Слайд 1Урок обобщения и систематизации предметных знаний и умений
Кровеносная система
Слайд 2Обобщить и систематизировать знания по теме, отработать самые сложные вопросы
Создать
условия для развития любознательности, интереса к предмету
Способствовать воспитанию чувства
ответственности за своё здоровье, становлению гражданской позиции
Цели урока
Слайд 3Структура урока
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний
Применение знаний и умений в новой ситуации
Слайд 4Структура урока
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Рефлексия
(подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по
изученному материалу
Слайд 5Актуализация знаний
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определённая система, которая
обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты
обмена веществ. Такая система и возникла в процессе эволюции. Это жидкая внутренняя среда.
Какие компоненты к ней относятся?
Слайд 7Ключевые слова темы
(называют учащиеся, например:
Кровь
Сердце
Кровообращение)
Слайд 8Актуализация знаний
Терминологический диктант (группам предлагается ответить на вопросы в течение
1-2 минут)
Слайд 9Терминологический диктант
1. Красные кровяные клетки…
2. Постоянство внутренней среды…
3. Жидкая часть
крови…
4. Главный белок эритроцитов…
5. Растворимый белок плазмы…
6. Сгусток препятствующий
кровотечению из ран…
7. Кровяные пластинки…
8. Белые кровяные клетки …
Слайд 10Терминологический диктант
9. Искусственно, приготовленный раствор плазмы...
10. Способность лейкоцитов уничтожать микробы
…
11.Внутренняя среда включает...
12. Плазма крови с готовыми антителами…
13.
Препарат с ослабленными микробами или ядами их…..
Слайд 11Терминологический диктант
14. Движение крови по кровеносным сосудам…
15.Самый крупный сосуд.
..
17. Кровь, насыщенная углекислым газом..
18. Наследственное заболевание, выражающееся в
склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови…
Слайд 12Терминологический диктант
19. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия..
20.Способность организма защищаться от инфекционного воздействия…
21. Человек с 1 группой
крови – универсальный…
22. Человек с 4 группой крови – универсальный …
Слайд 13Обобщение и систематизация знаний
Сопоставьте 2 факта:
Человек, раненый в ногу или
руку погибает от большой потери крови, даже если все внутренние
органы целы.
Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.
Объясните, почему человек без крови погибает?
Каково значение крови в организме?
Слайд 15Работа с микроскопом
Настройте микроскоп, рассмотрите препарат крови.
Что вы увидели?
Слайд 16Обобщение и систематизация знаний
Фабрикой крови называют эту структуру, расположенную в
головках трубчатых костей и в плоских костях. Эта фабрика начинает
свою работу со второго месяца внутриутробного развития плода и работает всю жизнь.
О какой фабрике идёт речь?
А где разрушаются клетки крови?
Слайд 17Обобщение и систематизация знаний
Фабрика крови
Кладбище крови
Слайд 18Обобщение и систематизация знаний
Известно, что в плазме крови всегда содержится
0,9% хлорида натрия (NaCl). Если эритроциты поместить в среду с
более низким содержанием NaCl, то они лопнут. Почему так произойдёт?
Что произойдёт, если эритроциты поместить в среду с более высоким содержанием NaCl?
Слайд 20Обобщение и систематизация знаний
Вы замечали, что при мелких ранениях кровотечение
останавливается через 3-4 минуты.
Как называется и как протекает этот
процесс?
Что вы знаете о наследственном заболевании, которое вызвано нарушением этого процесса?
Слайд 22
Найдите ошибки в тексте, исправьте
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они
очень малы. В 1 мл крови – их около 10
млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток есть гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
Слайд 23Эритроциты–
красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мл
крови – их около 5 млн. Зрелые эритроциты не имеют
ядер. Это клетки двояковогнутой формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток есть гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в красном костном мозге, а разрушаются в селезенке. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ и кислорода. Заболевание, связанное с уменьшением числа эритроцитов в крови, называется малокровием.
