,
ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в
любом органе, но и указывает путь каждому из них?
,Древнегреческий врач,
За 70 лет жизни сердце сокращается 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нём говорят: сердце – это жизнь!
Слайд 6Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть
меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или
иначе всё земное
Умещается в его пределы,
потому что нет покоя, до всего есть дело.
Э. Межелайтис «Сердце»
Слайд 7Размеры сердца и положение его в грудной клетке
.
Слайд 8Внешнее строение сердца
Сердце имеет «сорочку» (околосердечную сумку) – слой соединительной
ткани; между сердцем и сорочкой имеется небольшое количество жидкости. Околосердечная
сумка защищает работающую сердечную мышцу.
Слайд 11Автоматизм и регуляция сердечных сокращений
Регуляция:
Нервная (парсимпатическая замедляет работу сердца, симпатическая
её ускоряет)
Гуморальная (ион K+ замедляет и ослабляет сердечную деятельность, а
ион Ca++ и гормон надпочечников адреналин её ускоряют и усиливают).
Слайд 12Подсказка для учащихся
Сердце животных, например лягушки, можно долго сохранять работающим
в физиологическом растворе для холоднокровных.
Также можно сохранить изолированным сердце и
теплокровных, хотя состав состав физиологического раствора для них иной.
Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.
Слайд 13Регуляция сердечных сокращений.
Парасимпатический(блуждающий) нерв замедляет работу сердца, а симпатический нерв
ускоряет. На деятельность сердца оказывают влияние гормоны, органические и минеральные
вещества(ион калия замедляет и ослабляет сердечную деятельность, а ион кальция её ускоряет и усиливает, как гормон надпочечников адреналин)
Слайд 14Задание на дом:
§ 22. Повторить материал §8, 21.
Изобразить схему
строения сердца, указав названия камер сердца, клапанов и кровеносных сосудов.
Слайд 15Закрепление знаний:
Где находится сердце? Каковы его размеры?
Из каких слоев состоит
стенка сердца?
Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка?
Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?
Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?
Что такое автоматизм сердца?
Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности?
Слайд 16Проверь себя!
1.Толщина стенки желудочка сердца:
а)больше в правом;
б)больше в левом
в)одинакова в
обоих желудочках;
2.Створчатые клапаны сердца располагаются между:
а) предсердиями и желудочками
б) правым
желудочком и легочной артерией
в) левым желудочком и аортой
3. Полулунные клапаны сердца располагаются между:
а) предсердиями и желудочками
б) желудочками и отходящими от них сосудами
в) только между правым желудочком и легочной артерией
Слайд 174. Сердечные клапаны открываются и закрываются в нужный момент под
влиянием:
а) сокращения мышц предсердия
б) сокращения сосочковых мышц
в) непосредственного давления крови
5.
Причина неутомляемости сердечной мышцы заключается в:
а)чередовании ее сокращения и расслабления
б) возможности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы замедлять ритм работы сердца
в) возможности рефлекторного изменения работы сердца под действием различных раздражителей
6. .Артерии – это сосуды:
а) по которым течет артериальная кровь
б) несущие кровь от сердца
Слайд 18в)несущие кровь к сердцу
7. Частота сердечного цикла возрастает под влиянием:
а) возбуждения симпатических нервов и выделения адреналина
б) возбуждения парасимпатических
нервов
в) ионов калия
8. По легочной вене течет кровь:
а) венозная
б) артериальная
в) смешанная
9. Кровь движется к сердцу по:
а) артериям
б) капиллярам
в) венам
г) лимфатическим сосудам
Слайд 19Ответы к тестам: «Проверь себя»
1. б)
2. а)
3. б)
4. в)
5. а)
6. б)
7. а)
8. б)
9. в)
Слайд 20Это интересно!
Сердце, подобно насосу,перегоняет кровь последовательно по двум связанным между
собой кругам кровообращения. Меньше минуты требуется крови, чтобы пройти большой
круг кровообращения, и всего 5 – 6 секунд, чтобы пробежать малый круг.
Слайд 21Оказывается ...
Масса сердца составляет 1/200 массы тела, однако на питание
сердца затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов, которые потребляют все остальные
органы. Обмен веществ в сердечной мышце происходит в 10 – 20 раз интенсивнее, чем в любом другом органе человека.
Сердце за всю жизнь человека сокращается 2,5 миллиарда раз. Подсчитано, что этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.
Одному японскому учёному удалось «возвратить к жизни» сердца нескольких мышей и крыс, более двух лет бывших в замороженном состоянии при температуре до – 196° С!