Слайд 24Найдите ошибки в тексте, исправьте
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они
мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В
1 мл крови – их около 9 – 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом, а клетки – пожиратели называются лимфоцитами. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов. Защитную реакцию организма называют гемофилией.
Слайд 25Лейкоциты –
белые кровяные клетки. Они крупнее эритроцитов, не имеют постоянной
формы, но имеют ядро. В 1 мл крови – их
около 6-8 тысяч. В отличие от эритроцитов, лейкоциты самостоятельно передвигаются. Лейкоциты пожирают бактерий, попавших в организм. Такой способ питания называется фагоцитозом, а клетки – пожиратели называются фагоцитами. Изучением защитных свойств крови занимался И.И. Мечников. Защитную реакцию организма называют иммунитетом.
Слайд 26Чем объяснить, что стенка левого желудочка сердца толще, чем правого?
Слайд 28Малый круг кровообращения
1. Капилляры малого
круга кровообращения
Правый желудочек
Левый желудочек
Слайд 30Большой круг кровообращения
1 – капилляры большого круга кровообращения
2 – правый
желудочек
3- левый желудочек
Слайд 31Работа сердца
Существует немного механизмов, созданных , которые работают десятки лет
без поломок.
Сердце – уникальный орган: у здорового человека оно без
устали работает всю его жизнь.
В чём секрет неутомимой работы сердца?
Слайд 34Везалий
Однажды Везалий вскрывал труп человека, чтобы установить причину смерти. Каков
же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия
они увидели сокращающееся сердце!
Как объяснить этот роковой случай с Везалием, после которого он попал под суд инквизиции?
Слайд 35Автоматия сердца
Свойства сердечной мышцы:
Возбудимость
Сократимость
Проводимость
Автоматия
Слайд 36Осмыслите следующие факты:
При жаре и волнении кожа краснеет, на холоде
и при испуге бледнеет. Почему?
В известном опыте итальянского учёного Моно
человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка покажет, что та сторона, где ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему?
Слайд 37Давление крови
В результате измерений артериального давления были получены следующие данные:
120/70, 175/90, 90/50 мм рт.ст. Что означают цифры в числителе
и знаменателе дроби. Назовите показатели нормального давления у человека.
Рассчитайте ваше артериальное давление. НД для людей моложе 20 лет вычисляется по формуле: Д сист.= 1,7*возр.+83, Д .диаст= 1,6*возр.+42
Слайд 381.У пострадавшего – травма черепа. Рассечен лоб, кровотечение обильное. Кость
не повреждена.
2. У пострадавшего общая слабость, сонливость2. У пострадавшего общая слабость, сонливость,
бледность кожи и слизистых оболочек, головокружение, холодный пот, жажда, потемнение в глазах, пониженное артериальное давление, пульс слабый.
Первая помощь при кровотечениях
Слайд 39Первая помощь при кровотечениях
1. У пострадавшего – сильное кровотечение. Из
раны на правом предплечье кровь идет толчками. Цвет крови алый.
2.У
пострадавшего – сильное кровотечение, кровь вытекает медленно из резаной раны левого плеча. Цвет крови тёмный.
Слайд 40Рефлексия
Сегодня я узнал…
Мне было трудно…
Проще всего мне было…
Я почувствовал, что…
Я
теперь смогу…
Слайд 41Синквейн
Ключевое слово (что?)
Прилагательное (какой, какая?)
Что делает?
Синоним ключевого слова
Слайд 42Анализ, итоги
Достигли ли мы поставленных целей?
Как вы оцениваете свою работу
на уроке?
Подведём итоги
Домашнее задание: подготовиться к тестированию по темам
«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» – стр. 127-163
Слайд 43Формирование УУД на уроке
Регулятивные: терминологический диктант, нахождение ошибок в тексте
и исправление их (умение анализировать, делать выводы)
Познавательные: нахождение отличий, установление
соответствия (умение обобщать, делать выводы)
Коммуникативные: работа в группах, оценочная деятельность, оказание первой помощи